Где теперь служит иерей григорий маркович ковалев. Сотворив мир, бог благословил отдых. У природы нет плохой погоды

У Андерсена есть сказка про крестьянина, который поехал на ярмарку, чтобы продать единственное богатство, которое они нажили вместе с женой, -- лошадь. По пути в город лошадку он поменял на корову, корову -- на овцу, овцу -- на гуся, гуся -- на курицу, а курицу… на мешок гнилых яблок. В гостинице, где произошла последняя мена, крестьянин повстречал англичан-путешественников, уверенных, что незадачливого торговца ждет нагоняй от жены. Но крестьянин утверждал -- жена его расцелует. Конец у сказки счастливый: за мешок гнилых яблок старичок получил поцелуи от жены и меру золота от англичан. Вопрос о том, возможны ли в жизни между супругами сказочные отношения, изучала корреспондент «НС» Алиса ОРЛОВА.


Сказка -- ложь?

Такая реакция жены на поступок мужа кажется странной, но вспомним противоположный пример -- старуху из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. Лично вам какая из старух симпатичнее? Есть еще одна литературная героиня, во всем согласная с предметом своей любви, -- чеховская «Душечка». Вы встречали женщин, которым она служит примером для подражания? Даже жены святых не во всем с ними соглашались. Часто роптала на мужа, праведного Филарета милостивого, его жена Феозва. Филарет был богатым вельможей, но враги, напавшие на его страну, разграбили имущество Филарета. У него остались пара волов, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, -- отвечал он родным, -- которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь». И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. Жития святых, впрочем, являют нам немало примеров кротких женщин -- например, мать блаженного Августина, святая Моника. Именно кротостью, молчанием и терпением удавалось ей смягчать нрав своего вспыльчивого и жестокого мужа, язычника Патрикия, перед которым трепетали все остальные. Когда к ней приходили подруги с жалобами на своих мужей, она говорила: «Вы на каждое оскорбительное слово отвечаете взаимным оскорблением и тем больше их огорчаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце». Но это не значит, что она во всем с ним соглашалась: выбрав тихую минутку, Моника умела подойти к нему и спокойно объяснить, в чем он был неправ. Эта мера всегда имела успех. Вспыльчивый, но любящий свою жену Патрикий покорно выслушивал от Моники тихие упреки и старался загладить нанесенные в гневе оскорбления.

Женская гордыня и солнышко зеленое
А что же в нашей сегодняшней жизни? Большинство женщин, с которыми мы обсуждали эту сказку, согласны с андерсеновской доброй старушкой: мужа надо слушаться. Все женщины мужьям послушны… на словах, а на практике -- ох, нелегко приходится! Что мешает? «Гордыня мешает, привычное наше женское своеволие, -- считает матушка Ксения, жена отца Иоанна Охлобыстина. -- Но и награда за женское послушание велика -- дети видят пример нормальных отношений. В семьях, где глава семьи мужчина, а не женщина, меньше проблем с воспитанием детей, иерархия выстраивается сама собой -- если мама слушается отца, то и дети меньше конфликтуют с родителями».

Что такое послушание, все понимают по-своему, многие считают, что нужно, формально признавая лидерство мужчины, потихонечку, незаметно его воспитывать и направлять. Бывает, женщины переходят на термины, более уместные в устах педагога-дефектолога или дрессировщика. Вот, например, мнение одной из посетительниц интернет-форума: «С мужем надо быть честной, но крайне тактичной и мудрой. С юмором делать замечания. Или же, поругав, тут же утешить. Встречаются, наверное, такие, кого можно слушаться беспрекословно. Нормальной женщине подчиниться такому мужу -- радость. Но, увы, чаще жена в поте лица воспитывает своего суженого. Мастерицы делают это незаметно или необидно».

Но не рискует ли женщина таким образом получить вместо мужа еще одного беспомощного ребенка? Именно такую воительницу описывал в одном из романов Клайв Льюис: «Я из него человека сделала! Я ему жизнь отдала! А он? Эгоизм, сплошной эгоизм. Нет, ты слушай, когда я за него вышла, он получал сотен шесть. И до смерти бы их получал, если бы не мои заботы. Я его буквально тащила за руку. У него абсолютно нет честолюбия, его тащить -- как мешок с углем. Я его силой заставила поступить на другую работу. Иногда он меня просто не слышал. Хоть бы из вежливости…Он, видите ли, хотел книгу написать... Куда ему? Ну, я из него дурь выбила».

Конечно, мужья бывают разные. Одна из женщин, обсуждавших сказку на интернет-форуме, рассказывала: «Мой бывший муж говорил: «Я -- глава семьи. Если я скажу, что солнце -- зеленое, ты должна соглашаться». Если я за мужем как за каменной стеной, то, в общем, я не против «зеленого солнца». Но почему-то все житейские проблемы "глава семьи" предоставлял решать мне».

О добрых плодах послушания рассказала одна из прихожанок нашего храма: «Наша семья решила купить дом. Хотели, чтобы на природе, но близко от электрички и чтобы там был газ. А муж нашел дом, в котором ни одно из этих условий выполнено не было. Я пришла в ужас. Но почему-то решила его послушаться, мне сложно сейчас объяснить это рационально… В результате все получилось хорошо -- готовим мы на электрической плите, в город добираемся на машине, а дом оказался чудесный».

Муж -- орудие смирения?
Смирение, терпение, послушание -- это хорошо, но радость-то где? Иногда кажется, что жизнь в православной семье -- это союз двух добровольных мучеников. Причем речь часто идет о смирении не внутреннем, а внешнем. Бывает, женщина, не согласная с мужем, не говорит ему об этом, а «смиряется» -- кивает, соглашается, но внутри раздражение копится, как пар под крышкой, и рано или поздно выплескивается в шумной семейной сцене «на ровном месте». Что же делать, чтобы этого не произошло? Об этом мы спросили у психолога Оксаны Орловой, прихожанки храма Космы и Дамиана в Шубине: «В сказке Андерсена мне очень нравится не только то, что жена не рассердилась на мужа, но и то, что, принимая очередное решение, муж всегда учитывает мнение жены: “Она часто говорит: «Ах, кабы у нас был гусь!» Ну вот, теперь есть случай добыть его...”

