Анализ средств художественной выразительности по стихотворению “К Чаадаеву” (Пушкин А. С.). «Стихотворение к "Чаадаеву" (1818) – художественный анализ

План: 1. средство выразительности 2. где находится 3. пояснение

1) Оксюморон – “тихой славы” – слава по своему определению является громкой и шумной, и поэтому “тихая слава” сочетает в себе несочетаемое.

2) Сравнение – “как сон, как утренний туман” – данное сравнение является более чем точным: сон и туман проходят, не оставляя и следа, также бесследно уйдет и обман “любви, надежды, тихой славы”.

Сравнение – “Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья” – как правило, свидание всегда долгожданно,

это ожидание наполнено чувствами, пылкостью, желанием – подобно ожиданию вольности у Пушкина.

3) Метафора – “горит желанье” – желание является настолько сильным, что сравнивается с такой могущественной стихией, как огонь.

Бушующая стихия – бунт, противостояние, революция. То же значение несет метафора “свободою горим”.

4) Эпитет – “нетерпеливою душой” – слово “нетерпеливое” подчеркивает сильное стремление.

Эпитет – “святая вольность”

– вольность, свобода воспеваются как высшие чувства, высшие – значит божественные – самые чистые и правильные; подчеркивается значение, важность вольности.

5) Обращение – “Мой друг”, “Товарищ” – еще один показатель того, что жанром стихотворения является послание.

6) Инверсия – “нежил нас обман”, “исчезли юные забавы”, “но в нас горит еще желанье”

7) Метонимия – “звезда пленительного счастья” – под звездой подразумевается победа

Метонимия – “на обломках самовластья” – имеется в виду разрушение самодержавия

8) Синекдоха – если рассматривать стихотворение как обращение ко всему народу, то слова “товарищ”, “мой друг” будут передавать целое (народ) через часть (друг, товарищ)

9) Олицетворение – “Россия вспрянет” – восприятие Родины как чего-то живого, умеющего чувствовать.


Другие работы по этой теме:

  1. 1. Тема произведения: свобода 2. Круг основных проблем, затронутых автором: Служение отчизне; свобода как необходимая составляющая человеческого счастья; надежда и вера в светлое будущее страны;...
  2. Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыс­лями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную. Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что...
  3. В 1818 году в период петербургского творчества Пушкин написал стихотворение “К Чаадаеву”, впоследствии ставшее литературным символом декабристского движения. Создавая это произведение, Пушкин не намеревался его...
  4. 1. Своеобразие жанра “Слова…”. 2. Особенности композиции. 3. Языковые особенности произведения. Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря...
  5. Художественная литература является особым словесным творчеством. Для создания образов героев авторы прибегают к целому арсеналу изобразительных средств, дающему широкие возможности для выразительности. К примеру, Максим...

Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем» Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской. Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес А здесь он ¬¬¬ офицер гусарский. («К портрету Чаадаеву» , 1820) Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П. Я. Чаадаевым (1794 -1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу, участвовал в Отечественной войне (в бородинском, тарутинском, Лейпцигском и других сражениях). Несмотря на разницу жизненного опыта, в их воззрениях, в том числе общественно-политических, было много общего. Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем» , высоко ценил его, сравнивая с великими деятелями античности – Брутом и Периклом:

Обратимся к стихотворению. Перечитаем первое четверостишие: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; любовь обман надежда сонсон тихая слава туман Почему?

Назовите средства выразительности в данном четверостишье Эпитеты: Оксюморон: Сравнение: Олицетворение: Нежил нас обмантихо й юны е утренни й тихой славы как сон, как утренний туман

любовь обман надежда сон тихая слава туман «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях политического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. мирное счастье борьба

Читаем второе четверостишье: Но в наснас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. роковая власть отчизна Крепостно е рабство Военные поселения Жестокие расправы. Почему множественное число? О каком желании идет речь? Что это значит в данном контексте? Каким эмоционал ьным оттенком обладает слово?

