Правовое регулирование валютных операций в мчп. Юридические конструкции "международное частное валютное право" и "международное фондовое право" и.в. Гетьман-павлова. Понятие «Международное частное валютное право». Финансовый лизинг

Различие научных мнений о соотношении между национальным валютным правом и международным валютным правом не сказывается кардинально на определении сущности международного валютного права и его связи с другими отраслями МЧП, такими как международное коммерческое право, международное инвестиционное право, международное банковское право и др. В любом случае независимо от высказанных мнений мы имеем дело с системами правовых норм, регулирующими качественно отличающиеся общественные отношения, во-первых, публично-правового, а во-вторых, частноправового характера, т.е. отношения различных видов. Это обстоятельство является ключевым в определении сущности международного валютного права.

В работах российских и иностранных ученых обращается внимание на сложный, многоаспектный характер системы международного валютного права, где существуют не только первичные, но также вторичные и прочие уровни режимов валютного регулирования, обусловленные спецификой международного валютного, кредитного и инвестиционного оборота как оборота мировых финансовых средств. Применительно к международному валютному праву к основным отраслям, в рамках которых функционирует система норм валютного регулирования, относятся международное публичное, международное частное, международное коммерческое, международное банковское, международное инвестиционное право.

Сама же система правовых норм международного валютного права не является искусственным образованием. Его правовые нормы объединены общим объектом, которым является стабильность международной валютной системы. Данный объединяющий фактор "цементирует" взаимосвязь и взаимозависимость норм международного и национального валютного права. Следствием формирования международного валютного права как комплексной отрасли является совершенствование норм валютного регулирования и контроля как международного публичного права, так и МЧП, их координация, восполнение пробелов в их системах, введение в правовую ткань этих систем новых норм и даже отдельных блоков норм.

Понятие, предмет и система международного валютного права определяются содержанием коллизионных норм Статей Соглашения Международного валютного фонда (Бреттон-Вудс, 22 июля 1944 г.), коллизионных норм различных государств, международных публично-правовых и международных частноправовых норм, разрабатываемых государствами – членами МВФ в процессе их национального нормотворчества, их судебными органами и различными международными организациями в валютно-финансовой сфере.

Коллизионная норма – это такая норма, привязка которой не называет право конкретного государства, а формулирует общий признак (правило), используя который можно выбрать соответствующее право. Двусторонние коллизионные нормы наиболее часто встречаются в международных двусторонних соглашениях о валютных расчетах и кредитовании. Привязка двусторонней коллизионной нормы именуется формулой прикрепления. Следует отметить, что именно применение формулы прикрепления к определенной ситуации означает выбор нормы международного валютного права, которая может регулировать соответствующие валютные правоотношения, указанные в двусторонней коллизионной норме.

К примеру, особое место в коллизионном регулировании отводится ст. VIII, разд. 2(a) и разд. 3 Статей Соглашения. Государства – члены МВФ не должны разрешать "бесконтрольно" гражданам-резидентам переводить за границу платежные средства в собственной валюте иностранному должнику, даже если стороны договорились о выражении долга в иностранной валюте и платеже наличными в специально обусловленной валюте. Статья VIII, разд. 2(a), гласит, что "ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фонда".

Статья VIII, разд. 3, гласит, что ни одно государство-член не участвует в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или использует практику множественных обменных курсов, а если такие соглашения или практика существуют, то соответствующее государство – член МВФ проводит с МВФ консультации относительно постепенного их устранения. То есть ст. VIII Соглашения, с одной стороны, устанавливает валютный контроль МВФ, а с другой стороны, запрещает ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам в целях устранения неоправданных затруднений, задержки или невозможности исполнения международных обязательств, а также запрещает дискриминацию путем введения множественности валютных курсов.

По существу, данная статья (как и многие другие статьи Соглашения) носит коллизионный (отсылочный) характер с прикреплением либо к "прецедентному праву МВФ", либо к международным обычаям валютных расчетов, либо к материальным и коллизионным нормам национального валютного законодательства. Хотя каждое государство имеет свое коллизионное право, процесс международно-правовой унификации норм, в том числе и коллизионных, применяемых в валютных контрактах, привел к тому, что указанные нормы строятся на общих типовых правилах. Эти правила именуются коллизионными принципами, или типами коллизионных привязок.

Содержание предмета и особенности системы норм международного валютного права вытекают из содержания Соглашения, который в мировой практике называют еще и "Кодексом международного добросовестного валютного поведения". Можно выделить основные направления международно-правового валютного регулирования и правовые институты международного валютного права, которые отражают его предмет и систему.

