XXV Рождественские чтения. Торжественное открытие XXV Международных Рождественских образовательных чтений Рождественские образовательные чтения 1917 уроки столетия

25-27 января 2017 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия».

Крупнейший церковно-общественный форум, отмечающий в этом году свой юбилей, объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп и молодежных организаций. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч, принявших участие в региональном этапе, свидетельствуем:

1. Обозревая путь, пройденный нашим народом за минувшее столетие, участники Чтений выражают свою веру в то, что Бог, действующий в истории непрестанно и направляющий человечество к конечной цели бытия ― ко спасению, Своим Промыслом исправляет и обращает во благо даже человеческие грехи и заблуждения. Ярким примером этого является судьба нашего народа в минувшем столетии. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, целенаправленной политике по изничтожению Православной Церкви в странах канонической ответственности Московского Патриархата в период после 1917 года Господь устроил все поистине премудрым образом: рубеж XX и XXI столетий стал временем нового обращения людей ко Христу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа.

2. Глубинной причиной нескольких революций, приведших к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной Гражданской войне, репрессиям в отношении отдельных лиц и социальных групп, страданиям людей и многочисленным жертвам, следует признать утрату обществом живой и искренней веры в Бога, порожденное этими утратами и оказиями способность критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозной традиции нравственных норм.

3. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал подлинно евангельским ответом на беспрецедентные гонения на Русскую Церковь в нашей стране, разрушение храмов, глумление над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей. Во многом благодаря именно их подвигу стало возможным возрождение веры и церковной жизни в странах канонической ответственности Московского Патриархата.

4. Промыслительным видится восстановление Патриаршества и избрание святителя Тихона на московский Патриарший престол, осуществленные на Поместном Соборе 1917-1918 гг., накануне гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Фигура Патриарха стала символом стояния в вере и преданности святоотеческой традиции.

5. Эмиграция православных соотечественников, сохранивших веру в условиях иноверного и инославного окружения, создала условия для знакомства иностранцев с Православием. Следствием этого стало приобщение многих из них к Православной Церкви. В этом также нельзя не видеть промыслительное действие Господа, заботящегося о Церкви Своей.

6. Особым испытанием для Церкви и нашего народа стала Великая Отечественная война. Эта трагедия подвигла наших соотечественников к осознанию важности духовных основ жизни. Переживаемые тяготы способствовали объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью, обращению к нравственным идеалам служения Отечеству и ближним.

7. Патриотическая позиция Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны содействовала изменению отношения государства к Православию, что сделало возможным избрание Патриарха, открытие храмов и монастырей, возобновление деятельности духовных учебных заведений и появление официального церковного журнала. Это, однако, не устраняло конфликта государства с Церковью, которая мыслилась прямым конкурентом советской идеологии.

8. Показателем внутренних противоречий между советской властью и Церковью стало возобновление в конце 50-х в начале 60-х годов XX века репрессий против тех, кто осмеливался публично высказывать религиозные взгляды, закрытие и разрушение храмов, дискриминация верующих.

9. 1988 год ― 1000-летний юбилей Крещения Руси ― стал новой вехой в истории нашего народа. Фактически государство отказалось от политики атеизма и признало ошибочность дискриминации в отношении религии. Это стало очередным подтверждением слов Спасителя о том, что «врата ада не одолеют» созданную Им Церковь (Мф. 16:18).

10. Следует признать, что вопреки давлению атеистической формы секуляристской идеологии христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры, включая целый ряд созданных в советское время произведений литературы, искусства, кинематографа. Важное свидетельство о Боге продолжала нести и русская литература XIX века. Искусство имманентным образом доносило до людей богозаповеданные идеалы.

11. Давая справедливую оценку преступлениям против веры и Церкви, совершавшихся в эпоху господства советской идеологии, нельзя не отметить жертвенность многих людей, готовность проявлять лучшие качества, искренне служить своей Родине. Следствием этого стали, в частности, многие важные научные открытия и технические достижения, подъем образования, развитие и всемирное распространение культуры нашего народа.

12. 1990-е годы стали временем духовной свободы. Разрушение препятствий для духовного возрождения народа и церковной миссии открыло возможность обращения ко Христу миллионов людей, открытия тысяч храмов и сотен монастырей, развития богословского и религиозного образования.

