Индийские дома. Индийский дом: крепость для большой семьи. Планировка по «васту»

То она является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации и отличается большим многообразием стилей, так как в ее создании участвовало множество племен и народов, обитавших в различных природных условиях и находившихся на разных ступенях социального развития.

Традиционные жилища Индии

Несмотря на стремительное развитие мегаполисов, основная часть населения Индии живет в сельской местности. Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что в некоторых индийских деревнях (преимущественно в долинах) при строительстве уже достаточно давно используются типовые европейские . Однако существуют и такие районы, в которых жилищное строительство ведется согласно древним традициям, главной отличительной чертой которых является планировка поселений в зависимости от региона страны.

Так, на севере Индии чаще всего строили из кирпича. Основная масса таких жилищ состояла из 1-2 комнат и веранды. Особо зажиточные слои населения возводили дома с большим количеством комнат, однако таких домов было немного. Для северных районов были характерны крупные поселения, в которых могло проживать до нескольких тысяч человек.

В южных областях Индии преобладали каменные и деревянные дома. Такие были свойственны тамилам, которые жили в больших деревнях и строили свои дома из кирпича и бамбука. Бедные индийцы жили в скромных хижинах, собранных из веток, тростника и пальмовых листьев. Иногда на юге страны можно было встретить небольшие поселения народов андхра, в которых бытовали глинобитные и каркасные жилища.

В западной Индии , которую изначально населяли преимущественно полукочевые народы, существовали переносные жилища, которые было удобно транспортировать при сезонных кочевьях. Чаще всего такие имели вид палаток, состоящих из деревянных шестов и натянутой на них шерстяной или брезентовой ткани. Пол внутри палатки устилался циновками, в центре обустраивался очаг.

На территории Индо-Гангской равнины деревни чаще всего имели уличную планировку. На каждой улице располагалось несколько глинобитных , оснащенных плоскими крышами. Представители разных каст селились в определенных кварталах, соответствующих их статусу. Впрочем, такая особенность поселений соблюдалась во всех регионах Индии, где существовали кастовые различия.

В горных областях и тропических лесах Индии были очень разными. Интересную конструкцию имели дома, которые строились неподалеку от Гималаев. Обычно они возводились на очень высоких фундаментах или столбах. На склонах гор существовали поселения, которые напоминали настоящие крепости. В лесах преобладали легкие жилища на сваях, построенные из бамбука, тростника и обмазанные глиной. Нередко лесные деревни представляли собой одну улицу, по обеим сторонам которой располагались жилые постройки.

Несмотря на такое многообразие видов, все традиционные индийские имели и некоторые сходные черты. Практически повсюду, даже в холодных горных регионах Кашмира, самым главным местом индийского дома был открытый или полузакрытый внутренний двор, где семья проводила большую часть времени. Такой двор мог располагаться на открытой площадке, террасе или в павильоне, причем двор занимал куда более внушительную площадь, нежели жилые помещения. Внутренние дворы богатых жилищ вымащивались кирпичом или камнем, в бедных домах это была просто утрамбованная земляная поверхность. Почти неизменной принадлежностью всех внутренних дворов был колодец или водоем и одно-два дерева, создающие тень.

Жилищная архитектура Гоа

В отдельную категорию можно вынести индийского штата Гоа, который до недавнего времени являлся португальской колонией. Это не могло не сказаться на стиле традиционных жилищ Гоа, которые абсолютно не похожи на другие национальные дома Индии. Наиболее ярким образцом архитектуры Гоа является его столица – Панжим , известная своими старинными площадями и домами, образующими узкие коридоры улиц. В самом древнем жилом районе города Фоутайнахасе тесные улочки создают причудливую картину из висящих балконов, цветных крыш и резных столбов.

Стены домов обычно возводили из местных – глины и латерита. Крыши, как правило, имели покатую форму и покрывались красной черепицей. Для отделки фасадов богатых вилл в Гоа импортировали мозаичную плитку, мрамор, стекло, зеркала и гобелены из Португалии и Испании, а фарфор - из Юго-Восточной Азии, Китая и Макао. Нередко фасады украшались пилястрами, лепниной и декоративными решетками.

Большинство традиционных жилищ Гоа имело или поддерживаемые портики, где на каменных скамьях в теплое время года семьи проводили свои вечера. Также дома имели широкие крытые веранды, тянущиеся по всему периметру дома.