Выделим средства выразительности в данной строфе: Эпитеты: Метонимия: Олицетворение: роковой нетерпеливою горит желанье под гнетом власти отчизны внемлем призыванье

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Желание… Наступление «минуты вольности святой» минут а вольност и святой Быстрое осуществление «вольности» Освобождение, революция Высокое, возвышенное Как ждет любовни к молодой Минуты верного свиданья. Искренность, сила нетерпения, ув еренность в осуществлении желания

верногомолодойсвятой. Назовите средства выразительности в данном четверостишье: Эпитеты: Сравнение: как ждет любовник молодой минуты верного свиданья

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! призыв действие Из текста выберите фразы соответствующие данной схеме

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Объясните значения выделенных слов и словосочетаний в контексте звезда революци я восход звезды победа дела освобождения «отчизна» , «власть» , «самовластье » , «честь» , «свобода» п о л и т и ч е с к а я л е к с к а + Слова высокого литературного ряда: «внемлем» , «упованье» , «вспрянет»

пока свободою… пока сердца…Россия вспрянет ото сна пленительногопрекрасные. Назовите средства выразительности употребленные в данном отрывке: Эпитеты: Обращение: Олицетворение: Метафора: Рефрен: Метонимия: Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь… Свободою горим Звезда счастья Свободою горим На обломках самовластья

Каким размером написано стихотворение? (четырехстопным ямбом) Одинаковой ли рифмой написано стихотворение? (нет, 1 -я стофа — перекрестной рифмой, 2 -я и 3 -я строфа — кольцевой, 4 -я и 5 -я строфы – перекрестной) Каков его жанр? (послание) Что вы можете рассказать об этом жанре? ((Дружеское послание – распространенный в те времена жанр; Пушкин к нему часто обращался, и в данном случае он вполне соответствует тону интимности и искренности. Оно рассчитано на широкий круг читателей. в дружеском послании поэт ставит большую патриотическую и революционную тему: любовь к родине и революционное служение ей воспринимается в единстве личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в послании, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства, поэтически выраженного.))

Философская лирика Пушкина горячо воспринималась читателями его времени. «К Чаадаеву» распространялось в сотнях списков (напечатать его, разумеется, нельзя было). Впервые в совершенно изуродованном виде оно было помещено в альманахе М. А. Бестужева «Северная звезда» в 1829 г. Полностью стихотворение было напечатано только в 1901 г. , т. е. через 83 года после его создания. Декабристы широко использовали послание к Чаадаеву как революционную прокламацию.

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву» Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина на темы о родине, философское, о поэзии, о любви (на выбор), например: «К морю» , «Поэту» , «Я вас любил» , «Анчар»

Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет о произошедших с ним изменениях и вспоминает время юности, когда они много разговаривали и мечтали о славе и служении отечеству. А теперь все эти мечты рассеялись и разбились о горькую действительность.

Стихотворение написано во время царствования Александра I,который сначала позиционировал себя как либерал и реформатор, но все его правление сопровождалось жесткими репрессиями. И поэт понял, ничего хорошего не произойдет, пока в стране господствует самодержавие.

При этом он замечает, что в нем не погасло стремление изменить к лучшему судьбы Родины. И не все потеряно пока, есть желание и вера в свободу, которая обязательно придет. Поэт сравнивает свою любовь к Родине с чувством любовника перед первым свиданием. Он пребывает в радостном возбуждении и ожидании.

Эти стихи были написаны не для печати. Но когда Чаадаев прочитал его близкому кругу своих знакомых, то оно так понравилось, что его тут же начали переписывать, и передавать из рук в руки. В результате это послание стало ходить по стране, будоража умы. Оно стало своего рода гражданским посланием к лучшим представителям просвещенной молодежи. Здесь впервые Пушкин открыто призывает к свержению самодержавия.

Идея веры в победу над самовластием так вдохновляла, что это произведение стало неофициальным гимном декабристов, среди которых было много друзей поэта.

И позднее, после жестокого подавления восстания, Пушкин корил себя за то, что его послание сыграло определенную роль в окончательном решении членов тайного общества «Союз благоденствия» выйти на сенатскую площадь.

