Гигиенические требования к проведению восстановления после работы. Санитарные требования к проведению работ. Гигиенические условия проведения производственной гимнастики на рассматриваемом предприятии

К концу рабочего дня основная масса рабочих и служащих ощущает утомление разной выраженности, причем 25 % работающих устают сильно. Не ощущают усталости лишь 20 % трудящихся, а все остальные нуждаются в послерабочем восстановлении сил. Развивающееся общее утомление может быть физическим, нервно-психическим и смешанным. Физическое утомление эффективно снимает купание в теплой воде в течение 15-20 мин. Нервно-психическое снимается динамическими нагрузочными упражнениями, в том числе на тренажерах. При сильно выраженном утомлении предпочтение отдается пассивным средствам, при умеренном - активным.

Формы послерабочего восстановления следующие.

Восстановительная гимнастика проводится сразу после окончания рабочего дня. Если условия труда отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, то восстановительная гимнастика проводится непосредственно на рабочих местах. Комплекс физических упражнений выполняется в течение 7-10 мин и включает 7-9 упражнений.

На многих предприятиях проводят занятия в физкультурно-оздоровительных центрах (ФОЦ). Это специально оборудованные помещения, позволяющие решать широкий круг задач. Помимо срочного восстановления работоспособности после окончания работы или во время ее, решаются задачи профилактики влияния неблагоприятных факторов труда, оздоровления трудящихся, а также развития и поддержания высокого уровня профессионально важных физических и психофизиологических качеств и навыков.

Для восстановления в ФОЦ используются водно-температурные средства, средства психофизической регуляции, спортивные тренажеры, пассивные средства воздействия и др.

К водно-температурным средствам относятся бассейны различных форм и размеров с изменяющимся температурным режимом; душевые установки (душ дождевой, восходящий, циркулярный, контрастный и др.); подводный массаж, каскады, ванны, в том числе для воздействия на отдельные части тела (руки, ноги), сауна, термокамеры.

Оборудуются комнаты психологической разгрузки с креслами для релаксации. Психогенное воздействие достигается при помощи различных звуковых программ: словесных, музыкальных, имитирующих.

К гигиеническим средствам восстановления относятся аэроионизация воздуха, зеленые насаждения, уголки живой природы, картины, витражи и др.

На предприятиях могут также устраиваться специальные центры психологической разгрузки, являющиеся как бы усовершенствованным вариантом комнат отдыха и отвечающие тем же гигиеническим требованиям (СНиП-92-76 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий»). Помещение центра хорошо изолируется от вредных производственных факторов: шума, вибрации, пыли, химических агентов, однако он должен находиться в непосредственной близости от рабочих мест. Центр обеспечивается приточно-вытяжной вентиляцией или установками для кондиционирования воздуха. Температура воздуха поддерживается на уровне 18-20 °С, а для работающих в жарких условиях - на 2-3 °С ниже.

Площадь центра должна иметь 2 м 2 на одного отдыхающего и не менее 15 посадочных мест.

Задача центра - текущее восстановление работоспособности, и рабочие один из регламентированных перерывов обязательно должны проводить здесь. Утомление к концу смены в те дни, когда рабочие проводят перерыв в комнате психологической разгрузки, значительно меньше, чем когда они отдыхают в обычных условиях. При этом после отдыха в центре производительность труда возрастает на 3-4%. Все шире в центрах используются видеопрограммы с элементами внушения и саморегуляции физиологических функций.

В ФОЦ обязательно должен быть тренажерный зал общей площадью 150-200 м 2 или тренажерная комната площадью от 20 м 2 . Здесь располагают стенки «Здоровье», велотренажеры для педалирования стоя и сидя, гребные тренажеры, диски вращения, массажеры различного типа, аппараты механотерапии активного и пассивного действия. Перспективны спортивно-игровые тренажеры, при работе на которых занимающийся получает физическую нагрузку, одновременно играя в телеигру или на игровом автомате, что снижает монотонность (Л. А. Калинкин). При организации занятий на тренажерах необходимо учитывать основные требования гигиены, предусматривающие обеспечение оптимальных условий внешней среды, и соблюдать правила безопасности. Расстояние между тренажерами - не менее 1,5-2 м. В конструкции тренажеров не должно быть острых, режущих и легко бьющихся деталей и приспособлений из стекла. Электрические велоэргометры должны быть заземлены.

При использовании батутов вокруг них предусматривается мягкое покрытие, а занимающиеся обеспечиваются страховочными ремнями. В зале тренажеры устанавливаются на мягкие напольные покрытия в местах, исключающих слепящее действие солнечных лучей или источников искусственного света. Необходим постоянный контроль персонала за исправностью тренажеров, устойчивостью их крепления, сохранностью страховочных устройств и защитных приспособлений.