Еще важно научится проговаривать свои эмоции, в том числе и отрицательные. Ведь часто в семейной жизни отрицательные эмоции имеют свойство накапливаться и превращаться в "бомбу", которая может сработать в неожиданный момент. Особенно в православных семьях, где жена часто использует мужа как некий инструмент для воспитания у себя смирения. К такому "смирительному орудию" испытывать любовь все сложнее. Как этого избежать? Не стесняться сказать мужу о том, что женщину беспокоит, и не ждать, пока он догадается сам, ведь муж не умеет читать мысли. В семье очень важна возможность проговаривать свои переживания и чувства, причем высказывать их не в виде претензии и упрека: "Почему ты до сих пор не сделал то-то?", а просто и спокойно: "Я волнуюсь по этому поводу, я не знаю, как с этим быть", важно говорить обо всех моментах, которые вас смущают: "Мой папа выпивал, а мама из-за этого страдала. Поэтому когда ты выпиваешь рюмку водки, я подсознательно думаю: «Сейчас начнется», и начинаю тебя бояться". Конечно, чтобы высказывать такие вещи, нужен определенный уровень доверия между супругами. Так и создается семейный уклад, в котором семья может комфортно существовать».

«Женская мудрость» - дорога к счастью?
«Отказаться от своей воли очень нелегко, в настоящее время это практически невозможно, -- считает иерей Григорий Ковалев, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе. -- Женское и мужское равенство вообще-то штука хорошая, и христианство никогда против этого не выступало, но равенство не значит обмен ролями, когда мужчина ведет себя как женщина, а женщина действует как мужчина. Когда происходит тупое уравнивание, получаются все те проблемы, которые общество имеет на сегодняшний день. Женщины рады равенству, но не знают, что с ним делать, кроме как становиться мужчиной. А мужчины обижаются и устраняются от дел -- раз можешь все сама, так и делай сама. Тем, кто сетует на нынешние особенности взаимоотношения полов, стоит попытаться передать детям правильную картину мира. Если бабушка феминистка и внучка в этом с детства воспитана, вот тогда уже ситуация близка к необратимой».

Бывает, что женщина лукавит и подчиняется мужу на словах, а при этом хочет тайком гнуть свою линию и называет это женской мудростью. «Обычно так говорят женщины, которые уже успели в жизни разочароваться, но еще не приобрели настоящей мудрости, -- говорит отец Григорий. -- Это обиженная позиция, это форма протеста, а не форма взаимодействия. А вот за поступками героев сказки, наоборот, угадывается определенный жизненный опыт.

Постоянная жертвенность дает самый долгосрочный результат. Смиряться должны и мужчина, и женщина, но каждый должен "со своей колокольни" это делать. Ведь любовь -- это действие, забота, внимание, участие, жертвенность на житейском, на бытовом уровне, проявляющаяся в мелких уступках. Вряд ли можно стать счастливым, не сделав счастливым кого-то. Возраст вносит коррективы в поведение, и если не было взаимной отдачи, то рано или поздно можно с удивлением увидеть, что рядом с тобой -- чужой человек.

Настоящая хозяйка во все времена, в том числе и в дохристианские, понимала, что самое большое богатство в любой семье -- это мир и лад между супругами. Покой в доме не купишь ни за какие деньги. Сказки о хорошей жене, которые есть у разных народов, чуть разнятся по финальной морали, но общий смысл в том, что послушание всегда выигрышно. С христианской точки зрения послушание -- дать возможность Богу творить Его волю; придя в послушание, ты не будешь Богу мешать и получишь от Него благодать. В данном случае -- и материальную тоже. Но что еще мудрее и еще глубже -- послушание лишает нас возможности делать собственные глупости. Если человек крайне послушлив, он, во-первых, становится чистым листом бумаги для Бога, а во-вторых, не делает тех глупостей, которые по своеволию мог бы совершить.


Там, где есть любовь, терпение способно творить чудеса. Но, конечно, на одном терпении без любви ничего не построишь. У терпения всегда должна быть какая-то цель. Терпят не просто так, а ради чего-то. Терпеть можно Христа ради или "ради человеков", ради детей например, за какую-то идею, но, когда эта идея себя исчерпает, брак, основанный на одном терпении, тоже рухнет. Любовь -- лучший фундамент терпения».

Зачем нам лошадь, если мы любовь потеряем?
Сказка Андерсена прежде всего о любви. Не только супружеской, но и христианской. А еще -- о счастье. Счастье -- странная вещь: его нельзя заслужить, добиться или заработать. Вот что говорит об этом кандидат психологических наук, профессор МГПУ, психолог-консультант Православного центра при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне Андрей Копьев: «С точки зрения психологии в этой сказке наиболее интересна позиция жены. Поведение мужа мне кажется откровенно провокационным и безответственным, нелепым. Единственное, что можно сказать в его пользу, -- он неплохо к своей жене относится и намеренного вреда в его действиях нет. Даже эти англичане, вознаграждающие любовь мешками денег, -- это такой искусственный финал, некие ангелы, спустившиеся с небес.

То, что в результате муж выигрывает пари и получает хорошие деньги, происходит только благодаря духу мира и любви, который в этой семье существует.

То, что делает эта замечательная супруга из сказки Андерсена, это не из области логики, это из области высшей мудрости. В рамках земных она выглядит дурочкой или блаженной. Это логика любви, которая выше справедливости и здравомыслия и выше ума. Той любви, о которой говорил апостол Павел: "Любовь не превозносится, не ищет своего…". "Если мы сохраним лошадь, а любовь потеряем, то зачем нам эта лошадь?" -- так рассуждает героиня Андерсена.

Было бы странно призывать женщин следовать ее примеру буквально -- из сказки Андерсена нельзя извлечь рецептов. Здесь не смирение, а именно -- любовь.

Счастье дается любящим не как результат каких-то действий, а просто так, даром. Такая любовь кажется нам простой и даже глуповатой. Гоголевские старосветские помещики тоже существуют в состоянии тихого трепетного умиления. Говорят банальные вещи, совершают обычные действия, но живут как бы в коконе взаимной любви, они открыты, беззащитны друг перед другом. Хотела бы современная женщина такого итога своего брака, как в "Старосветских помещиках"? Возможно, далеко не всякая согласилась бы коротать свои дни с человеком, все интересы которого -- поесть-попить, мировыми событиями супруг не интересуется, ничего увлекательного не рассказывает… А ведь эти помещики счастливы, они принимают друг друга такими, какие они есть, и им этого хватает.

Можно сказать: делай то-то и получишь определенный результат, но нельзя сказать: делай вот это и будешь счастлив. Так что в это андерсеновское пространство любви маршрут у каждого свой. Кому-то приходится и лошадку поменять на мешок гнилых яблок. "Правда -- хорошо, а счастье – лучше".