К концу XVIII века в жилищной архитектуре Гоа наблюдается некоторое изменение стиля: суть остается прежней, но теперь дома окрашиваются в более спокойные цвета, и увеличивается использование в отделке. Жилища становятся более просторными, с высокими потолками. К веранде теперь ведет широкая лестница, которая является показателем статуса владельца дома. В богатых домах решетки перил таких лестниц выполняются в стиле барокко с характерными витиеватыми рисунками. Чугун для изготовления решеток импортируется из Британской Индии.

Самое главное для индийца – семья, а для семьи самое важное – дом. Это центровое место в жизни индийской семьи, которому уделяется большое внимание и дарится любовь. Индийцы крайне тяжело расстаются с родовыми домами и продают их лишь в самом крайнем случае. Связь с домом, землей на которой он стоит, практически священна. Где бы ни жил индиец, он будет всегда с гордостью и радостью навещать семейный дом. Молодой человек либо , либо будет регулярно приезжать, если поселится далеко. А девушка, выйдя замуж, будет при каждом удобном случае сбегать в родительский дом в гости.

Как и много лет назад, индийцы предпочитают проживать большими семьями. Хозяин с женой, его сыновья со своими женами и детьми, какие-нибудь бедные родственники или одинокие члены семьи. Человек 15 набирается легко. Большая семья – большой дом. Когда индийцы с гордостью рассказывают о том, что у них дом с 10-ю комнатами – верьте им. Это вполне реалистично. Просто стоит помнить, что в этих десяти комнатах могут проживать 5 семей. У каждой семьи может быть и отдельный вход. Получается такой мини-многоквартирный вариант. И непосредственная семья (родители, братья и сестры) хвастливого рассказчика может обладать, например, лишь 2-мя комнатами.

В центре дома или перед ним обязательно устраивается общий дворик, из которого отходят коридоры и двери. Если семья богата, он будет выложен мрамором и украшен. В простой семье – забетонирован, ну, а на крайний случай, просто глиняный или земляной. Здесь члены семьи могут собираться, проводить совместные церемонии, отдыхать или работать, что-то хранить, сушить одежду. Индийская традиционная кровать из легкого деревянного каркаса и натянутых ремней без усилий выносится наружу и обратно, если хочется полежать на свежем воздухе. Двор прекрасно подходит для такого отдыха. В жару индийцы могут остаться тут на всю ночь, если в комнатах нет кондиционеров. В домах побогаче бывает и внутренняя общая гостиная. В простых домах ее роль будет исполнять любая самая лучшая комната.

Еще одно интересное место индийского дома – это крыша. Плоская, забетонированная, с бортиками или перилами. Крыша пользуется такой же популярностью, как и общий двор. Здесь и отдыхают, и любуются окрестными видами, и сушат урожай, и готовят, и . Здорово, что климат и условия позволяют индийцам делать такие крыши. Такая огромная территория получается! У нас бы, наверное, такая крыша под снегом провалилась.

В традиционном индийском доме холодные полы из мрамора, плитки, бетона. Коврики бывают, но редко. В основном плетеные циновки, и расстилаются они, когда нужно рассесться на полу, для церемонии, например. Индийцы привыкли ходить по холодному, даже ледяному, босиком. Иностранцам же приходится не очень удобно. С учетом того, что перед входом в дом обувь принято снимать, а тапочки обычно никто не предлагает. Стены и потолок оштукатурены и покрашены. Чаще всего мне попадались белый, желтый, зеленый и розовый цвета стен. Места для хранения вещей – полки и шкафы – делаются прямо в стенах и уходят внутрь как ниши. Они могут быть занавешены шторками или открыты и уставлены статуэткам, рамками с фотографиями, павлиньими перьями и другими элементами декора. На широкую полку, расположенную высоко под потолком, складывают то, чем редко пользуются, плюс, коробки, сумки или чемоданы с одеждой. Понадобилось что-то — полез наверх, достал огромный чемодан, вынул вещь, убрал обратно. То, что носится каждый день, вешается на вбитые в стену крючки. Кровати у индийцев низкие, довольно большие и жесткие. Ночью здесь спят, а днем валяются, сидят, едят, работают. Бедные индийцы часто спят по нескольку человек на кровати, поэтому с постельным бельем не заморачиваются. Постелил простынь – и спи, пока видимой грязи не появится. Укрываются любым одеялком или пледом, та же подушка и для сна, и для сидения облокотившись на нее днем, хоть хозяина, хоть гостя. Тали с едой ставятся прямо на кровать. Индиец садится рядом по-турецки и ест.