Анализ стихотворения К Чаадаеву Пушкина для 9 класса

Жанр данного стихотворения А.С. Пушкина – дружеское послание, которое адресовано его другу по Царскосельскому лицею Петру Яковлевичу Чаадаеву. Особенностью данного жанра является свободная форма выражения своих мыслей, кроме адресата чаще всего оно подразумевало обращение к читателю. Говоря о личности Чаадаева необходимо отметить, что он отличался демократическими взглядами, был защитником свободы личности.

Особенностью данного послания является то, что личный взгляд на события сочетаются в нем с патриотическими, гражданскими призывами. Поэт убежден в грядущей свободе.

Сюжет стихотворения – это становление личности, как гражданина, формирование его гражданской позиции. В начале стихотворения юношеские мечты и стремленья сталкиваются с реальной жизнью:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,..
Они недолговечны и исчезают, как утренний туман.

Антитезой к первому четверостишью звучат все последующие строки стихотворения. У поэта и его современников не смотря на "гнет власти" есть желание послужить Отчизне.

Только теперь перед нами поэт-гражданин, который ждет минуты вольности, как молодой любовник ждет минут верного свиданья. А.С. Пушкин в этом стихотворении прямо выражает свою гражданскую позицию, призывая посвятить товарища и современников служению «Отчизне" своих душ "прекрасные порывы». Он надеется и призывает верить, что Россия способна пробудится ото сна, и наградой за служение Родине станет свобода и память о тех, кто боролся для достижения этой свободы.

И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Автор при написании послания широко гражданскую лексику близкую по духу декабристам («власть», "свобода", «отчизна», «самовластье», "товарищ" «гнет») и характерные для жанра послания обращения к собеседнику. Рифма стихотворения перекрестная, размер - четырехстопный ямб, придающий звучанию ясность, четкость и точность.

В стихотворении автором использованы художественные средства: эпитеты,«прекрасные порывы», олицетворение «Россия вспрянет», метафоры «звезда пленительного счастья», сравнения «как сон» и т.д. В произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как инверсия («вольности святой») и единоначалие («пока… пока…»).

Анализ стихотворения К Чаадаеву по плану

Возможно вам будет интересно

  • После Октябрьской революции многие писатели оставались в родной стране - России, но не Бунин. Он решил покинуть страну, потому что в его глазах Россия изменилась, а принять новшества для него было делом невозможным.

Сочинение

В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призыванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы...», бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа.

Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу.

Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов.

Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья», «пока свободою горим, пока сердца для чести живы», «звезда пленительного счастья»; эмоционально-оценочные 1 эпитеты: «вольность святая», «нетерпеливою душой»; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой», «на обломках самовластья».

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье;

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!.

А. С. Пушкин создал немало достойных произведений и стал великим поэтом потому, что смог решить две исторически важные задачи: сделал литературу зеркалом действительности и поднял ее искусством слова на подлинно художественную высоту. На практике показал, что творчество не «невинная игрушка», не приятное времяпрепровождение «в часы досужны», а «ремесло», которое должно выполнять важную функцию - «глаголом жечь сердца людей».

Новый виток в творчестве поэта наступил после переезда его в Петербург. Это неразрывно связано с новыми знакомствами в кругах свободолюбивой молодежи. Стихотворения и поэмы, написанные в этот период, привлекают внимание необыкновенной легкостью, острой оценкой действительности и совершенным владением словом. Наибольшее внимание вызвали вольнолюбивые сочинения: «Вольность», «Сказки. Noel», «К Чаадаеву». О последнем и пойдет речь в этой статье.

О Чаадаеве и Пушкине

Анализ стихотворения по плану принято начинать с даты и истории создания. Чтобы понять глубину пушкинских строк, необходимо рассказать немного о дружбе великих людей: Чаадаева и Пушкина. П. Я. Чаадаев - русский философ и публицист. В 1836 году в «Телескопе» опубликовали его письмо, в котором Чаадаев резко раскритиковал российское прошлое и настоящее. Власти объявили его сумасшедшим и запретили писать. Но письмо свое дело сделало, как писал Герцен, оно «потрясло всю мыслящую Россию». Знакомство Пушкина и Чаадаева состоялось в 1816 году, задолго до этой публикации.