Дополняя друг друга
Собирая материалы для статьи, я заметила странную вещь. На одну и ту же тему мужчины и женщины рассуждали совершенно по-разному, и женский взгляд принципиально отличался от мужского. Можно сказать, что мужчины сумели подняться над ситуацией и обобщить ее, в то время как женщины сосредоточились на мелких, тактических деталях. Получается, что мужская и женская точки зрения, дополняя друг друга, дают некий целостный взгляд -- так две картинки в стереоскопическом бинокле создают ощущение объема. Кстати, требования к женам, которые выдвигали мужчины, оказались намного ниже, чем женские: женщины мечтали о том, чтобы муж был главой семьи, за которым как за каменной стеной, помогал в воспитании детей, но при этом оставлял женщине простор для творческого роста, а мужчины просили всего лишь, чтобы жена не ворчала по пустякам и не портила настроения.

Аппликации Дмитрия ПЕТРОВА и Анны МАРКОВОЙ

Священник Евгений Ковалев – настоятель храмов Нерукотворного образа Спасителя и преподобномученицы Анастасии Римляныни (в Кузнецах). Ему 42 года, женат, двое взрослых детей. Евгений Ковалев еще и практикующий врач – ортопед. По благословению Владыки Евсевия он имеет послушание: помогать страждущим от пьянства. О. Евгений говорит, что в Церкви у всех одна обязанность – спасать свою душу, а «у меня, как у пастыря - пасти овец Христовых, тех, кого Господь привел в Церковь. Но я врач, и особенность моего служения в том, чтобы помогать тем, кто болен, и чья болезнь сопряжена с болезнью души».

Разрешите, о. Евгений, Вам задать вопрос, на который многие ищут ответа, но не находят, возможно, ответа нет: что же такое русское пьянство? Русские пьют, потому что Бога ищут, или потому, что что– то не устраивает в жизни?

Я бы сказал, что такое высказывание о богоискательстве в пьянстве – оскорбительно. Путь, указанный Самим Господом - без пьянства, а вот русский народ изобрел себе такой вот способ Бога искать через пьянство? Это очень неправильное заключение, неправильная мысль. На самом деле, это страх признать свое несовершенство в себе, какой – то грех. Мы должны признать, что пьянство – это грех осознанный. Грех, когда человек встает только на этот путь, в самом начале, когда выбор сделан: пить или не пить. Но по прошествии какого – то времени, человек становится несвободен, и тогда пьянство превращается в болезнь. И так выстроены наши межличностные отношения, что в них непременно присутствие алкоголя. В армии шутят, если ты сегодня с нами не выпил – завтра ты Родину продашь. Не пьешь: ты не наш, ты – чужой. Добрая русская традиция все, что связано с жизнью, с горем и радостью, мы сопровождаем употреблением спиртного.

Руси есть веселие пити.

Да, такова традиция. Но это не значит, что все должны этой традиции следовать.

Но все следуют, весь народ следует.

Весь народ следует потому, что негромко, очень неясно и слабо звучит предостережение, голос, начиная с семьи, что это нельзя делать. Может, родители и говорят, что не надо пить, но сами пьют. И чтобы они не говорили, ребенок научается не со слов, а с действий семьи. Нет голоса школы, который очень значим. И в целом наше общество делает большие экономические ставки на то, чтобы пьянство существовало. А на самом деле, для государства это огромный, колоссальный экономический ущерб. Я не говорю уже о духовном ущербе, что само по себе бесспорно, но для определенных слоев это выгодно. И если говорить о пьянстве – это болезнь. Алкоголизм - это болезнь, но первые шаги к ней человек делает через грех. Конечно, большой недостаток есть в том, что молчит и семья, и школа, и Церковь, я скажу, очень мало делает сегодня в этой области.

Но голос Церкви не должен быть слышен на площадях, он должен быть тихим, в ухо каждому прихожанину. Я против того, чтобы Церковь выступала по телевидению и т.д. Это забота общества, а наша забота пастырей - работа с конкретным человеком. К сожалению, мы слишком часто бываем снисходительны, что похоже на безразличие к судьбе того или иного прихожанина. Мы часто смиряемся и не научаемся от Христа, который говорил: «Просите и обрящете, толците и отвержится вам» (Мтф.7,7). Мы мало просим Бога и мало молимся.

Мало верим?

Мало верим, что Господь нам поможет. Вот наше маловерие и есть источник такой ситуации. Сама Истина в Церкви есть, и она говорит: «не упивайтесь вином, яко в нем есть блуд». Не каждый человек откроет Библию и прочитает, но священник должен знать, чем живет каждый прихожанин и стараться помочь разными способами, быть строгим и внимательным к грехам и помогать человеку, пришедшему в церковь их исправить. И человек верующий должен осознавать эту проблему. Апостол Павел, упоминая грешников, среди прочих говорит: «И пьяницы Царствия Божьего не наследуют».

В Притчах Соломоновых говорится: «Дайте сикеру погибающему, и вино огорченному душою, пусть он выпьет и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своем страдании» (Притчи, 31). Вот и наш русский народ всегда бедствует и огорчен сердцем?

Кто же так огорчил наш народ? Кто же его огорчил? Как он не сам себя. То, что мы, наш народ сейчас имеет, я думаю, он сам в этом повинен. Не нужно искать никаких себе оправданий, что нас кто – то соблазняет.

Но вообще мы соблазняемся быстро, отец Евгений.

Может быть, мы сами этого хотим.

А вот, опять же, первое чудо в Евангелии, где рассказывается о браке в Кане Галилейской, когда Иисус Христос чудесным образом превратил воду в вино. Там тоже не хватило вина, кончилось.

Здесь было чудо в том, что Господь позаботился о радости людей. Если что – то в этом мире материальное способствует радости общения, как на этой свадьбе в Кане, и если вино в радость – то Слава Богу. Но если это повреждает душу и тело человека, то я абсолютно уверен, мы не найдем этому оправданий в Библии. Здесь, в Кане, Господь смилостивился, чтобы продлить людям радость праздника.

Вы священник и одновременно практикующий врач, что несколько необычно. Почему Вы здесь, в церкви Нерукотворного образа Спасителя?

После того, как я стал священником, наш Владыка поручил мне заниматься вопросами духовного окормления людей, страждущих пьянством и наркоманией. Мне эта область ближе, чем другим. Я врач, и у меня есть специализация по наркологии. Вообще помогать страждущим – задача каждого священника на своем приходе. Очень много помогают в этой области алкоголикам и наркоманам духовно и материально в Псково – Печерском монастыре.