В простых домах мебели очень мало. Часто все заканчивается кроватью и внутристенным шкафом. Иногда бывают дешевые тумбочки и какое-нибудь облезлое кресло. В домах побогаче бывает очень красивая традиционная мебель – диваны, кресла, шкафы, тумбочки. Несколько раз видела что-то типа больших железных сейфов. Видимо, для хранения золота. Признаки того, что у семьи все хорошо – наличие холодильника (в первую очередь), телевизора (во вторую) и кондиционера. Вне зависимости от того, есть ли кондиционер или нет, под потолком будет висеть вентилятор.

Окна у индийцев небольшие, обычно зарешеченные, часто вовсе без стекол. А может и не быть окна, тоже вариант. В солнечный день комнаты выглядят грустно и неуютно. Но индийцев, в отличие от нас, солнце не интересует. У них его слишком много. Засядут в полутемной, зато прохладной комнате, включат телевизор – и вот оно, счастье.

Неприятным следствием окон без стекол и неплотных дверей без порогов является то, что вы не можете надеяться жить в комнате один. К вам обязательно заберутся домашние животные. Мухи, жуки, кузнечики и всяческие жужелицы лишь придают экзотики. Ящерок, которые ползают по стенам и сидят под потолком по всей Азии, многие даже любят (хотя индийцы их боятся и считают ядовитыми). Но когда мы обнаружили в комнате 3-х маленьких скорпионов, было уже совсем не до смеха. Дом стоял на природе, и хозяин ремонтировал забетонированный двор, в конце тщательно залив его водой. Вот бедняги и полезли кто куда. А к нам, наверняка, под дверью проползли.

Организуя свой дом, индийцы думают о практичности, а не о красоте. Мебель может быть очень старой, странной, несуразной. Главное, чтобы она выполняла свое предназначение. Хотя, картины, плакаты, статуэтки, конечно, тоже имеются. Но плакат, например, может быть приклеен к стене кривыми кусками газеты, а статуэтки закрыты гирляндами свисающих проводов. Об идеальности и аккуратности индийцы не заморачиваются. Также, как и о целостности картинки. Они не будут обращать внимания на провода, даже глаз на них не задержится. Главное, чтобы было все, что нужно, тогда комнатой гордятся. На кровати можно спать – значит, хорошая кровать. Скатерть на столике в не выводящихся пятнах – ну и что, ее же стирали. Главное, стол закрыт и наряжен вроде как.

На индийской кухне обычно не едят, как у нас. Самый простой вариант старой традиционной кухни или просто деревенской – это полки для хранения посуды и продуктов и все. Готовят прямо на полу. Если это деревня – для варки-жарки может и вовсе костерок использоваться, либо газовая горелка. В домах побогаче и посовременнее уже есть столешницы или столы и газовые плиты. Даже если в семье есть электрическая плита – без газовой горелки никуда. А как же готовить чапати без живого огня? Не буду брать в расчет столичные дома, но в провинциальной и сельской Индии из техники кроме холодильника на кухне мало что можно найти. Попадались миксер и тостер. А так – все руками, по старинке.

Особенность среднестатистической индийской ванной в том, что она вся залита водой. Почему-то они не считают нужным делать для душа отдельное место, чтобы основной пол и туалет были сухими. Душ может торчать совершенно откуда угодно и заливать всю территорию. Очень часто в индийских домах водопровода нет. Вода набирается из семейного колодца или из общей уличной колонки. Тогда моются из ведер, поливаясь водой из специальной пластмассовой кружки. Даже если есть душ, ведро и кружку вы найдете в любом доме и отеле ниже 4-х звезд. И довольно большая часть индийцев предпочтет сначала набрать воды в ведро, а потом оттуда мыться, нежели стоять под душем. Я была в ванных и в бедных и в богатых домах. На мой взгляд, везде не достаточно удобно, не хватает мебели и каких-то деталей для комфорта. Не знаешь, как расположить одежду и вещи, чтобы ничего не падало, не мокло, удобно было доставать. Складывается впечатление, что индийцы сначала делают что-то (вешают, вбивают, располагают относительно друг друга), . Или вовсе не думают.