13. Вместе с тем серьезной проблемой, возникшей в тот же период, стала ценностная дезориентация общества, а также абсолютизация псевдо-гуманистических идеалов, пропаганда морального произвола, потребительства и социал-дарвинизма. Христианство подверглось новому давлению, когда вместо атеизма навязывалась необходимость секулярной реформации. Церковь противопоставила этому евангельскую проповедь с использованием всех возможных, имеющихся у нее общественных и медийных ресурсов.

14. Распад единого государства, также произошедший в начале 1990-х годов, был сопряжен с многочисленными конфликтами между отдельными этносами и социальными группами. Произошли разрывы экономических, культурных и общественных связей. Но во всех переживаемых испытаниях Русская Православная Церковь оставалась со своим народом.

15. Сегодня для объединения общества, укрепления связей между странами с общей историей и культурой принципиально важно усиление роли Русской Православной Церкви как консолидирующего института и гаранта сохранения духовной традиции, предупреждения ее новых разрывов.

17. Представители и особенно лидеры любых политических и общественных сил должны осознавать ответственность за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни руководствовались. Этому нас учит опыт потрясений ХХ века и в особенности 1917 года. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации народа, сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, преодолению разобщенности и розни.

18. Следует признать, что Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому - основание Церкви Богом и Спасителем, и сочетание в ней земных трудов с устремлением к вечному. В историческом бытии это влечет за собой, в том числе, особую роль Церкви в объединении общества и сохранении в нем мира.

XXV юбилейные Международные Рождественские образовательные чтения будут посвящены теме «1917-2017: уроки столетия». Форум, который за четверть века приобрел формат общенационального, состоится в Москве 25-27 января. Об актуальности темы форума, о его программе и особенностях в этом году рассказали его организаторы на пресс-конференции 23 января в информационном центре ТАСС, сообщает Благовест-инфо .

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, прокомментировал тему, выбранную для форума: «Самый важный урок минувшего столетия – это пагубность разобщения народа. Необходимо стремление к единству путем открытого, доверительного и уважительного диалога. А если допустить разделение общества по признакам национальным, религиозным, политическим и другим, это неизбежно ведет к социальным потрясениям, и цена таких потрясений – миллионы жизней».

На многочисленных мероприятиях в рамках XXV Рождественских чтений Церковь постарается найти «правильный ключ к пониманию истории, задать правильный вектор по осмыслению событий прошедшего столетия», продолжил митрополит. Он наметил очертания этого «ключа»: «докопаться до причин» Февральской и Октябрьской революций 1917 г., но говорить не только о революции и о репрессиях, но и о «попытках патриотов возродить наше Отечество», о достижениях советского периода в области экономики, космоса, спорта. «История не может быть вся плохой или вся хорошей, надо уйти от персонификации истории, говорить о ней независимо от персоналий (руководствуясь церковным принципом «ненавидь грех, но люби грешника»)», – отметил архиерей. «Уроки истории мы пройдем, но экзамен мы еще не сдали. Надо сделать большую работу над ошибками, чтобы сдать экзамен», – сказал митрополит Меркурий. Он выразил надежду, что РПЦ рассмотрит выбранную тему «предельно аккуратно», «не будет делать выводы», но постарается сделать «весомый вклад в единение народа».

Митрополит Меркурий сделал краткий экскурс в историю Рождественских чтений, что только подчеркнуло масштабы нынешнего форума: в нем примет участие более 15 тысяч человек из России, ближнего зарубежья, США, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, а также Греции и Грузии. Он сообщил, что работа XXV Рождественских чтений координируется по 16 направлениям, участники более 100 мероприятий обсудят многие насущные проблемы, среди которых деятельность Русской Православной Церкви в годы богоотступничества, жизнь Церкви и святоотеческая традиция, история православного храмостроительства, социальная миссия Церкви и другие. Митрополит Меркурий особо подчеркнул, что среди участников Чтений будут больее 40 ректоров вузов и директоров академических институтов. Он обратил также внимание на масштабы регионального этапа Рождественских чтений, который проходит в епархиях в сентябре-январе: в 2016 г. в них приняли участие более 2 млн. человек, «по самым скромным подсчетам».

Более 70 столичных площадок задействовано в проведении XXV Рождественских чтений, но митрополит особо выделил одну из них, «удивительно хорошую площадку» V Рождественских Парламентских встреч. Здесь представители РПЦ и парламентарии «не опасаются быть неуслышанными, могут честно сказать друг другу, что думают», а Патриарх Кирилл выступит с программной речью о том, что «волнует весь народ».