Несколько женщин как-то стояли около одной из церквей в Печерах, ожидая праздничного обеда – был престольный праздник; женщины - алкоголички, мужчин не было. Что происходит с нашими женщинами? Они пьют, забывают своих детей, доводят их до физического и психического истощения, и пополняют ими детские дома? Пример подобного едва ли не единственный в мире.

Брошенные дети, спивающиеся матери, разрушенные семьи, дети токсикоманы и т.д. – это общий ряд такого положения, которое свойственно сегодняшней нашей жизни, но это, прежде всего, является следствием духовных процессов. Духовной пустоты, беспомощности общества и, в какой – то степени, Церкви, которая была отделена от народа в течение десятков лет. И мы сейчас пожинаем эти плоды. Пожинаем то, что было посеяно нашими дедами, отцами. И сейчас это плод тех лет, которые всем нам известны. Отказ от Бога породил такое положение. Это не Бог нам такое устроил, а мы сами от него ушли и оказались в этой беде. Если мы отходим от света, то становится темнее, и, отходя от Бога, мы оказались во власти другой силы, которая вот так и проявляется в нашей жизни, жизни общества, в жизни каждого человека.

Наш народ погибает от пьянства?

Я не могу делать прогнозов, но могу сказать одно: мне, как человеку, очень больно, что люди, наделенные талантами, красотой духа в силу обстоятельств погибают. Погибает ли наш народ? Но так, как сейчас, мы никогда не пили, потому что утрачена наша нравственность, истины Христовы. Все можно. Там где нет Бога, там все перестает иметь цену. Но как священник Русской Православной Церкви, я должен сказать, что какие бы ситуации не складывались, какие бы обстоятельства мы не претерпевали в нашей истории, какие бы трудности не случались, у нас всегда есть возможность и надежда на то, что мы можем исправиться. И с самого дна, с самой последней точки нашего движения вниз, мы можем подняться к вершинам. В самых тяжелых обстоятельствах, когда уже вставал вопрос о существовании нашего государства, Господь поднимал. И сейчас мы сможем, если Церковь сможет вымолить, поднять духовно нашу страну, наш народ… Я считаю только Христос в силах спасти нас, «не Царь и не герой», но Бог.

Наверное, в вашем храме, о. Евгений, должно стоять полгорода на молебнах.

У нас человек 30-40 на молебнах, на Литургии стоят. Этот храм, который именуется Нерукотворного образа Спасителя, был открыт двадцать вторым по счету в Пскове.

Почему люди не приходят? Мало верующих?

Они не верят, в то, что будет дано. Они не верят. И даже сюда приходящий для исцеления от пьянства, не всякий ищет Бога. Он ищет только прикладную сторону: выздоровел и ушел из храма. Знаете, есть такие ситуации, когда человек находится несколько дней в запое, в состояние такого длительного алкогольного эксцесса. Он даже не может встать, и уже стоит вопрос жизни и смерти. И ему родственники вызывают капельницу, и думают, что он перестанет пить. Капельницу – то вызывают, но потом он сам идет в ларек. Так и получается: человек, который умирал, после медицинской помощи обрел физическую силу и продолжает пить. Случается, люди, обретая трезвость телесную, уходят в другие пороки, страсти духовные. В пути исцеления от пьянства важно, чтобы человек видел цель - Бога. Поэтому мы, молясь за него, надеемся, что он вернется к Богу, вернется в лоно Церкви Христовой. Не само по себе выздоровление ценно, а ценно спасение души, духовное воскресение.

У каких святых просят помощи на молебнах в храме Нерукотворного образа Спасителя? Молебны служите у иконы «Неупиваемая Чаша»?

Могу только одно сказать – молиться нужно Господу нашему Иисусу Христу. Он только один «благих податель», только Он. А все святые ходатаи за нас. В нашем обстоянии болезненном мы просим ходатайства у св. мученика Вонифатия, св. бл. Ксении, св. Пантелеимона, преподобного Моисея, св. Симеона Верхотурского и др. Но при горячей молитве все святые помогают. Мой духовный опыт в этой области всего три года, но мне не очень понятны справочники, где указаны святые, помогающие от той или иной болезни. Вот и здесь мы молимся, прежде всего, Богородице. У нас нет Божией Матери Казанской, Божией матери Неупиваемая Чаша - у нас одна Божия Матерь, но иконы в ее честь разные, а с иконой «Неупиваемая Чаша» связана определенная история.

Что же Вы посоветуете «простым пьющим людям», отец Евгений?

Священник может распространять свою учительную миссию на Церковь, и я могу обращаться только к верующим, православным. Что им посоветовать? Тем, кто к церкви не имеет отношения? Эта болезнь унижает Россию. А спорить с неверующими и доказывать - дело вообще бессмысленное. И истины не прибавляет.

Пьет весь мир, но почему – то до крайности, некрасиво пьют только русские.

Некрасиво пьют и немцы, и все остальные. Национальность не при чем. Но если человек действительно понимает пагубу этой страсти, ее опасность, духовную и телесную, он должен искать помощи у Бога. А как к Богу прийти? Этот путь начинается в церкви, с Таинств Христовых. И первое Таинство, если он человек крещеный, Таинство покаяния. Он должен покаяться искренне в своем грехе и своем бессилии. И понять, что никто ему, кроме Бога, в этой ситуации не поможет. Вообще, пьющий человек не должен ничего, но если он хочет, он должен прийти в Церковь. Путь спасения лежит через покаяние, изменение своей жизни, через обсуждение со священником причины своего падения. Надо искать ее в себе, обсудить свои страсти, наметить какие – то постепенные шаги. Макарий Египетский говорил, что человек идет к Богу не от вершины к вершине, а от падения к падению. И если это общение со священником состоится, произойдет осознание возможности духовной, физической гибели, человек дает зарок. Вот сегодня на молебне такой зарок давал наш прихожанин: на месяц.

Что такое зарок?

Зарок не страховой полис, это искреннее обещание человека Богу. Со всей верою. Если нарушишь, опять вставайте, кайтесь и опять давайте зарок. И так от падения к падению.

Как страдают жены, которые уже плохо понимают, чем помочь, и зачастую или начинают пить, или превращаются в психопаток и говорят: я же старалась, я помогала, капельницу ставили, а он все равно пьет. Что должна делать жена, как помогать мужу в такой сложной ситуации?