Познакомились они в доме Карамзина в Царском Селе. Серьезный, исключительно умный и прекрасно образованный Петр Яковлевич оказал огромное влияние на нравственное развитие Пушкина. Этому человеку и посвящены знаменитые строки «надежды» и «тихой славы». Когда Пушкину грозила ссылка на Соловки, Чаадаев убедил Карамзина вступиться за поэта. В Михайловской ссылке поэт переписывался с Чаадаевым и посвящал ему свои сочинения. К нему обращены еще два стихотворения Пушкина. Несомненно, личность Чаадаева повлияла и на создание Онегина.

История написания

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», кратко рассмотрим историю его создания. У стихотворения около семидесяти вариантов и разночтений. Рукопись великого поэта не сохранилась, но авторство Пушкина никто и не думал оспаривать. Зачастую это посвящение относят к 1818 году и связывают с речью Александра I. Пушкин не поверил царским либеральным обещаниям, о чем и написал. Впервые стих был опубликован в 1829 году в «Северной звезде» без согласия автора и в сильно искаженном виде. Пушкин выразил по этому поводу свое недовольство.

Тема произведения

Стихотворение относится к вольнолюбивой лирике, в нем говорится о возвышенном стремлении к освобождению «отчизны» от «гнета» роковой власти. Это послание - призыв, в котором воплощены идеалы. В стихотворении сочетаются интонации, присущие близкой дружбе, и формулировка гражданской позиции автора. Такое сочетание довольно необычно для лирической поэзии, и оно вызывает доверие читателя, который воспринимает произведение как обращение лично к нему.

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», необходимо отметить, что автор развивает традиции гражданского романтизма. Критика строя и программа лирического героя неконкретны, но это можно считать нормой в рамках романтизма. «Ждем с восторгом», «прекрасные порывы», «звезда пленительного счастья» - это романтические образы, которые создают атмосферу служения идеалам справедливости. Автор обеспечил ясность, чистоту интонации и легкость восприятия. А искренность и гражданская позиция юного поэта не могут не привлекать читателя.

Основная мысль

Центральная темой произведения Пушкина является ожидание «минуты вольности святой». В стихотворении 21 строка, и это 10-я строка, которая занимает центральное место. Даже поверхностный анализ стихотворения «К Чаадаеву» показывает, что свое послание поэт адресует единомышленнику, поэтому излагать подробно свою позицию не требуется. Гражданская позиция раскрывается в виде дружеского послания. Герой стихотворения делится своими переживаниями. За психологической конкретикой кроется общая одушевленность, отражающая мироощущение целого поколения.

Тем самым преодолевается характерная для сентиментализма и классицизма антитеза личного и общественного блага. И жажда свободы в стихотворении предстает не как долг, а как трепетное чувство. Стремление к свободе таится в самом сердце героя и составляет смысл его существования, потому что свободный человек счастлив только в свободном обществе. Поэтому гражданское чувство здесь уподобляется любовному, что придает ему волнующе-личный характер. Сравнение молодого свободолюбивого человека с нетерпеливым любовником сплетает общественное и личное в один узел и отображает основную мысль стихотворения.

Герой стихотворения

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и рассмотрим образ лирического героя. В послании он не одинок - «нежил нас обман», он надеется, что его поймут - «горит еще желанье», поддержат - «мы ждем», и отзовутся на «прекрасные порывы». Его задача состоит в том, чтобы укрепить веру друга, к которому он обращается - «товарищ, верь», что наступит время «пленительного счастья»; не сомневаться в своем выборе, ведь они еще «горят желаньем» и ждут свободу, и это не пустые слова, они и сами готовы выполнить свой гражданский долг «пока сердца» «живы», их борьбу с «самовластьем» не забудут и «напишут имена».

В этом послании воплощен взгляд на чувства человека как на нечто изменчивое и непостоянное. Даже гражданская позиция предстает как преходящее состояние - «пока горим» свободой. Следовательно, упоение свободой проходит так же, как любовь, и нельзя упустить «души прекрасные порывы». Все это определяет настроение этого послания: нетерпение, страстное стремление к лучшему будущему, призыв к немедленному действию на благо отечества. Так в лирике Пушкина определяются черты, присущие романтическому мироощущению: нетерпеливое стремление к идеалу свободы, интерес к противоречиям человеческой души.