В деревенских домах особая экзотика. Ванной там может не быть вовсе, как и туалета. Есть бетонная загородка во дворе, двух- или трех-стенная, довольно невысокая, без двери, внутри которой стоят ведра и тазы с водой и есть сток в углу. Здесь можно помыться, вымыть посуду. Однажды я была в гостях в глубокой деревне. На вопрос, где здесь туалет, мне показали в поле. Был день. По полю сновали крестьяне. На ветру покачивались редкие высохшие кусты. Увидев на моем лице печаль, хозяин сжалился и показал на загородку. Так что, когда видите по утрам сидящих то тут, то там по полям и дорогам индийцев – женщин, мужчин детей, с кружкой или бутылкой воды – не удивляйтесь и не ждите смущения. Это их культура и жизнь.

В обеспеченном доме считается приличным иметь на каждую комнату по ванной и какую-то общую для гостей и слуг.

Еще один момент – не всегда стоит рассчитывать на горячую воду. В богатых семьях есть бойлеры, а в остальных, которых гораздо больше – черная бочка на крыше, которая нагревается от жаркого солнца. Но если солнца не хватает или кто-то уже слил воду – индийцы, нимало не расстроившись, помоются холодной.

Я была в гостях современной квартире. Почти все, Высотка в новом районе, чисто и немноголюдно, по-индийски облезлый лифт и не очень ухоженный бетонный холл. А внутри обычная квартира с современной кухней и мебелью. Только обязательная центровая гостиная, из которой идут двери, 3 ванные на 3 комнаты и больше востока в интерьере.

Не важно, богатая семья или бедная, квартира это или сельский дом, есть ли телевизор или даже нет холодильника. В каждом доме, каждой семье обязательно будет мини-храм или мини-алтарь для богов. Полочка или уголок, где стоят статуэтки и картинки с божествами. Здесь совершаются церемонии, сюда приносятся подношения. Это место — самое лучшее, чистое и уважаемое в доме.

Если в доме проживает большая семья – в нем всегда шумно, весело, мелькают какие-то гости. Кто-то что-то готовит, кто-то о чем-то спорит. Близкие к семье люди могут приходить без предупреждения с краткими визитами. Предупреждать о своем приходе, если ты вхож в дом, не обязательно. Двери дома днем открыты для посетителей. О покое, тишине и уединении мечтать сложно. Но индийцев это не смущает. Кто хочет спать – упал и спит себе, не обращая внимания ни на какой шум. Уборка у них всегда наведена с утра. Понятия личного пространства и уединения нет. Видимо, поэтому в Индии так много отшельников и йогов – тех, кто устал от индийской суеты!

Индия - крупнейшее государство в Южной Азии, второе по численности в мире и седьмое - по территории. Это страна удивительных контрастов. Место зарождения индской цивилизации хранит древние богатые культурные традиции и берет курс на стремительное экономическое развитие. Вместе с тем множество людей живет за чертой бедности, распространена безграмотность. Но и в таких условиях люди сохраняют дружелюбие и гостеприимство.

Особенности жилой архитектуры в Индии

Архитектурные формы, обустройство жилья и быт в Индии - очень разные и зависят от региона, климата, религиозных и культурных традиций народностей. Но для большинства домов характерно трехчастное деление:

  • Чоук - внутренний двор, наиболее обширная часть домовладения, где ведется хозяйство.
  • Тибари - полузакрытое пространство под навесом, лоджия или терраса для отдыха и общения. Здесь можно скрыться от дождя или палящего солнца.
  • Котхари - внутренние помещения дома. Обычно это небольшие комнаты, где хранятся вещи семьи.

Большую часть времени люди стараются проводить в открытом пространстве внутреннего двора, иногда и спят здесь же, не заходя под крышу.

Часто дома одноэтажные, но в засушливых и горных регионах, где земля, пригодная для строительства, в дефиците, возводятся двухэтажные и многоэтажные дома. Здесь большой внутренний двор могут себе позволить только зажиточные граждане, но принцип трехчастного деления все же соблюдается, хоть и в других пропорциях.

Фен-шуй по-индийски

При выборе места строительства и планировке помещений индусы издавна руководствовались Васту - древней «наукой о жилище». Васту вобрала знания и наблюдения многих поколений местных жителей, позволяющие создать в тропическом климате долговечное жилье, где будет комфортно в любое время года. Несколько принципов Васту:

  1. Для строительства предпочтительнее участок с уклоном на север и юг или север и восток. Западная часть должна быть выше остальных.
  2. Не рекомендуется селиться у самого подножья горы или на вершине, так как энергия огня, приписываемая гористым местностям, нарушает биологические потоки человека, приводя к частым головным болям и повышению давления. Сейчас это объясняется «магнитными бурями», случающимися в горных областях.
  3. Дом должен быть обнесен забором - высоким и широким на западе и юге, редким - на севере. В восточной части нужно установить ворота, чтобы энергия солнца беспрепятственно входила в жилое пространство.
  4. В южной части дома размещают спальню и кухню, в северной - кладовую, в западной - детскую, в юго-западной - кабинет, в восточной - ванную комнату.