Готовых решений не бывает, каждый несчастен по - своему, и нет готового рецепта. Надо смотреть в каждой конкретной ситуации. Но если человек окончательно сделал свой выбор и пьет, и через него гибнет семья и эта женщина, то иногда нужно обострить проблему вплоть до развода. Но что делать в духовном смысле: не озлобляться, не проклинать, не желать ему зла, не мстить, хотя очень обидно. Молиться и просить о помощи Господа. Но не бегать к знахаркам, заговорщикам, использующим духовную темную силу. Сила Божья в немощи совершается. И изменения в человеке совершаются незаметно. И если у кого – то что – то изменилось в лучшую сторону об этом трубить и говорить не надо. Есть люди по молитвам своих родственников, или своих собственных, обращаясь к Богу за помощью – исцелялись. И жены должны молиться Господу, чтобы муж не ожесточил их сердце. Но мы говорим о верующих, живущих церковной жизнью, а их мало, к сожалению. Господь может оказать помощь, но тех, кто к нему за этим обращается, один процент.

Так одним процентом и останемся?

Мы, как верующие люди, должны быть в церковной общине, и если община и ее прихожане будут духовно здоровы, то через них, через прихожан, которые как соль земли, как малая закваска, будет изменяться общество. Церковь все свое усердие должна направить на заботу о тех, кто в ограде церковной. И те, кто будет крепок духом и верой, будут менять весь народ. Духовный рост – таинственное дело. Путь человека к Богу очень личный.

Но многие об этом даже не подозревают.

И даже мы, верующие, бываем слабы в вере. Но если человек пришел в церковь, его надо окружить вниманием и теплотой, не выталкивать из храма грубостью и поучительством.

На ваших молебнах об исцелении от греха пьянства, как видно, стоят люди простые, социально, явно из небогатых. У нас богатые не пьют, среди них нет алкоголиков?

Путь к Богу – изменение всей жизни, а богатые люди не хотят отказываться от своих благ. Они ищут разные способы, в основном, медикаментозные, которые их бы останавливали. Эти способы чаще всего основаны на страхе.

И такие способы бесполезны на самом деле?

Для человека светского, нецерковного есть методики, которые не являются опасными для его души. И если человек обращается к наркологу, то это нормально. Не к бабушкам, которые чего – то там намешивают.

А кодирование?

Само по себе, это ширма, за которой разное прячется. Нужно разделять. Гипноз область таинственная, и Церковь предупреждает, чтобы им не пользоваться. Но есть разные методики: иглотерапия, акопунктура, акопрессура, «подшивание» - это все применяется при лечении алкоголизма.

Эти методики и усугубляют проблему: сегодня тебе помогла акопрессура, завтра, а потом?

Но в этот период, пока человек не пьет, есть надежда. Напомню евангельское событие: «Исцеление слепорожденного», когда Христос взял брение и помазал глаза слепому. Христу не нужно было это делать, Он мог просто Словом вылечить, но это для нашего маловерия. Так вот и в таких случаях: кому - то иголки, кому - то подшивание, таблетки. Так можно все лечение отбросить и сказать: Господи, все в Твоих руках, и обходиться без хирургов, травматологов и т.д. Можно получать помощь через совестливого врача, и с помощью нашей молитвы. Ведь не только Бог помогает нам, но и мы должны помогать Ему, не лениться и не перекладывать все на Бога.

Спаси, Господи.

Информационная служба Псковской епархии.

Русская православная церковь запретила в служении скандального протоиерея Владимира Головина из города Болгар. Теперь ему возбраняется читать проповеди, проводить встречи с паломниками и совершать еретические обряды. Во всей этой истории удивительно одно: почему так долго деятельность Головина оставалась без внимания священноначалия? Псевдостарец долгие годы действовал от имени православной церкви, умудрился привлечь к своей персоне множество сторонников..

Фекальная тематика

Главное место в своих проповедях протоиерей Головин любит отводить фекальной тематике и походам в туалет. Его очень волнуют эти стороны человеческого бытия. С особым удовольствием он начинает рассуждать на эти темы, когда удаётся собрать вокруг себя молодёжь.

«Духовный учитель» позволяет себе при детях смаковать туалетные подробности из земной жизни Спасителя, монахов называть «уродами», обсуждать женское нижнее белье, повествовать о подробностях собственной сексуальной жизни. Кроме того, батюшка открыто призывает прихожан смотреть порнофильмы.

Среди адептов Головина - актёр Антон Макарский и его супруга Виктория. Священник изобрёл так называемую соборную молитву по соглашению. Совершается она за определенную плату, причём за дополнительные капиталовложения обещается «усиление молитвы» в известных храмах и монастырях. А если нет денег - тогда, как говорится, нет любви. Никто не помолится.

Община «Спасская»

Головин решил открыть в себе мистические способности к исцелению. Паломники могут принять участие в его личном чине «духовного лечения». Для этого нужно приобрести специальную рубаху с дырками за 350 рублей, свечу за 50 рублей и заплатить за молебен 300 рублей. Итого - 700 рублей.

Священник накладывает руки на каждого адепта в нелепой рубахе и что-то бормочет. Так как священноначалие упорно не замечало деятельности Головина, он решил не останавливаться на достигнутом.

В пригороде Болгар отец Владимир построил себе скит и общину «Спасская». Как подчёркивает сам Головин, в скиту и общине будут жить те, «кто хочет жить действительно по-православному». Чтобы привлечь как можно больше людей, Головин публикует в интернете видеоролики с «проповедями».

Протоиерею долгое время не давали покоя древнеегипетские фараоны. Ведь когда они ещё были живы, многочисленные рабы строили для них величественные пирамиды-усыпальницы. Видимо, поэтому рядом со скитом вскоре появилась часовня Воскресения Господня. В нижней части часовни построена гробница персонально для отца Владимира. В интернете есть несколько фото с Головиным, который щеголяет рядом с будущей усыпальницей в подряснике леопардовой расцветки. Отдельные вопросы возникают к дизайнерам подрясника.

Конец прекрасной эпохи

Впервые широкая общественность узнала о выходках болгарского протоиерея в начале 2018 года. Протоиерей Александр Новопашин, относящийся к той же епархии, что и Головин, выступил с докладом на православных Рождественских образовательных чтениях в Москве. Тогда он рассказал всем собравшимся о нетрадиционном богословии отца Владимира.

То ли Головин мог хорошо делиться выручкой с начальством, то ли ещё по каким-то причинам, но реакция на обвинения в адрес Головина последовала не сразу. Лишь в конце марта была назначена богословская комиссия по расследованию скандальной деятельности протоиерея. Её учреждению предшествовали многочисленные статьи и публикации передовых сектоведов, призывавших немедленно разобраться с еретиком.