Восстановительные занятия могут проводиться на спортивных сооружениях предприятия. Успешно исполь зуются для восстановления после работы плавательные бассейны, особенно после тяжелого труда в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях. Занятия также могут проводиться на спортивно-игровых площадках и в спортивных залах.

При устройстве открытой тренажерной площадки конструкция снарядов (многокомплектного оборудования) должна отличаться массивностью и особой прочностью. Деревянные детали должны быть хорошо отесаны и покрыты лаком. Площадку отгораживают сетчатой оградой или зелеными насаждениями. Для отдыха занимающихся предусматривают скамьи. Для текущей информации, правил самоконтроля и оценочной таблицы устанавливают доску объявлений с щитом от дождя.

— Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Post Views: 225

Министерство Образования Республики Казахстан

Казахская Академия Спорта и Туризма

Кафедра анатомии, физиологии и спортивной медицины

по Гигиене

«Гигиенические требования к планированию тренировок»

Выполнила: студентка 3 курса

ФОС 3-4 Гончарова Ирена

Проверил: к.м.н., профессор

Амангельдиева Л.М.

Алматы 2009


Введение

В системе факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект, основное место занимают различные гигиенические факторы: рациональный суточный режим; личная гигиена; закаливание; специализированное питание; гигиенические средства восстановления и др.

В последнее время значение и роль гигиенических факторов в подготовке спортсменов все более возрастают. Это обусловлено основными тенденциями развития мирового спорта: повышением тренировочных и соревновательных нагрузок; расширением тренировочных и соревновательных нагрузок; расширением возрастного диапазона участников и резким снижением нижней возрастной границы в некоторых видах спорта (плавание, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.); проведением соревнований в сложных условиях (высокая или низкая температура внешней среды, горный климат, быстрая смена климатических зон и временных поясов).

Научные исследования и практика свидетельствуют о том, что целенаправленное использование в подготовке спортсменов необходимых гигиенических факторов обеспечивает высокий уровень здоровья и работоспособности, неуклонный рост спортивного мастерства, стабильность спортивной формы, быструю адаптацию к различным условиям. Гигиенические факторы имеют важное значение в обеспечении спортивного долголетия. Анализ подготовки выдающихся спортсменов показывает, что одним из главных условий их стабильных успехов было неукоснительное выполнение спортивного режима на протяжении многих лет жизни. Особую роль гигиенические факторы играют на этапе непосредственной подготовки, а так же при выступлении спортсменов на крупнейших международных соревнованиях в сложных климатических условиях.

В то же время факты говорят о том, что тренировочные занятия в неблагоприятных гигиенических условиях, без соблюдения спортсменами рационального суточного режима, правил личной гигиены, режима питания приводят к ухудшению здоровья и резкому снижению спортивных результатов.

Структура системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов

Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов имеет определённую структуру и состоит из следующих элементов:

Гигиенические требования к тренировочному процессу и соревнованиям;

Оптимальные социально-гигиенические факторы микросреды, быта, учёбы, трудовой деятельности;

Рациональный суточный режим;

Личная гигиена;

Закаливание;

Специализированное питание и рациональный питьевой режим;

Оптимальные условия при проведении тренировок и соревнований;

Вспомогательные гигиенические мероприятия по восстановлению и повышению работоспособности;

Специализированные комплексы гигиенических мероприятий при подготовке и выступлении в сложных условиях.

Система гигиенического обеспечения должна применяться на всех этапах подготовки спортсменов. Цель системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов – способствовать сохранению и укреплению здоровья, повышению спортивной работоспособности, продлению спортивного долголетия, профилактике спортивного травматизма, быстрой адаптации спортсменов при тренировках и соревнованиях в сложных условиях.

Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов включает программу каждого элемента (питания, закаливания и т.д.). При реализации программ проводится комплексный контроль, который включает данные о динамике состояния здоровья, спортивной работоспособности и самочувствия спортсменов.


Гигиенические принципы тренировочного процесса и соревнований

Основной гигиенический принцип системы физического воспитания, построения тренировочного процесса и проведения соревнований – это обеспечение оздоровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении работоспособности спортсменов. В ходе тренировок и соревнований тренеры должны не только предотвращать возможные случаи нарушения здоровья спортсменов, но, прежде всего, активно использовать различные средства и методы для укрепления здоровья занимающихся.