Столетия колониального господства Англии и мультикультурализм современного мира серьезно повлияли на уклад жизни и мировоззрение индусов. Но первостепенное значение в их жизни до сих пор имеют традиции и религия предков. Так и при закладке нового дома все еще применяются принципы ведической архитектуры Васту.

Быт и обустройство дома

Большая часть населения проживает в сельской местности, но бытовые условия горожан лишь немного отличаются от деревенских. Только несколько сотен из пяти тысяч индийских городов имеют канализационные сети. Доступ к водопроводу есть у половины городов. В местах, где есть электричество, оно поступает с перебоями.

Вместе с тем регион отличается богатейшей древней культурой, подарившей миру уникальные памятники архитектуры (Тадж-Махал, Вокзал Чхатрапати Шиваджи, древний город Хампи, изысканные дворцы и храмы), литературные эпосы («Махабхарата», «Рамаяна», санскритские Веды), такие явления, как индийские танцы и музыка, Болливуд, необычайно красивую традиционную одежду (сари и дхоти).

Что касается обустройства дома, уклад жизни и быт представителей среднего класса практически идентичен. Так, в условиях влажного климата в помещениях не используют обои для декорирования стен. Вместо этого поверхности штукатурят и красят в яркие цвета. Мебели в домах немного, но она массивная, резная, изготавливается из натуральных материалов. По возможности выделяют комнату для религиозных целей - пунджарум. Здесь возносят молитвы богам, предлагают им пищу, поют мантры.

Часто в доме отсутствуют шкафы для хранения одежды, их заменяют 1-2 открытых стеллажа. Избытка бытовой техники не наблюдается, многие семьи живут без стиральных машин и микроволновок. Зато ноутбуки и компьютеры достаточно распространены. Готовят на газовых плитках и в индукционных печах.

Нередко в доме нет туалета, а если есть, то выглядит непривычно для европейца. Комфортабельные современные санузлы можно найти только в гостиницах и домах зажиточных индусов. Горячее водоснабжение - также большая редкость. Если в семье есть достаток, устанавливается бойлер. Ванне предпочитают душевую кабину.

Условия жизни, обустройство дома и быт индусов сильно разнятся и зависят от региона, уровня достатка и образованности, принадлежности к той или иной касте (хотя тенденция постепенной нейтрализации границ между кастами просматривается). Общим для большинства местных жителей является радушие и гостеприимство, философское отношение к невзгодам, стремление к покою и гармонии.

Архитектура в Индии - это игра форм, вызывающая удивление. Касается это и жилых кварталов, где удивительно сочетаются роскошные виллы и глинобитные дома бедняков, и районов с коммерческой застройкой, где друг возле друга располагаются уникальные, поражающие своей красотой памятники древнеиндийского зодчества и сверхсовременные «монстры» из стекла и бетона. Вместе с тем есть свои, особые, очень древние и очень четкие принципы планирования как участка, так и дома. Обо всех этих аспектах мы сегодня и расскажем.


Традиции жилого пространства

В Индии, где часто очень жарко, жизнь под открытым небом очень активна. В городах и поселениях улицы, площади и все открытые пространства используются очень интенсивно - они постоянно заполнены людьми. И даже у себя дома индиец почти круглые сутки проводит под открытым небом, предпочитая устраиваться на воздухе и на ночлег.

Поэтому повсюду, даже в холодных горных районах Кашмира, в любом индийском жилище главное место и самую большую площадь занимает открытый внутренний двор, называемый анган или утхан. В нем под открытым небом семья проводит большую часть времени. Лучи солнца, проникающие во двор, высушивают и дезинфицируют все, что в нем находится, дождь смывает грязь и заполняет сосуды для воды, а ветер вентилирует и охлаждает воздух. Под навесом террас, лоджий, павильонов укрываются во время дождя или от палящих лучей солнца в знойное полуденное время. Реже всего индийцы находятся в закрытом помещении, которое по сравнению с другими бывает небольшим. В нем хранится домашняя утварь, и оно служит защитой от непогоды.