О Парламентских встречах как важной части Рождественских чтений говорил на пресс-конференции Петр Толстой, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва. Встречи и собеседования сенаторов, руководителей Федерального Собрания, аппарата Правительства РФ, глав профильных думских комитетов, руководителей синодальных отделов, сотрудников министерств и ведомств будут посвящены обсуждению актуальных вопросов социального взаимодействия, общественного служения, исторического пути России, современного развития государства. Он анонсировал также открытие выставки в Госдуме, на которой будет представлено более 130 работ художников: от иконописцев до детей, которые представят свои рисунки.

Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ VII созыва по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, выразил надежду, что XXV Рождественские чтения станут «главным событием для российского парламентаризма в текущем году» – это поможет формированию «нового поколения христианских политиков». Центральным событием Парламентских встреч он считает «послание Патриарха Кирилла Федеральному собранию» (С. Гаврилов подчеркнул, что аналогия с «посланием президента Федеральному собранию» вполне уместна) – это позволяет парламентариям «почувствовать себя членами Церкви». Этому же будет способствовать и присутствие епархиальных архиереев, которых прибудут в зал Парламентских встреч в сопровождении депутатов от соответствующих регионов. Ожидается выступление лидеров всех парламентских фракций, а также запланирована работа трех круглых столов, о которых рассказал С. Гаврилов: «Религия, общество, государство (совершенствование законодательства о религиозных организациях)»; «Духовно-нравственное воспитание в системе образования»; «Соотечественники за рубежом: прошлое и настоящее».

Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, говорил о центральной теме Чтений, подчеркнув, что РПЦ взяла на себя роль организатора общенациональной дискуссии. Главный аспект этой сложной темы – «примирение в истории», считает В. Кипшидзе, и путь к нему – взгляд «на исторический путь России через призму православных духовно-нравственных ценностей». При этом он заметил, что Церковь «дает пример всему обществу», потому что она «уже примирилась с историей», когда в 2000 г. канонизировала новомучеников и исповедников Российских. РПЦ тогда «не выбирала правых и виноватых, а признала святыми тех, кто пострадал, и это лежит в основе того духовного ренессанса, который мы испытаем до сих пор», сказал Кипшидзе.

С подробной программой Чтений можно ознакомиться на сайте этого крупнейшего церковно-общественного форума.

25-27 января 2017 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия».

Мероприятие возглавил председатель Оргкомитета Чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

В этом году торжественная церемония открытия Чтений состоялась 25 января, в День памяти святой мученицы Татианы, Всероссийский день студенчества, в Государственном Кремлевском дворце. В преддверие крупнейшего церковно-общественного форума по традиции в кафедральном Храме Христа Спасителя была совершена Божественная литургия.

В мероприятиях, в рамках международного этапа Чтений в Москве приняли участие свыше 18 000 участников из всех регионов России, представители Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Греции, Латвии, Эстонии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Великобритании, Германии, Канады, Франции.

25 января в Государственном Кремлевском дворце Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию открытия Чтений. Приветствие Президента Российской Федерации Владимира Путина участникам крупнейшего церковно-общественного форума огласил полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Александр Беглов.

На церемонии открытия Чтений выступили: первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Николай Федоров, огласивший приветствие председателя Совета Федерации; министр иностранных дел РФ Сергей Лавров; министр культуры РФ Владимир Мединский, огласивший приветствие председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Александр Горбенко, зачитавший приветствие мэра российской столицы Сергея Собянина.

В работе Чтений приняли участие члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, представители Совета Федерации ФС РФ, депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Правительства РФ, главы митрополий Русской Православной Церкви, члены Правительства города Москвы и регионов России, региональная общественность, представители конфессий, общественных организаций, деятели науки, в том числе Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии художеств, деятели культуры и искусства, руководители органов управления образованием, заведующие дошкольными учебными организациями, директоры и педагоги образовательных школ и гимназий, ректоры, преподаватели и студенты высших учебных заведений России и зарубежья, духовных школ, представители социальной сферы, силовых ведомств…

В мероприятиях участвовали представители 300 вузов России, ближнего и дальнего зарубежья. Главы митрополий и епархиальные архиереи большинства епархий Русской Православной Церкви приехали на Чтения. Более 50 архиереев возглавили работу мероприятий Чтений.