Обеспечение оздоровительной направленности тренировочного процесса и соревнований возможно при соблюдении определенных гигиенических положений, направленных на оптимизацию тренировочного процесса и соревнований возможно при соблюдении определенных гигиенических положений, направленных на оптимизацию тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

Важное гигиеническое значение имеют первичные врачебные обследования, которые являются обязательными для лиц, приступающих к тренировочным занятиям. Регулярный, врачебно-педагогический контроль – обязательное и необходимое условие спортивной тренировки. Важное значение имеет также самоконтроль. Регулярные наблюдения спортсменов за состоянием своего здоровья позволяют не только получить ценную информацию об изменении тренированности, но и выявить индивидуальные особенности при воздействии тех или иных гигиенических факторов. Планирование и проведение тренировочного процесса должны осуществляться с учетом половых и возрастных особенностей занимающихся.

Важное гигиеническое значение имеет применение в тренировочном процессе различных педагогических средств и методов, способных вызвать нарушение здоровья занимающихся. Для повышения оздоровительного эффекта спортивной тренировки следует широко использовать благотворное воздействие на организм солнечной радиации, водных процедур и морских купаний, ионизированного воздуха.

В целях обеспечения общей оздоровительной направленности спортивной тренировки и профилактики состояний перетренированности и перенапряжения тренировочный процесс должен осуществляться с учетом общих педагогических принципов и специфических закономерностей тренировки, которые основаны на важнейших физиологических и гигиенических положениях.

При построении педагогического процесса необходимо учитывать закономерные изменения функционального состояния и работоспособности спортсменов, которые обусловлены влиянием биоритмов и ряда природных и социальных факторов.

Сезонные изменения работоспособности характеризуются волнообразной кривой, которая имеет наибольший подъем в конце лета и осенью с наибольшим снижением в конце зимы и весной.

Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повышении ее к среде и последующем снижении к субботе. Наиболее четко такая динамика прослеживается у школьников и студентов.

Суточные изменения работоспособности (циркадные ритмы) , как уже отмечалось выше, обусловлены суточным биоритмом различных функциональных систем организма и режимом двигательной деятельности.

В процессе подготовки спортсменок важное значение имеет ряд гигиенических положений. Прежде всего, при планировании тренировочного процесса следует учитывать следующие основные анатомо-физиологические особенности женского организма. Мышечная ткань у них составляет 32-35% веса тела (у мужчин 40% и более), зато жировой ткани на 10% больше, чем у мужчин.

Чрезмерные тренировочные и соревновательные нагрузки вызывают у женщин значительные вегетативные сдвиги. Биологические особенности женщин связаны с овариально-менструальным циклом, который проявляется с наступлением половой зрелости, обычно в 12-14 лет. Спортсменки, тренеры и врачи должны постоянно вести наблюдения за изменениями самочувствия и спортивной работоспособности в связи с менструальным циклом. Спортсменки, у которых в менструальный период ухудшаются самочувствие и работоспособность, освобождаются от тренировок и соревнований.

После аборта приступать к тренировкам разрешается только после окончания первой нормальной менструации. В период беременности выступать в соревнованиях запрещается, однако рекомендуется выполнять физические упражнения.

Гигиенические положения по организации и проведению соревнований зафиксированы в правилах соревнований по различным видам спорта. На основаниях этих положений в правилах соревнований по различным видам спорта регламентируется следующее: правила допуска спортсменов к соревнованиям; возраст участников соревнований (различные возрастные группы спортсменов); весовые категории участников соревнований; одежда и обувь спортсменов; защитные приспособления для спортсменов; порядок проведения соревнований (количество и продолжительность раундов, схваток, таймов и время отдыха между ними); спортивные нагрузки в зависимости от возраста и уровня подготовленности спортсменов; запрещение применения технических приемов и ведения спортивной борьбы, которые могут привести к травмам; особенности медицинского обеспечения участников к соревнования; оборудование мест проведения соревнований; необходимый спортивный инвентарь; метеорологические условия при проведении соревнований на открытом воздухе; микроклиматические условия при проведении соревнований в крытых спортивных сооружениях; освещенность мест проведения соревнований; защитные приспособления ля зрителей.


Список используемой литературы

1. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учеб. Для ин-тов и техн. Физ. Культ.

Организацию и проведение работ выполнить на основе проекта организации строительства и проекта производства работ, разработанных с учетом требований действующей нормативной документации, а также санитарно-эпидемиологических правил, изложенных в следующих документах:

– СанПиН 2.2.2.1327-03 “Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту”;

– СанПиН 2.2.3.1384-03 “Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ”.

Работодатель обеспечивает постоянное поддержание условий труда, отвечающих требованиям вышеуказанных правил.