Таким образом, в традиционном индийском жилище, будь то крестьянский дом или дворец, непременно присутствует пространственная триада помещений: чоук (открытое помещение), тибари (полузакрытое) и котхари (закрытое пространство), уменьшаясь по размерам занимаемой площади. Жилой же комплекс обычно состоит из трех основных компонентов внутреннего двора или же открытой площадки - чоук, затем террасы или лоджии - барадари и внутренних закрытых помещений - котхари.

Подобный принцип использования жилого пространства по-разному преломляется в различных местных условиях обширной Индии. В прибрежных районах, где постоянно жарко и влажно, возникает острая необходимость в циркуляции воздуха. Здесь закрытые помещения сведены к минимуму, и жилой дом обычно состоит из анфилады сообщающихся внутренних дворов, различающихся между собой функцией, размером и формой. Так, атриум в роли вестибюля сменяет перистильный (открытый) дворик-гостиная с водоемом в центре, а за ним непременно следует просторный хозяйственный двор, где в основном сосредоточена жизнь женщин и детей. Вся эта система дворов, вытянутая от входа в дом по продольной оси, как правило, замыкается фруктовым садом. В этом случае застройка малоэтажная.

Но, например, в Раджастане, где дороги между городами пролегают по знойной пустыне, жилой дом представляется оазисом, изолированным от окружающей среды с ее палящим солнцем и частыми ураганами, поднимающими столбы пыли. Раджастан всегда испытывал недостаток в воде и земле, пригодной для хлебопашества и для застройки. Такие условия вынуждали местное население в целях экономии дефицитной земли и защиты от природной стихии создавать в городах многоэтажную компактную блочную застройку, в которой внутренние дворы, столь же необходимые, как и по всей Индии, могли быть обширными лишь для привилегированных состоятельных горожан. В домах людей скромного достатка внутренний двор, зажатый со всех сторон каменными стенами, устланный каменными плитами, в плане уподоблялся колодцу, прямоугольному, а чаще квадратному.


Трехчастное деление жилого пространства и в традиционном многоэтажном доме. В этом случае образуется пирамидально-ярусная или ступенчатая структура жилого дома, в котором функции чоука выполняет открытая терраса - платформа на месте уступа на верхних этажах. В неизменной роли укрытия от солнца и дождя остается лоджия. Нередко ее заменяет нависающий над нижним этажом эркер (джарока) с проемами, затянутыми сквозной решеткой «джали» - перфорированным каменным экраном с декоративными рисунками.


Третий компонент структуры - внутреннее помещение с глухими стенами с выходным проемом - служит убежищем, куда не проникает ни пыль, ни дождь.

Количество дворов, террас, павильонов и иных помещений, богатство строительного материала и декоративного убранства, естественно, зависят от социального положения и материальной обеспеченности хозяина жилища. На крайних полюсах остаются дворец махараджи и хижина бедняка. Но климат и физиологические потребности человека остаются константами: планировка и конструкция жилища в жарком климате должны обеспечивать изоляцию от жары, перегрева помещения днем, а ночью быстрое его охлаждение и проветривание.


В традиционном индийском жилище внутренний двор, как правило, замощен камнем или кирпичом либо имеет утрамбованную земляную поверхность с редкими растениями - одним-двумя деревьями, отбрасывающими тень. Водоем или колодец - почти неизменная принадлежность внутреннего двора.


Планировка по «васту»

В Индии, в стране, где религия играет важнейшую роль в жизни человека, еще в древние времена огромной популярностью пользовалась наука стхапатья-веда (на санскрите «стхапатья» - архитектура). В классических текстах и первых архитектурных трактатах упоминается также термин «васту» - наука о жилище в целом. Свидетельством широкого распространения стхапатьи и васту являются многочисленные храмы и дворцы, построенные в соответствии с циркуляцией потоков энергии, излучаемых четырьмя сторонами света. Находясь в таком помещении, человек чувствует необычное спокойствие и душевное равновесие, подтверждающие эффективность классической науки о домах. Практика принципов ведической архитектуры до сих пор применяется индийцами в современной жизни и направляется на достижение улучшения жизни, обретение душевного покоя, счастья и материального процветания.