Площадками проведения Чтений стали Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, здание Правительства города Москвы, Храм Христа Спасителя, храмы и монастыри Москвы, Патриаршие палаты Московского Кремля, синодальные отделы, МГУ им. Ломоносова и другие вузы Москвы, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный и Российский православный университеты, духовные семинарии, образовательные, культурные и духовно-просветительские центры, школы, музеи, театры, социальные учреждения ― всего около 70 площадок.

Ставшие уже традиционными ― секции Рождественских Парламентских встреч прошли в Государственной Думе 26 января.

Пленарное заседание V Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации возглавил председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин и Святейший Патриарх Кирилл. Во время пленарного заседания состоялось награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Как и в прошлые годы, на секциях Парламентских встреч актуальные вопросы взаимодействия обсуждались в ходе открытого, доверительного и плодотворного разговора с участием сенаторов, руководителей федеральных собраний, Аппарата Правительства Российской Федерации, глав профильных думских комитетов, руководителей Синодальных отделов Русской Православной Церкви, сотрудников министерств и ведомств, представителей духовенства и мирян.

В рамках церемонии закрытия Чтений председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации вручил Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению». Этой высокой награды были удостоены: И.И. Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования г. Москвы; протоиерей Алексей Грищенко, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Элистинской епархии; протоиерей Александр Атаманов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии; иерей Владимир Ичеткин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Сыктывкарской епархии; иерей Виталий Тарасов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Махачкалинской епархии; Н.В. Кизимов, помощник по работе с образовательными учреждениями и силовыми структурами (Анадырская епархия).

Традиционно в ходе Чтений затрагивались не только вопросы образования, обучения, воспитания, но и множество других направлений, которые развивают Синодальные отделы Русской Православной Церкви, приглашая к дискуссии широкий круг церковных специалистов, представителей государственной власти и общественных организаций.

По благословению Митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия в работе Чтений приняла делегация и Чернушинского благочиния, в 9 чел. (духовенство, представители образования и культуры Чернушинского, Октябрьского и Куединского районов), которую возглавил протоиерей Сергий Пашкевич, Благочинный храмов Чернушинского округа.

Наша делегация приняла активное участие в работе:

конференций:

1.«Православное образование на дошкольной, начальной и основной ступенях образования: Дошкольное образование - базовая ступень в формировании личности»,

2 . «Научно-методическая и общественная поддержка православного образования», секция «История и перспективы развития национальной системы образования в России»,

3. « Православное образование. Аспекты регионального опыта»

Круглый стол «Духовно-нравственное воспитание в Литве»

Педагогическая мастерская для учителей ОПК «Поезд творческих идей. Русская литература как учебник жизни», совместный проект Екатеринодарской и Кубанской епархии, Минобрнауки Краснодарского края

4. «Мультимедийное обеспечение социокультурных практик»

Секций:

-«Православное образование как фактор социального партнерства в Нижегородской области. Из опыта работы Межъепархиального сотрудничества Нижегородской митрополии»,

- «Православная культура в современной школе»,

-«Возрождение Святоотеческих традиций в духовно-нравственном воспитании в государственных дошкольных образовательных учреждениях».

Приняли участие в мастер-классе «Глиняных дел мастера: география русской народной игрушки»

XXV Рождественские чтения проходили в Москве с 25 по 27 января 2017 года. Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, приняла участие в XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. В этом году основная тема Рождественских чтений была обозначена следующим образом: "1917- 2017: уроки столетия". Открытие этого масштабного мероприятия состоялось 25 января в Государственном Кремлевском дворце съездов в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. На открытии присутствовало почти 6000 человек.

Матушка Илариона рассказала, что история Рождественских Чтений восходит к 1993 году. Основная тематика докладов и обсуждений была посвящена вопросам педагогики и образования, и аудитория была в основном учительско-преподавательская. Церковь придавала большое значение этим встречам. Традиционно открывал Рождественские Чтения Патриарх. В последние годы Рожественские Чтения носят международный характер и на них обязательно приглашаются представители светской власти. К формату Рождественских Чтений добавились Парламентские встречи, которые посвящены вопросам общественной жизни и влияния Православной веры на здоровье нации.