Наконец, 24 августа Головину сделали последнее китайское предупреждение. Штатному клирику Чистопольской епархии предписывалось к 1 сентября удалить все свои ролики с так называемыми проповедями. Помимо прочего, протоиерею приказали удалить несколько сайтов и пабликов и изменить информацию на сайте его прихода, отказаться от сомнительных обрядов.

Еретики не сдаются

В ответ Головин 31 августа обнародовал видео на своём YouTube-канале. Он обвинил патриархию в запугивании. И якобы он четыре года просился на покой, но всем так нравился, что его не отпускали. Протоиерей настаивает, что у него последователи по всему миру. На протяжении нескольких часов псевдостарец отстаивал свою правоту. Он также уличил всех обвинителей во лжи.

Головин даже пригрозил РПЦ расколом, если она не отступится. Однако ответственность возложил опять-таки на оппонентов. Всех несогласных, то есть, священноначалие, он сравнил с профессиональными киллерами и выставил себя затравленной жертвой. С особым удовольствием батюшка попытался выставить себя мучеником.

Реакция Церкви не заставила себя долго ждать. Протоиерей запрещён в служении с 3 сентября. Правда, сроком всего на три месяца. Ему по-прежнему оставляют возможность раскаяться и встать на путь истинный. Но Головин предпочитает развлекаться с адептами в новом скиту и готовиться к захоронению в собственной гробнице. Едва ли он откажется от своих идей и власти. Бог Кузя ведь не отказался.

Уже не за горами новогодние каникулы. С одной стороны, если не отдыхать, можно надорваться — примеров много. Но в отпуске мы неизбежно расслабляемся. Не греховно ли такое времяпрепровождение? Может. лучше поехать на это время в монастырь? В чем смысл отпуска? Как надо отдыхать православному? С этими вопросами редакция журнала «Нескучный сад» обратилась к клирику храма Флора и Лавра на Зацепе (Москва), духовнику воскресной школы священнику Григорию КОВАЛЕВУ.


СПРАВКА: Священник Григорий КОВАЛЕВ родился в 1959 году в Москве. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт. Работал охотоведом под Магаданом и в подмосковных заповедниках. В 1989 году рукоположен архиепископом Костромским и Галичским Александром. Служил в сельских храмах Костромской и Нижегородской епархий. С 1999 по 2001 год служил в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва), с 2001 года — клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Москва). Духовник воскресной школы при храме. Мастер спорта по подводному плаванию. Отец четверых дочерей и троих сыновей.


— Отец Григорий, есть ли какой-то духовный смысл в отдыхе или это лишь снисхождение к нашей человеческой немощи?


— Как только Господь завершил творение мира, Он благословил отдых: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт., 2, 2-3). То есть с самого начала дал понять, что отдых человеку необходим. Так или иначе люди всегда периодически отдыхали от дел. В наше время, при совершенно невероятно ускорившемся темпе жизни, это тем более актуально. Ритм современной жизни, особенно в больших городах, изматывает человека морально, а высокая утомляемость — корень раздражительности, гнева, других страстей, мешающих не только работе, но вообще жизни. Просто не надо путать отдых с праздностью. Отдых — не ничегонеделание, но, в идеале, смена места и деятельности. Наоборот, современному городскому человеку, которому в будни не хватает движения, в отпуске необходима хоть какая-то активность. А уж разумную меру этой активности каждый определит себе сам. Одному полезны большие физические нагрузки, другому по возрасту и состоянию здоровья больше подходят умеренные.


Не могу сказать за всех, но у меня, как мне кажется, на отдыхе молитва усиливается. Меньше суеты, жизнь течет спокойней, размеренней, и ничто не отвлекает от молитвы.


— Согласны ли вы с распространенным мнением, что единственная подходящая для православного человека форма отдыха — паломничество?


— В сегодняшних формах коллективного паломничества я, честно говоря, не вижу духовной пользы. Нездоровое стремление масс паломничать вдоль и поперек привело к появлению термина «православный туризм». Я понимаю турагентства, ориентирующиеся на православный туризм — даже теперь, когда цены подскочили, он приносит им немалый доход. Но духовный смысл паломничества в таких массовых поездках размывается, забывается. Многие наивно думают, что в паломничестве им удастся отвлечься от мирской суеты, отрешиться от мира. Это утопия. Даже при поездке в дальний монастырь мы все равно находимся в системе группы, документации, руководителя, транспорта, проезжаем города и веси, делаем остановки. Да и между собой в дороге паломники много говорят, причем часто на совершенно светские темы, житейские.


Как правило, укрепленных в Православии людей в группах меньше половины, и свойственное этим поездкам изобилие празднословия ни им на пользу не идет, ни других, малоцерковных людей в вере не укрепляет, к церковной жизни не приближает. Многие в своем увлечении паломничеством начинают гнаться за количеством, соревноваться друг с другом: ты пять раз в этом монастыре был, а я десять, ты в трех источниках искупался, а я в пяти. А плоды? Идет совершенно бессмысленное коллекционирование «благодати». И ведь чаще всего сначала купят путевки, договорятся на работе об отпуске, и буквально за день-два до отъезда приходят за благословением. Куда деваться, благословляю. Но смысла в таких паломничествах не вижу. Съездить в святые места, помолиться на монастырской службе полезно. Но лучше ехать не группой, а с семьей или одному (но только не в ущерб миру в семье). Это уже зависит от того, оба ли супруга воцерковлены. Или небольшой группой из одного прихода под руководством священника. И даже такое паломничество я бы не назвал отдыхом, даже если совершается оно во время отпуска. Вот на Афоне я был, это, на мой взгляд, действительно, разумное сочетание полноценного отдыха и напряженной духовной жизни. Там приходится и много двигаться (часто из монастыря в монастырь пешком ходят), кругом красивая природа, море, масса новых впечатлений, и одновременно ты втягиваешься в монастырский график с его строгим распорядком, длинными службами. Более довольных людей после отдыха, чем афонские паломники (и священники, и миряне), я не встречал. И сам испытывал похожие ощущения.


Но Афон тем и замечателен, что ты там никому не интересен. Тебя приняли, поселили, объяснили, где трапезная, когда служба, дальше ты волен делать все, что угодно. Ты даже можешь уйти на несколько дней, и это не вызовет нареканий. Но это Греция, у них другие традиции, больше уважения к человеческой свободе. А в наших монастырях паломникам обязательно дают послушание.