Мы рассмотрим лишь несколько основных принципов ведической архитектуры. Если планируется к строительству частный дом и уже сделан выбор места, стоит обратить внимание на наклон участка. Васту учит отдавать предпочтение участкам, наклоненным к северу и югу, что крайне благоприятно для улучшения здоровья жильцов, благосостояния и успеха в любых начинаниях. Идеальный вариант, если участок расположен под уклоном на север и восток, а западная и южная его части немного выше остальных.

Большое внимание стхапатья уделяет также расположению гор, рек, ущелий и равнин по отношению к будущему жилищу. Неблагоприятными у индийцев считаются места у самого подножья гор или на вершинах, поскольку сила огня, ассоциирующаяся с рельефными возвышениями, способна нарушить циркуляцию энергии и внутренние биологические потоки человека, обрекая его на частые головные боли и повышение кровяного давления. В наше время это явление известно под названием «магнитные бури». Важным аспектом является также почва, на которой планируется заложить фундамент будущего дома: рекомендуется избегать пустот, пещер, излишней сухости, песков и глинистых прослоек. Идеально подходит мягкий чернозем. Говоря о безопасности, васту рекомендует оградить жилище стеной или забором, план которого должен строго соответствовать сторонам света. Опять-таки, особое внимание уделите югу и западу - здесь стены должны быть выше и толще, а северную и восточную часть лучше оградить редким забором или воротами, позволяющими положительной энергии солнца свободно перемещаться в пространстве.

Фасад индийского дома в большинстве случаев обращен строго на восток, таким образом в окна проникает большая часть утренних солнечных лучей, что благоприятно сказывается на здоровье хозяев. Сам дом, если это возможно, лучше расположить либо в центре земельного участка, либо ближе к южной и западной сторонам, оставляя свободное пространство на востоке и севере. Эту часть усадьбы можно отвести под небольшой сад или посадить цветы.


Что касается входной двери, ведическая архитектура не рекомендует строить вход в жилище непосредственно в центре дома. Находясь в доме, дверь располагают таким образом, чтобы она открывалась по часовой стрелке наружу. При возможности это правило следует применить по отношению ко всем дверям в доме.

Важную роль играет также размещение комнат. Южную часть жилья отводят под спальню и кухню со столовой, запад - удобное место для детской, север лучше всего подходит для кладовой или комнаты для хранения ценных вещей. На юго-западе размещается комната хозяина или кабинет, на востоке - ванная комната и санузел, а в северо-западном углу дома располагают комнаты для гостей.

Самобытность жилых районов

На протяжении тысячелетнего развития Индии наблюдается редкая картина унификации и типологической устойчивости строительства, обусловленных незыблемостью индийских социальных и экономических порядков.

Стойкость традиций нигде так не проявляется, как в архитектуре жилища, наиболее тесно связанной с природой, климатом, образом жизни и бытом людей. Основные принципы организации жилого пространства в традиционном строительстве Индии сохраняют силу и для современной архитектуры и градостроительства.

Во многих городах и сёлах Индии, особенно там, где сильны пережитки родоплеменных отношений и кастовые различия, сложилась особая система землепользования: люди расселяются по определенным зонам не в одиночку, а группами одной касты или одной профессии, общей религии и языка, общего этнического происхождения. Подобная система встречается и поныне в заключенных в стены городах Шахджаханабаде в Дели, Ахмадабаде, Хайдарабаде, а также в отдельных районах Калькутты и Бомбея и в больших сёлах. Согласно этой системе и сформировалась специфическая структура поселения, напоминающая живой организм, состоящий из атомов и молекул.

Город расчленяется на части — административные районы (тханы), имеющие зафиксированные границы. Тханы, в свою очередь, делятся улицами на множество жилых образований — своеобразных кластеров, называемых мохалла.

Мохалла второстепенными улочками (гали и кооча) расчленяется на более мелкие жилые ячейки, которые также изолированы друг от друга стенами с воротами. В этих ячейках размещается одна или несколько семей, иногда представляющих собой патриархальный род. Такой жилой комплекс обычно состоит из нескольких сообщающихся между собой внутренних дворов, жилых и хозяйственных построек. Здесь же обычно находятся ремесленные мастерские. Так, мохалла — это своего рода крепость внутри укрепленного города. Её окружают стены с воротами. Она недоступна для людей другой касты или веры. Каждая мохалла имеет своё наименование по роду занятий, имени старейшины либо по приметам местонахождения (мельничная мохалла, мохалла гранатового дерева, мохалла столяров, мохалла купцов и т.п.). На её территории размещаются мечеть или храм, базар и начальная школа. Со стороны улицы мохалла для случайного посетителя представляется безлюдным кварталом. Однако за её стенами среди зелени и бассейнов внутренних дворов бурлит жизнь.