Рождественские Парламентские встречи — важнейшая часть Международных Рождественских образовательных чтений. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые принял участие в Парламентских встречах в январе 2014 года. Тогда Святейший Владыка выступил в Совете Федерации. Это было первое в истории посещение Верхней палаты Российского парламента Предстоятелем Русской Православной Церкви. В 2015 году Рождественские парламентские встречи проводились на площадке Государственной Думы, а в 2016 году — вновь в Совете Федерации. «Цель Рождественских Парламентских встреч и заключается в выстраивании эффективного диалога между Русской Православной Церковью, Государственной Думой, различными конфессиями и обществом в целом», — сказал В.В. Володин, отметив, что Русская Православная Церковь вносит особый вклад в создание условий для такого диалога.

В Рождественских Чтениях сейчас участвуют представители всех епархий. Заранее объявляются конкурсы, и в рамках Рождественских Чтений подводятся итоги конкурсов и происходит награждение лауреатов. В этом году состоялось награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Святейший Патриарх Кирилл вручил победителям конкурсов дипломы и грамоты, а Вячеслав Володин — подарки и цветы.

Таким образом, Рождественские Чтения — это большое событие не только церковной жизни, но и общественной жизни страны. Это взаимное стремление духовных и светских властей преодолеть духовный раскол в обществе.

Матушка Илариона подчеркнула, что монастырское направление в работе Рождественских Чтений появилось не так давно. Сейчас стоит задача разработки документов, регламентирующих жизнь монастырей.

Ведь рост количества монастырей по России значительный. Если в послевоенные годы в СССР было всего 16 монастырей, то на текущий момент насчитывается 890 монастырей, включая обители ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом их количество приближается к уровню дореволюционной России, когда в стране насчитывалось 1025 монастырей и монашеских общин, готовившихся получить статус монастыря. Необходимость проводить собрания игуменов и игумений, как в рамках Рождественских чтений, так и в формате отдельных конференций, обусловлена тем, что минувшие 25 лет активного восстановления монастырей прошли в совершенно новых исторических условиях. Теперь требуется глубоко осмыслить этот опыт, преодолеть возникшие трудности, сформулировать основные положения внутренней и внешней жизни монастырей в соответствии с канонами и правилами общецерковной жизни.

Матушка сообщила, что количество насельников в некоторых новых монастырях не велико, что неудивительно. С одной стороны, в начальный период возрождения монастырей и невозможно продвигаться "широким фронтом", так как усвоение монашеской традиции требует длительного индивидуального внимания к каждому новому человеку. С другой стороны, в наше время утрачиваются традиционный для русского народа коллективизм и взаимовыручка, самоотверженность и терпеливость, что усложняет жизнь в монашеской общине. Но ведь именно в монастыре и можно преодолеть самоизоляцию, научиться понимать ближних и соборно молиться. Через это, по свидетельству подвижников благочестия, можно стать истинной личностью, — человеком, исполняющим волю Божию.

Внутри Рождественских Чтений 26 января и 27 января проходили отдельные заседания, посвященные проблематике монастырей и монашествующих. На этих заседаниях председательствовал Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, который является Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Темы выступлений были посвящены урокам истории 1917-2017 года. Чтобы понять глубину обсуждаемой тематики, назовем лишь некоторые из них:

  • «Монашество перед вызовами революционной эпохи»
  • «Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века»
  • «Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского Православия» и др.

Часть работы проходила в рамках заседаний отдельных секций:

Секция 1: «За Христа пострадавшие»: значение опыта новомучеников и исповедников Русской Церкви для современного монашества.

В рамках заседаний этой секции были заслушаны несколько докладов: Архимандрита Макария (Веретенникова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : «За Троицу Святую» — подвиг исповедничества монашествующих в 20-е-30-е годы XX века»;

Епископа Дмитровского Феофилакта, наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря на тему «В горах и пещерах»- аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь».

Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря выступил с докладом «Светильники духа»- служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке», в котором в виду обширности темы ограничился рассказом о духовном наставничестве некоторых из братии Данилова монастыря в 1920-1930-е годы и в послевоенное время. Особое внимание в докладе было уделено личности настоятеля Данилова монастыря епископа, а с 1923 года архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского). По воспоминаниям современников, это был монах строгой, по-настоящему аскетической жизни, вызывающий у хорошо знавших его людей глубокое уважение и любовь. Самые известные из даниловских духовников - преподобный Георгий (Лавров); архимандрит Симеон (Холмогоров); архимандрит Поликарп (Соловьев); архимандрит Стефан (Сафонов); архимандрит Серафим (в схиме Даниил, Климков); иеромонах Павел (Троицкий). О них известно благодаря воспоминаниям их духовных чад, а также из следственных дел 1920-1930-х годов, которые в наши дни стали доступны для исследователей. С первых лет восстановления Данилова монастыря братия и сотрудники работают в архивах, стараясь по крупицам восстановить историю обители и ее насельников.