Можно ли в контексте заменить понятие «герой» словом «автор»? Конечно. Обрисованное в послании мироощущение было характерно для представителей того поколения, потому как цель их жизни заключалась в борьбе с неприемлемыми для них общественными тенденциями, в поддержке угнетенных. Автобиографичность послания очевидна и потому, что стихотворение обращено к конкретному человеку - близкому другу Пушкина П. Я. Чаадаеву.

Композиция стихотворения

По содержанию стихотворение «К Чаадаеву», анализ которого нас интересует, можно разделить на две части. В одной первое четверостишие с перекрестной рифмовкой, воспоминания о счастье «любви, надежды». Они наполняли душу, «нежили» воображение, как «сон», но развеялись с приходом зрелого возраста. Иллюзии юности обманчивы, но благодаря им душа стала «гореть» идеалами и жить Слово «внемлем» от «внимать» - прислушиваться, впитывать услышанное, внимательно слушать.

Во второй части автор утверждает свое отношение к несчастьям отчизны, говорит о необходимости вмешаться в ход истории и исправить ошибки, воздействуя на течение событий. Напряженность и накал чувств передается при помощи гипербол и сравнения. Герой томится - «ждет с томленьем», как «любовник молодой» в ожидании «минуты вольности». Он не сомневается, что это будет «верное свиданья», то есть оно обязательно наступит, поэтому он призывает надеться и не оставлять попыток воплотить это в жизнь. Порывы души не пройдут незамеченными, так как они подобны костру.

Ритм послания

Продолжаем анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». Кратко остановимся на ритме и стихотворном размере послания. Написано оно четырехстопным ямбом, и в нем нет разделения на строфы. Вот это единство текста создает впечатление, что монолог героя движется к подтверждению вневременной значимости «упованья», «горенья», «порывов», которые вызваны желанием освободиться «от гнета власти». Жажда свободы здесь выражается не как рациональное требование, а становится содержанием духовной жизни. На смену юношеским увлечениям пришла любовь к отчизне, которой герой жаждет себя посвятить: «отчизны внемлем призыванье».

Противительный союз «но» не только сообщает о двух периодах жизни, но и разделяет две части послания: «но в нас горит еще…». Это пятая строчка стихотворения, она очень важна, и звуковое соответствие с ней не только в этом четверостишии, в 8-й строчке, но и в 9-й строке («мы ждем…упованья»), и в 12-й («минуты… свиданья»), являясь как бы напоминанием об основной мысли.

Художественные средства

Продолжаем анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану, предложенному ниже. Гипербола (преувеличение) возникает в стихотворении в связи с тем, что автор заостряет внимание на гражданских чувствах, которые требуют самопожертвования: нетерпение должно стать «горением», а высокая цель превратить жизнь в жизнь «для чести». Призыв посвятить «прекрасные порывы» отчизне является продолжением любви к ней зрелого человека, который отказался от юношеских «забав». Наряду с гиперболами в стихотворении встречаются метафоры и стилистические обороты.

В метафоре «свободою горим» видны два плана: предметный в виде пламени и переносный, как одушевление. Они сопоставляются в одном образе. И это сравнение вносит новые оттенки в смысл. Передает не только ощутимое впечатление о духовном мире героя и его ровесников, но и эстетическую ценность, важную для них, их идеалы. Отблески костра прекрасны, и автор уподобляет им порывы души, и, напротив, высокие чувства напоминают стремящиеся к небу языки пламени.

Близость этих двух явлений подмечена давно, что известно многим по метафоре «пламенные чувства». Но в послании Пушкина она конкретизирована и характеризует политические устремления. Здесь привносится мотив жертвенности. Трагический отблеск пламени падает на современность, и поэтому единомышленники и друзья воспринимаются как люди, сознательно выбравшие свой путь и предвидевшие, что для борцов с «самовластьем» только память станет наградой. Ободрить их должно осознание того, что они пробуждают отчизну от векового сна. Что их действия приближают восход «звезды», луч которой разрушит самовластье, и их особый дар - это способность воспринимать свою трагическую судьбу как истинное счастье.