— Что же в этом плохого? Некоторые священники даже рекомендуют пожить в отпуске в монастыре трудником.


— Это совсем другое дело. Трудник действительно на какое-то время отрывается от городской суеты, много работает физически, часто на свежем воздухе. Хоть и с натяжкой, но трудничество можно назвать отдыхом. С натяжкой, потому что далеко не всем такой отдых подходит. Во-первых, нужен запас времени. Недели для трудничества мало, нужно хотя бы две. Это в любом монастыре вам скажут. Позволяет ли здоровье, не против ли домашние? Много нюансов, поэтому я считаю, что трудником можно ехать только по благословению духовника. Не такому «благословению», как перед паломничеством берут, а настоящему: сначала посоветоваться, взвесить вместе все «за» и «против», а потом уже строить планы на отпуск.


Трудничество — свободный выбор. Замечательно, если паломник, живя в монастыре несколько дней, захочет помочь на кухне или по хозяйству. На Афоне такая возможность тоже есть. Но там тебе только один раз в самом начале скажут, что есть такая возможность, и больше никто приставать не будет. А у нас в монастырях чаще всего «предлагают» поработать так, что не откажешься. Выбора не оставляют. Думаю, это скорее советская традиция, чем христианская.


— Что вообще допустимо для христианина на отдыхе? Спорт, легкое чтение, дискотеки, поездки по миру?


— На отдыхе, как и в повседневной жизни, надо руководствоваться словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор., 6, 12). Разумная физическая активность в принципе полезна, а человеку городскому, мало двигающемуся, просто необходима. Когда я служил в селе, мне в голову не приходило даже зарядку делать. Хотя хозяйства большого у нас не было, в обычной повседневной работе по дому нагрузок хватало: воды принести, дров наколоть, что-то прибить, починить. В городе мы целыми днями без движения, в идеале хорошо бы находить время для физических упражнений не только в отпуске. А уж в отпуске плавание, греблю, водные лыжи, футбол, волейбол, бадминтон можно только приветствовать. Или, если зимой, лыжные прогулки по лесу, горные лыжи. Многие любят отдыхать в деревне или на даче. Я их понимаю. Кстати, уже четвертый Патриарх подряд оказывается у нас активным любителем собирать грибы.


Если есть возможность съездить посмотреть мир, почему бы нет? Это расширяет кругозор. Чего не скажешь о легком чтении. Легкая литература точно неполезна, она возбуждает в человеке дух праздности, а на отдыхе этому сама обстановка соответствует. Но если человек всегда читает такие книги, вряд ли он в отпуске изменит своей привычке. Это уже не привычка, а страсть.


Также ничего хорошего нет в современных танцах. Во-первых, они совсем не целомудренны, во-вторых, музыка, играющая на дискотеках, вредна для здоровья. Сколько децибел обрушивается там на наши уши! Это небезопасно и для нервной системы, и для слуха, развивает агрессию. Любой врач вам это скажет.


— Но хоть как-то можно в отпуске расслабиться или само такое желание греховно?


— Если человек заранее настроит себя на расслабление, велика вероятность, что он, как один из вариантов, просто начнет непрерывно прикладываться к бутылке. А оправдание всегда найдется: один летать на самолете боится, другой плохо засыпает на новом месте, третьему просто «необходимо» стресс снять. И пошло-поехало. То есть греховно не само желание, а последствия, к которым оно, скорее всего, приведет. Вообще не надо ставить каких-то специальных задач перед отпуском. Отрешиться на время от суеты, от житейских забот можно и нужно. Но как только ты начнешь себя на что-то настраивать, отдыху конец. Ничего не получится. А мы не только настраиваем, но еще и сообщаем о своих планах всем подряд: соседям, сослуживцам, попутчикам. Зачем? Никого не интересуют наши предпочтения мест отдыха, досуга. Надо жить без деклараций, в тишине, в тайне. Научимся так жить, придет и сердечная молитва, мы сможем осознанно попросить Господа о душевном мире. Тогда есть надежда, что мы действительно отдохнем, восстановим силы. А настрои, декларации — это пустое.


— Есть люди, которые прямо говорят, что не умеют отдыхать, не знают, чем заняться в отпуске. Вам часто приходилось такое слышать?


— Очень часто. Чуть ли не каждый третий так говорит, но в большинстве случаев это поза. Да «забудьте» вы мобильный телефон дома, и через день-другой будете прекрасно себя чувствовать в отпуске. Но никто не забывает, не хотят. Людей же, которые действительно не умеют отдыхать, не знают в жизни ничего, кроме работы, не так много.


Мне кажется, не надо им себя насиловать, переделывать, лучше просто найти активное хобби; например, что-то мастерить на досуге. От свободного времени все равно не убежишь, так пусть человек, если не может без работы, меняет вид деятельности. Смена деятельности — тоже отдых, но одновременно он и без работы сидеть не будет. Мне кажется, для трудоголиков это оптимальный вариант.


— Некоторые супруги детей отправляют к бабушке или в лагерь, а отдыхать едут вдвоем. Правильно ли это или все же отдыхать нужно всей семьей?


— Опять обратимся к апостолу Павлу. Подросток должен привыкать к хотя бы периодическим отрывам от семьи, к жизни в коллективе. Конечно, лагерь лагерю рознь. Я четверых младших детей отправлял в лагерь «Большое приключение», который уже много лет проводят в Карелии известные путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро. К сожалению, когда мы о нем узнали, трое старших уже выросли. Там дети живут в палатках, ходят в серьезные походы под руководством опытных инструкторов. Мои приезжали оттуда повзрослевшими, возмужавшими. Когда дисциплина и большие физические нагрузки, на глупости не остается ни времени, ни сил. Прекрасный палаточный лагерь с середины 90-х проводит в Нижегородской области мой друг отец Михаил Резин. Они в походы не ходят, живут на одном месте, но тоже сами заготавливают дрова, носят воду, помогают готовить еду. В лагере все время проходят интересные мероприятия. Детьми занимаются. А туда, где праздность, детей посылать не следует. Таких лагерей, к сожалению, сегодня немало. Вожатые расценивают поездку туда в том числе и как отпуск для себя, дети предоставлены сами себе, естественно, ничему хорошему они там не научатся. Но хороший лагерь, где дисциплина, много спорта и активных общих дел, пойдет ребенку только на пользу. И ничего плохого нет, если и родители в это время где-то отдохнут вдвоем, наберутся сил на год вперед.