Тему подвига новомучеников и исповедников Российских на примере насельниц Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря раскрыла настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова) , в докладе «Верные хранительницы монашеских преданий» — исповеднический подвиг монахинь в годы гонений», в котором она подробно рассматривает подвиг женского монашества, имевшего опыт высокой духовной жизни, известного широкой социальной благотворительностью, которое в глазах новой богоборческой власти было классовым и идеологическим врагом. Монахини Борисоглебского Аносина монастыря понесли крест мученичества, проявив мужество и стойкость. Аносина пустынь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь так же было развито старчество - традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер.

Работа Секции 2: «Уроки истории» — устроение жизни современных монастырей в свете осмысления трагических событий XX века» проходила под председательством Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Он же сделал доклад на тему «Духовный авторитет игумена как основа единства братства». В докладе Высокопреосвященнейший Владыка Георгий отметил, что сегодня не утихают споры о том, кем должен быть игумен — духоносным старцем, пекущимся о своем спасении и спасении братии, или талантливым администратором, хозяйственником, строителем, имеющим при себе опытного духовника? Что имеет преимущество - его возраст, духовный опыт, долголетие пребывания в постриге, или образование, житейский опыт и административный талант. Владыка считает, что раскрытие во всей полноте темы возможно только, если обратиться к письменному монашескому наследию и на примерах показал важность духовного авторитета игумена для духовного единства монашеского братства.

В заключении Матушка Илариона сказала, что в основном доклады касались вопроса преемственности монашеской и монастырской традиции, многие настоятели и настоятельницы монастырей, игумены и игумении, являются духовными чадами Новомучеников и Исповедников Российских, и в этом заключается большая сила и надежда для духовного возрождения нации.

23 января в информационном центре ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная открытию XXV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» . В ней приняли участие: председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , заместитель председателя Госдумы VII созыва Петр Толстой , председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов и заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе .

Первые Рождественские чтения, выросшие из конференции православных педагогов Москвы, прошли в Москве в 1993 году. До 2004 года Чтения не имели единой конкретной тематики. Ситуация изменилась в 2005 году, когда было принято решение выбрать для XIII Рождественских чтений одну главную тему: «Школа, семья, Церковь - соработничество во имя жизни» . С тех пор стало традицией каждые Рождественские чтения приурочивать к конкретной теме. В этом году тема напрашивалась сама собой: в 2017-м исполняется сто лет с момента, когда жизнь России кардинально переменилась. Вот почему в качестве главной темы было выбрано осмысление исторических событий столетней давности.

Открывая пресс-конференцию, митрополит Меркурий ознакомил журналистов с подробным планом проведения XXV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия».

В этом году Чтения будут проходить с 25 по 27 января и начнутся в день памяти святой мученицы Татианы (25 января) с Божественной литургии в Храме Христа Спасителя, которую возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот же день тожественное открытие Рождественских чтений в 15:00 состоится в Государственном Кремлевском Дворце.

Во время XXV Рождественских чтений работа будет вестись по 16-ти направлениям. 26 и 27 января на разных площадках Москвы пройдут конференции, практические семинары, круглые столы, за которыми участники обсудят насущные проблемы, расскажут о деятельности Русской Православной Церкви в советский период, истории православного храмостроительства, социальной миссии Церкви и многом другом. Как заметил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Святейший Патриарх Кирилл всегда готов обсуждать те темы, которые в настоящий момент волнуют народ.

На 26 января запланированы V Рождественские Парламентские встречи, которые будут посвящены историческому пути России, развитию государства и актуальным вопросам социального взаимодействия Церкви и общества. Они пройдут в стенах Госдумы (традиционно они чередуются: один раз - в Госдуме, на следующий год - в Совете Федераций), и в них примет участие Святейший Патриарх Кирилл.

В рамках Рождественских чтений состоится награждение победителей Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя» и Всероссийского конкурса детского творчества «Красота Божиего мира».