На перекрёстках улиц, на углу, в тупике, а чаще — на месте расширения улицы образуется открытое пространство, называемое чоук, свободное от транспортного движения. Чоук — это одна из наиболее самобытных черт традиционного индийского города — своеобразный, активно действующий в городе местный общественный центр. Обычно рядом с чоуком возвышается мечеть или храм. Здесь же располагаются чайная, торговые специализированные или универсальные лавки, устраиваются временные ярмарки.

Чоук имеет определенные границы, на которые претендует одна какая-либо группа людей или община. На него обязательно выходят ворота мохаллы.

Материал подготовил: Иван Фрейн
При подготовке статьи использованы материалы сайта indonet.ru

Я достаточно часто бываю в индии – это, если можно так выразиться, моя самая настоящая «болезнь» с детства. И каждый раз я с огромным удовольствием захожу в гости к индусам. Я по-настоящему очарована архитектурой и интерьера их домов, веселым нравом, “русским” гостеприимством и щедростью души.

Большинство домов индийских жителей, в данном случае речь идет не о бедняках, а о среднем классе, спланированы практически под копирку и выдержаны в едином стиле.

Как правило, их жилице представляет собой достаточно просторный двухэтажный дом, фасады которого буквально увешаны балконами. На них индусы развешивают белье, ну а шудры (крестьяне) сушат коровьи… кхм, лепешки, чтобы потом делать из них благовония или удобрять землю.

Дворик обычно маленький и уютный, с внешней стороны – цветочки и деревца, а с «торца» - хозчасть, где режут прямо на полу овощи или стругают кокосы, стирают, жамкая руками белье и поколачивая его увесистыми камнями.

Входные двери у них внушительные, красивые, украшены разными надписями на санскрите религиозного содержания, на многих из них висит колокольчик – считается, что если ты входишь в дом под этот звон, злые духи пугаются и исчезают.

Никаких прихожих нет, даже в квартирах. Заходишь и сразу попадаешь в гостиную, а разуваться надо за порогом, на улице. В домах на лестничных площадках можно увидеть ряды обуви рядом с входной дверью. Вроде никто не ворует, но лучше от греха подальше ходить в гости в дешевых сандалиях, дабы не искушать людей и обезьян, которые так и норовят своровать все, что плохо лежит.

Кухни в индийских домах плавно переходят в столовую-гостиную, представляя собой одно пространство. Впечатляют мраморные лестницы на второй этаж, просторные комнаты с большими окнами и обилием солнечного света. В каждом доме обязательно имеется помещение, которое называется пуджарум – алтарная, где поклоняются богам, предлагают им пищу, поют мантры и читают стотры (гимны). Двери в пуджарум обычно двойные, внушительные и тоже с колокольчиком.

А вот ванные комнаты в Индии весьма своеобразные, так сказать, на любителя. Никаких тебе ванн – только душ, причем, холодный, и вода падает прямо на каменный пол, вытекая в отверстие в углу. Утром мыться холодно – бррр, зато за день трубы нагреваются и можно нормально помыться. Европейцы в основном греют воду в ведрах большими обогревателями, которые продаются на каждом шагу.

Нормальные унитазы я видела только в дорогих отелях Дели, в домах и квартирах смыв организован особым образом – поворачиваешь кранчик в стене, и из бачка льется вода, напор слабый, что меня всегда злило. В общем, не буду углубляться в эту тему, итак все ясно.

Мебели у индусов немного, и излишним декором дома не обременены. Рулят простота и функциональность. Диван, столы, стулья, кровати, простые шкафы и никаких стиральных машин с микроволновками! Зато ноутбуки можно увидеть даже в деревнях – цивилизация, однако!

Как-то была в гостях в глухой южно-индийской деревне, у весьма зажиточных индусов. Обстановка та же, но поразило обилие текстиля – салфеточки, полотенца, вышитые покрывала на кроватях и за домом – две девочки лет 13, которые трут кокос в «кокоснице», я даже сфотографировала это чудо.

Одни мои знакомые после Индии сделали в квартире перепланировку в традиционном индийском стиле, правда, унитаз решили не менять, кранчик в стену не вкручивать, ванну оставили и горячую воду не перекрыли. Да и разуваются в квартире.

Как прихожу к ним в гости – такая ностальгия накатывает…

Поделиться