И в поездке ребенка к бабушке нет ничего плохого. Проблема в том, что многие родители под предлогом своей занятости с малых лет полностью сваливают ребенка на бабушку, сами им вообще не занимаются. Плоды такого воспитания проявляют себя быстро, и они печальны. Но если родители весь год занимаются ребенком, учат его уважению к старшим, почему бы на каникулы не отправить его с бабушкой в деревню или на дачу? Бабушка — тоже близкая родственница!


— А могут ли супруги отдыхать врозь, отдельно?


— Этот вопрос супруги должны решать сами. Если по обоюдному согласию, почему бы нет? Греха я не вижу. Люди все разные, на чьих-то взаимоотношениях такая краткая разлука может сказаться благотворно. Бывают и объективные причины — время напряженное, не всегда удается мужу и жене уйти в отпуск одновременно. На Афон жену не возьмешь. Правда, там, рядом с полуостровом, есть светская зона отдыха. Причем близость монастыря сказывается — нет там курортной вольности, построже как-то все. Вот моя матушка оставалась в этой зоне со своей подругой, а я несколько дней провел в монастыре.


— Вообще отдых священника отличается от отдыха мирянина? От чего больше всего устают священники?


— Физически, безусловно, от долгого стояния. Недаром у священников так распространены венозные болезни ног. А морально, наверное, от однообразия действий. Это касается, прежде всего, исповеди, треб. Особенно в городах, где приходится исповедовать долго, на требы ездить часто. За год усталость накапливается. И, если говорить о семейных священниках, невозможность нормально отдохнуть с семьей. Для нас суббота-воскресенье — самые напряженные дни, в будни же мы иногда бываем свободны, но тогда домашние работают или учатся. Для семейного священника отпуск — едва ли не единственное время для нормального отдыха с семьей.


А чем отличается отдых священника? Я люблю съездить с семьей к морю, там много ныряю, отдаю дань прошлому — в молодости серьезно подводным плаванием занимался. Чаще всего под Анапу, есть у меня там любимое место. Приезжаем с палаткой. Но был и на цивилизованных курортах и там несколько раз невольно наблюдал, как семьи священников (видно было, что это они) по полдня искали место, где их никто не увидит, сооружали какие-то простынные ограждения, выскакивали оттуда в море и тут же обратно. Странная картина, бросающаяся в глаза. Ну можно же найти место немноголюдное, спокойно отдохнуть с семьей, искупаться, не привлекая к себе внимание.


Знаю, что очень многие священники любят рыбалку. Это едва ли не самый популярный отдых у современных отцов. В общем, нормально отдыхаем, по-человечески!


— Вы еще раз напомнили, что у священников на неделе бывают свободные дни. У работающих на пятидневке мирян таких дней нет, и в результате возникает проблема отдыха не в отпуске, а в течение всего года. В субботу всенощная, в воскресенье литургия. Получается, что у православных нет выходных. Как быть?


— Очень сложный вопрос. Я сам часто сочувствую мирянам. Наверное, для них допустимо иногда пропустить вечернюю службу, что многие и делают. Мы не можем запрещать причащаться только из-за пропуска всенощной. Некоторые и на литургии не каждое воскресенье бывают. Формально это нарушение четвертой заповеди, но все зависит от причин. Господь видит сердце человека. Начнет человек расслабляться внутренне, говорить себе, что раз он так тяжело и много работает, ему достаточно в храм раз в месяц (два, три, полгода, год) прийти, станет ходить все реже и реже, если вообще не уйдет из Церкви. Надо стремиться к регулярному посещению храма, воскресной службы, но не как к формальному выполнению закона. В сердце должен быть Бог. Молиться не забывайте.


А не успевают отдохнуть и сделать домашние дела не только православные. Проблема современного человека в неумении остановиться, сбавить темп. Наступил вечер пятницы, надо, говоря автомобильным языком, переходить на вторую скорость. А мы не умеем, и все выходные у нас проходят на той же пятой скорости. В итоге в понедельник никакого ощущения отдыха нет, в голове кавардак, всех дел все равно не переделали, и никакой перспективы. В следующие выходные все повторяется. Единственный выход из этого тупика — учиться снижать скорость.


Беседовал Леонид Виноградов


Милосердие.ру / Нескучный сад

16 апреля 2018 года, на 96 году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Брянской епархии протоиерей Григорий Ковалев.

Григорий Степанович Ковалев родился 27 июня 1922 г. в с. Деремна Брянской области в семье крестьян. Во время Великой Отечественной войны помогал партизанам. По гражданской специальности был сапожником.

В 1976 году епископом Орловским и Брянским Глебом был рукоположен во диакона, и в августе того же года - во иерея.

После принятия священного сана служил настоятелем храмов в с. Хохловка, с. Деремна, с. Баклань Брянской области.

В 1980 г. был переведен в Сумскую епархию и служил настоятелем Вознесенского храма г. Коноток Сумской области, с 1981 г. - настоятелем Вознесенского храма с. Тростянец Сумской области.

В 1981 г. архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием был награжден правом ношения набедренника и камилавки.

В 1982 г. снова перешел в Брянскую епархию и служил настоятелем Иоанно-Богословского храма в с. Чепово Погарского района Брянской области.

В 1985 г. был награжден наперсным крестом, а в 1988 г. архиепископом Орловским и Брянским Варфоломеем награжден саном протоиерея.

В 1986 г. епископом Орловским и Брянским Паисием награжден правом ношения палицы.

С 1998 г. служил в Свято-Никольской церкви с. Деремна Мглинского района.

В 2000 г. награжден крестом с украшениями.

По причине преклонного возраста и состояния здоровья был почислен за штат. Будучи заштатным священником, помогал совершать требоисполнения в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери г.Брянска.

18 апреля 2018 г. в храме во имя Cвятителя Николая с. Деремна Мглинского района, на малой родине отца Григория, было совершено его отпевание. Чин возглавил протоиерей Димитрий Снегирев, благочинный Климовского церковного округа Клинцовской епархии. Его Высокопреподобию сослужили благочинный Почепского церковного округа протоиерей Ростислав Козак, духовенство Почепского и Мглинского благочиний Клинцовской епархии. Новопреставленный протоиерей Григорий был погребен на местном кладбище с. Деремна рядом со своей супругой.

Выражаем соболезнования родственникам усопшего, да упокоит Господь душу новопреставленного протоиерея Григория в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная!

Вечная ему память!

Поделиться