Кроме того, для участников Чтений продумана большая культурная программа: они смогут посетить различные выставки, музеи, посмотреть фильмы и театральные постановки.

Говоря о теме Рождественских чтений - «1917-2017: уроки столетия», - митрополит Меркурий подчеркнул, что самый главный урок, который мы могли бы извлечь из прошедшего столетия, это пагубные последствия разобщения народа. По мнению Владыки, «мы должны стремиться к единству путем открытого и доверительного диалога». В рамках Чтений их участники неизбежно будут касаться темы 1917 года, но «это прикосновение должно быть максимально тактичным».

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе отметил, что тема XXV юбилейных Рождественских чтений выбрана неслучайно. Он напомнил, что Патриарх Кирилл, выступая в разных аудиториях, постоянно подчеркивал, что нам всем надо примириться со своей историей, «путь примирения с российской историей лежит через призму православных духовных ценностей».

Церковь уже примирилась со своей историей, подчеркнул Вахтанг Кипшидзе , когда в 2000 году Архиерейский Собор канонизировал российских новомучеников. Церковь сделала главное: «она не выбрала правых и виноватых - она признала святыми тех, кто пострадал».

После официально-информационной части наступило время для вопросов. Один из первых вопросов затронул идею министра образования РФ Ольги Васильевой о необходимости вернуться к опыту советских школ. Журналист поинтересовался мнением участников пресс-конференции, зачем нам это необходимо.

Высказывая свое мнение по поводу «опыта советских школ», заместитель председателя Госдумы Петр Толстой сказал, что в последние годы в ходе модернизации образования «вместе с водой выплеснули и ребенка». По его словам, в России отступили от российских традиций, устроили странную смесь из разных видов образования. Петр Толстой также добавил, что популярная за границей Болонская система в России не работает «и родители и учителя в один голос говорят, что невозможно брать единственным критерием оценки той или иной системы образования критерий эффективности». «Образование не может быть услугой. Мы должны использовать академическое русское образование, а не замещать его набором из теста и галочек. Нужно возвращать русскую национальную систему образования и использовать тот положительный опыт, который был в советское время», - подчеркнул Петр Толстой .

Еще один, довольно острый, вопрос журналистов касался того, надо ли России отмечать столетие 1917 года. На это митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий заметил, что мы не говорим об октябрьских событиях 1917 года, а говорим о феврале 1917 года, о начале буржуазной революции в России, и всем нам необходимо понять, что привело к этим событиям, что стало поводом к преобразованиям. По его мнению, говоря о 1917 годе, «мы должны честно сказать и о страшных репрессиях, и о тех достижениях, которые были в советский период».

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации подчеркнул, что в Церкви есть такой подход: «Ненавидь грех, но люби грешника, и поэтому мы должны говорить о нашей истории независимо от персоналий».

Как отметил митрополит Меркурий , главная наша цель - осмысление этих событий: «Нам надо найти главный ключ к пониманию этого исторического периода, и Церковь ставит своей целью задать правильный вектор этого осмысления».

Еще один вопрос журналистов касался широко обсуждаемой сейчас в обществе ситуации вокруг передачи Русской Православной Церкви Исаакиевского собора. На него ответил заместитель председателя Госдумы Петр Толстой , который, в частности, сказал: «Исаакиевский собор был построен нашими предками не для того, чтобы там болтался маятник Фуко, и не для того, чтобы в его стенах петербургская интеллигенция встречала белые ночи с шампанским. Это здание должно принадлежать и служить Церкви».

Он добавил также, что всем гражданам, которые сейчас подписывают различные петиции против передачи собора Церкви, стоило бы сначала изучить российские законы, а уж потом подписывать разные петиции. В заключение Петр Толстой сказал, что у тех, кто выступает против передачи собора, ничего не выйдет: «Главный православный собор Санкт-Петербурга будет действующим собором».

Один из журналистов в конце пресс-конференции спросил ее участников, как они сами оценивают революционные события 1917 года. На это митрополит Меркурий ответил, что если за теми преобразованиями, которые случились в 1917 году, стоят миллионы погубленных человеческих жизней, то это однозначно страшное горе для всей нашей страны. И вывод можно сделать лишь один: «Мы должны понять, как сделать так, чтобы подобное никогда не повторилось».

Петр Селинов

Поделиться