Поэтические средства

Последнее утверждение «на обломках самовластья… наши имена» выделено двумя особенностями: восходящей интонацией и сквозной рифмой, созвучной с рифмой предыдущего четверостишия: «взойдет она… вспрянет ото сна». Пятая строчка здесь как бы продолжение, отчего возникает эффект переноса. Внимание привлекается к значимости противоборствующей стороны, противником которой является самовластье, ненавистное лирическому герою. Проводя анализ стихотворения «К Чаадаеву», следует еще раз отметить, насколько большое значение придавал Пушкин своей дружбе с Чаадаевым, говоря о ней в своих личных дневниках как о «счастье».

В связи с этим неслучайно обращение к нему в послании как к человеку, чье имя встанет в один ряд с представителями поколения, «горящего» свободой. Их связывают эмоциональные факторы, главными из которых являются восторг от осознания того, что их ожидает участь героев, их деятельность на дороге «чести» принесет им славу. Все, что усвоено ими в юности, меркнет перед борьбой с самой судьбой, борьбой за свободу. В них «горит» желание доказать любовь к отечеству жертвенным служением ему. Надежда становится «томленьем упованья», что их имена не забудут потомки. И все это не обман юности, а реальность, опасная, жестокая, но принимаемая ими, их «нетерпеливою душой» в ожидании «верного свиданья».

Ранняя лирика Пушкина

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». В 9 классе общеобразовательной школы изучают более подробно лирику Пушкина. Послание «К Чаадаеву» - прекрасный пример ранней лирики. Поэтические средства, использованные автором в стихотворении, позволили выделить доминирующую идею. Она важна и для характеристики самого послания, его образного строя, и для характеристики героя. Свобода для поэта - незаменимое условие для жизни, несмотря на то, что до нее, как до звезды, сложно дотянуться. И как ни далеки эти идеальные стремления от повседневности, человек оценивается способностью посвятить свою жизнь возвышенным целям, принести себя во имя общего дела.

Для пушкинского лирического героя важен человек со всей неповторимостью своих чувств, который прилагает усилия для преодоления несовершенства, ощущаемого им как господство тьмы. Он стремится принести людям счастье, открывая путь к звезде, которая «взойдет» над ними, подобно солнцу. И пушкинский герой готов доказать неизбежность этого тем, кто неуверен. Он находит способы показать то, что выпало на их долю: это не только потери, страдания, жертвы, но и смысл жизни - «пленительное счастье».

План стихотворения

В образовательных учреждениях начиная с 5 класса учащимся предлагают провести анализ стихотворения. Это необходимо для того, чтобы:

  • Познакомить их с основными этапами творчества автора.
  • Выявить важнейшие цели и принципы художника.
  • Применить полученные знания и определить ведущую тему и жанр произведения, сюжет, проблематику, композиционное построение, ритм, преобладающее настроение автора.
  • Самостоятельно дать характеристику героя и определить соотнесенность его с автором.

Универсального плана нет, но, в 7 классе анализ стихотворения «К Чаадаеву» будет примерно таким:

  • название и автор стихотворения;
  • тема, идея (о чем стих?);
  • основная мысль (что автор хотел сказать?);
  • какую поэт рисует картину в своем стихотворении? (детали прорисовки, их цветовая гамма; слова, которые подсказали особенности изображения);
  • чувства и настроение поэта (меняются ли они от начала к финалу);
  • главные образы (как соотносится с автором; сам автор или от лица героя повествования);
  • выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);
  • собственное отношение (какие чувства у вас вызывает стихотворение?).

В 9 классе в анализе стихотворения «К Чаадаеву» дополнительно требуется определить:

  • относится ли автор к какой-либо литературной группировке (акмеист, символист, футурист);
  • ритм, стихотворный размер (анапест, дактиль, хорей, ямб и т. д.);
  • рифму (кольцевая, парная, перекрестная);
  • стилистические фигуры (анафора, антитеза, эпифора и др.);
  • лексику автора (бытовая, литературная, публицистическая; архаизмы, неологизмы);
  • автобиографичность стихотворения или прототипы и адресаты;
  • характеристика лирического героя;
  • эволюция образов в творчестве автора.
Поделиться