Проектом предусмотрены следующие требования на время выполнения работ:

  • временное проживание работающих во временном жилом городке;
  • санитарно-бытовое обслуживание строителей на участках работ предусматривается за счет существующих бытовых помещений предприятия и во временных передвижных помещениях, устанавливаемых в непосредственной близости от места производства работ (в гардеробной, совмещенной с помещением для обогрева, туалетах);
  • стирку спецодежды (не реже двух раз в месяц), нательного и постельного белья производить в прачечной ВЖГ по договору подрядчика.
  • строительные машины, транспортные средства использовать по назначению и в условиях, установленных предприятием изготовителем;
  • уровни шума, вибрации, загазованности на рабочем месте машиниста (водителя) должны соответствовать паспортным данным на применяемые строительные машины;

– при работе с виброопасным ручным инструментом суммарное время контакта с вибрацией в течении рабочей смены устанавливается в зависимости от превышения гигиенических норм с таким расчетом, чтобы эквивалентный корректированный уровень вибрации не превысил 112 дБ;

– регламентированные перерывы продолжительностью 20-30 минут устраиваются через 1-2 часа после начала смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 40 минут;

– перерывы на обогрев могут сочетаться с перерывами на восстановление функционального состояния работника после выполнения физической работы. В обеденный перерыв работник обеспечивается «горячим» питанием. Начинать работу на холоде следует не ранее, чем через 10 минут после приема «горячей» пищи (чая и др.).

По договору с Заказчику обеспечить рабочих питьевой водой на стройплощадке из расчета 3,0-3,5 л (согласно СанПиН 2.2.3.1384-03).

строителей бесплатно обеспечить за счет работодателя специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами на выполнение отдельных видов работ (см. СанПиН 2.2.3.1384-03); количество средств защиты определить в ППР конкретно для каждого исполнителя;

работодатель при выдаче СИЗ обеспечивает проведение инструктажа по правилам пользования и способам проверки исправности этих средств;

– применяемые спецодежда, спецобувь, каски и другие средства индивидуальной защиты должны иметь сертификат соответствия и подвергаться периодическим контрольным осмотрам и испытаниям в порядке и сроки, установленные техническими условиями на них.

– подрядчик должен неукоснительно выполнять требования к медико-профилактическому обслуживанию согласно разделу XIII СанПиН 2.2.3.1384-03, а также требований по безопасности и охране труда (СанПиН 2.2.3.1384-03 разделы II-XIII, XV-XVII, XX, XXII-XXIV, XXXII,XXXIV, XXXV) с учетом специальности, квалификации или занимаемой должности.

Работающие обеспечиваются санитарно-бытовыми помещениями и устройствами (вагон-домики, туалеты) в соответствии с действующими нормами и характером выполняемых работ для обеспечения режима труда и отдыха. Потребность во временных помещениях определена в разделе 14. Вагон-домики оборудуются устройствами для кипячения воды и укомплектовываются одноразовой посудой. На использование мобильных вагончиков подрядчик должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение и согласование с органами санитарно-эпидемиологического надзора на их применение.

Для санитарно-бытовых нужд рабочие используют существующие умывальные и душевые помещения ВЖГ.

Согласно требований п. 2.5 раздела «Санитарно-бытовые помещения» СНиП 2.09.04-87 при определении потребности в санитарно-бытовых помещениях для работающих при расчете в ППР должна учитываться зависимость от групп производственных процессов.

8.1. Работы в охлаждающей среде проводятся при соблюдении требований к мерам защиты работников от охлаждения.

8.2. Лиц, приступающих к работе на холоде, следует проинформировать о его влиянии на организм и мерах предупреждения охлаждения.

8.3. Работающие на открытой территории в холодный период года обеспечиваются комплектом средств индивидуальной защиты (СИЗ) от холода с учетом климатического региона (пояса). При этом комплект СИЗ должен иметь положительное санитарно-эпидемиологическое заключение с указанием величины его теплоизоляции.

8.4. Во избежание локального охлаждения работающих следует обеспечивать рукавицами, обувью, головными уборами применительно к конкретному климатическому региону (поясу). На рукавицы, обувь, головные уборы должны быть положительные санитарно-эпидемиологические заключения с указанием величин их теплоизоляции.

8.5. При разработке внутрисменного режима работы следует ориентироваться на допустимую степень охлаждения работающих, регламентируемую временем непрерывного пребывания на холоде и временем обогрева в целях нормализации теплового состояния организма.

8.6. В целях нормализации теплового состояния работника температура воздуха в местах обогрева поддерживается на уровне 21-25 °С. Помещение следует также оборудовать устройствами, температура которых не должна быть выше 40 °С (35-40 °С), для обогрева кистей и стоп.


8.7. Продолжительность первого периода отдыха допускается ограничить 10 минутами, продолжительность каждого последующего следует увеличивать на 5 минут.

8.8. В целях более быстрой нормализации теплового состояния и меньшей скорости охлаждения организма в последующий период пребывания на холоде, в помещении для обогрева следует снимать верхнюю утепленную одежду.

8.9. Во избежание переохлаждения работникам не следует во время перерывов в работе находиться на холоде (на открытой территории) в течение более 10 минут при температуре воздуха до -10 °С и не более 5 минут при температуре воздуха ниже -10 °С.

Перерывы на обогрев могут сочетаться с перерывами на восстановление функционального состояния работника после выполнения физической работы. В обеденный перерыв работник обеспечивается «горячим» питанием. Начинать работу на холоде следует не ранее, чем через 10 минут после приема «горячей» пищи (чая и др.).

Одним из важнейших условий сохранения работоспособности школьников является чередование учебной деятельности с отдыхом. Во время учебных занятий в школе это обеспечивается предоставлением перерывов (перемен) между уроками. Значение перемен заключается прежде всего в том, что они обеспечивают отдых и восстанавливают работоспособность школьников.

Продолжительность перемен должна быть достаточно велика. Пятиминутные перемены неэффективны, даже после относительно небольшого утомления учащихся они не полностью восстанавливают их работоспособность. Восстановление работоспособности складывается из двух фаз: восстановления и упрочения достигнутого состояния. Пятиминутная перемена не обеспечивает второй фазы отдыха, и новая, даже незначительная, нагрузка на следующем уроке возвращает организм в состояние сниженной работоспособности. Установлено, что для снятия утомления, возникшего во время урока, необходим отдых продолжительностью не менее 10 мин. С гигиенической точки зрения целесообразно устраивать две перемены по 20 мин. Действительно, после двух уроков еще нет необходимости в 30-минутном отдыхе. Кроме того, две большие перемены по 20 мин дадут возможность обеспечить учащихся всех классов горячими завтраками. Большая перемена продолжительностью свыше 30 мин не нужна даже при самых благоприятных условиях, слишком большие перерывы в труде приводят к исчезновению так называемой рабочей установки. На уроке после большой перемены у школьников больше времени уходит на врабатываемость.

При организации перемен следует исходить из разработанной отечественными учеными теории активного отдыха, согласно которой наилучший отдых утомленного органа и организма в целом достигается не при полном покое, а при двигательной активности. Двигательная активность школьников в виде подвижных игр, физических упражнений, проводимых во время перемен, способствует более полному восстановлению работоспособности. На следующий урок, после перемены, проведенной в движении, школьники возвращаются в класс хорошо отдохнувшими и способными продолжать работу.

Во время урока происходит торможение двигательной сферы, преодолевается естественная потребность детей в движении. Сохранять неподвижность учащимся очень трудно, особенно детям младшего и среднего школьного возраста. Перемена должна служить растормаживанию двигательной сферы, выходу накопившейся энергии, проявлению естественной для детей двигательной активности. Запрещать детям бегать, резвиться — грубая ошибка, основанная на игнорировании биологической потребности растущего организма в движении.

Однако двигательная активность детей во время перемены полезна только в известных пределах, в противном случае возможно перевозбуждение детей, когда перенасыщенная движениями перемена приводит не к отдыху, а к усталости. Двигательная активность детей на перемене должна быть введена в известные рамки. Очень полезно проведение перемен на пришкольном участке. Это имеет большое значение для быстрого восстановления работоспособности школьников, удлиняет время их пребывания на свежем воздухе, в условиях более комфортного светового климата способствует физическому развитию, повышает иммунную реактивность, закаляет организм детей и подростков. Поэтому, несмотря на трудности организации перемен на школьном участке, нужно стремиться к этому, используя все имеющиеся возможности.

Если учащиеся проводят перемены в рекреациях, то необходимо заботиться об их проветривании во время урока.

Перемены, во время которых дети повторяют материал предстоящего урока или остаются сидеть в классе, пользы не приносят. Не вызывает одобрения и такая организация перемен, когда школьников выстраивают попарно и прогуливают по кругу. Это насилие над организмом ребенка. Отсутствие возможности во время перемены побегать и поиграть не позволяет школьникам полноценно отдохнуть. Исследования подтверждают, что наилучший отдых и более полное восстановление работоспособности во время перемены достигается в том случае, когда детям предоставлена возможность проводить перемены по их усмотрению под направляющим контролем педагогов.

Поделиться