  • 1. Отмена валютных ограничений государствами членами МВФ. Что касается ограничений по международным платежам, то члены МВФ брали на себя обязательство вводить их только по согласованию с МВФ. Это обязательство отражено в ст. I (iv) и (у) Соглашения, где предусматривается необходимость максимально широкой отмены подобных ограничений. Соглашение решительно выступает против практики регулирования международных платежей с помощью односторонних мер или двусторонних соглашений.
  • 2. Коллизионное частноправовое регулирование валютных операций. Хотя в Соглашении в целом делается акцент на сотрудничество на государственном уровне, согласно ст. VIII, разд. 2(6), коллизионные нормы данной статьи призваны обеспечить в рамках частных обязательственных отношений действие ограничений международному движению платежей и капиталов одних стран – членов МВФ в другие с помощью административных мер валютного регулирования при условии, что подобные ограничения не противоречат Соглашению. Такой подход основан на признании частноправового характера международного движения платежей и капиталов, на которое государство хочет и должно оказывать воздействие, вводя ограничения.
  • 3. Унификация и гармонизация норм валютного регулирования и валютного контроля в государствах членах МВФ за текущими валютными операциями и валютными операциями, связанными с движением капитала. Соглашение ограничивает компетенцию МВФ в том, что касается валютного контроля. Согласно ст. VI, разд. 2, страны – члены МВФ вольны ограничивать валютные операции, связанные с движением капитала, но не должны ограничивать текущие сделки и задерживать перевод платежей, облагая их таможенными сборами. Договор о МВФ дает широкое толкование понятию "текущие сделки", в целях содействия валютным расчетам в торговле. Однако подчеркивается, что одной из "действительных целей" международной валютной системы является "создание рамочных условий для стимулирования... движения капиталов между странами".
  • 4. Правовое регулирование контроля за режимом плавающих валютных курсов. В 1978 г. государства – члены МВФ отказались от системы фиксированных валютных курсов и установили систему регулируемых плавающих курсов. Контроль за действием системы плавающих курсов был возложен на МВФ.
  • 5. Правовое регулирование контроля за валютно-бюджетной политикой стран–участниц МВФ и обеспечение финансирования дефицитов платежных балансов. Членам МВФ предоставляются средства МВФ, чтобы они "могли решать проблемы" своих платежных балансов в соответствии с нормами МВФ. Своими "вспомогательными соглашениями" МВФ вносит вклад в решение проблем платежных балансов государств, уменьшая "опасность" введения мер жесткого валютного регулирования.
  • 6. Правовое регулирование режима "особых прав заимствования" при внешнем финансировании экономики стран членов МВФ. Экономический рост в развивающихся странах и в ряде импортирующих капитал государств опирается в целом на внешнее финансирование. Подобное финансирование не только чревато зависимостью от иностранных кредиторов, но и делает экономику стран-импортеров капитала подверженным отрицательному влиянию колебаний цен на мировых рынках и изменений ситуации на международных валютных рынках.

При неожиданном спаде или резком усилении долгового бремени многие страны-импортеры капитала прибегают к жесткому валютному регулированию, чтобы предотвратить нежелательный отток малочисленных валютных ресурсов из национальной экономики и наилучшим образом использовать наличную валюту. Принимаются меры для привлечения иностранной валюты. Этим мерам часто предшествуют тщетные попытки найти дополнительные источники внешнего финансирования или устранить узкие места с помощью двусторонних договоренностей. Только страны-члены с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными трудностями платежного баланса без установления контроля за международным движением платежей и капиталов.

7. Создание МВФ международно-правовой системы многосторонних валютных расчетов. Соглашение обязывает своих членов отказаться от дискриминационной практики множественности валютных курсов, в качестве защитных мер для стабильности мировой и национальной валютной системы государства – члены МВФ обязуются "покупать остатки (избытки)" собственной валюты у других стран – членов МВФ по взаимным договоренностям.

Соглашение прямо обязывает своих участников постоянно учитывать цели МВФ при проведении своей валютной политики и, насколько позволяют обстоятельства, принимать все возможные меры, чтобы совместно с другими странами-членами в торговых и финансовых сделках способствовать установлению свободы международных платежей и обеспечению валютной стабильности. Государства берут на себя обязательства для достижения целей стабильности системы многосторонних валютных расчетов "отменять существующие ограничения, если уверены, что смогут достичь бездефицитности платежного баланса без введения валютных ограничений.

8. Международно-правовой режим разграничения и либерализации международных платежей и валютных операций с международными капиталами. В МВФ различает ограничения на текущие международные платежи и на движение капиталов, что справедливо и в отношении ОЭСР, которая разработала отдельные кодексы, касающиеся либерализации международных платежей и международных капиталов. Упомянутые организации традиционно делают акцент на либерализации текущих международных платежей. Не следует удивляться тому, что международно-правовое регулирование конвертируемости валют в связи с текущими международными платежами разработано более тщательно, чем в отношении движения капиталов.

1. Международное валютное право и международная валют­ная система.

2. Валютное регулирование в Украине.

3. Международные расчеты.

1. Международное валютное право и международная ва­лютная система.

Международные валютные отношения являются важной частью ме­ждународных экономических отношений. Важность их обусловливается значением функции валют как денежных единиц стран, участвующих в международно-правовых отношениях. Не случайно вопрос о создании межнациональных расчетных единиц решается уже на протяжении не­скольких десятилетий. Так, в расчетах между странами СЭВ использо­вался переводной рубль, а Европейская валютная система начала функ­ционировать с 1979 г., и единая европейская валюта (ЕВРО) в безналич­ных расчетах с начала 1999 года введена в обращение. Международные валютные отношения - правоотношения, возникающие по поводу ва­лютных ценностей, находящихся в международном обороте. Валютные отношения регулируются международным частным правом в том слу­чае, если они возникают в сфере, не относящейся к межгосударственным отношениям.

Итак, международное валютное право - это система международно-правовых норм, регулирующих международную валютную систему. Ва­лютная система включает в себя совокупность двух элементов: валютно­го механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом по­нимаются правовые нормы и инструменты, их представляющие: как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Валютные отношения являются повседневными связями, в которые вступают юри­дические и физические лица на валютном и денежном рынках в целях осуществления расчетных, кредитных и валютных операций.

Международное валютное право находится на стыке международно­го публичного и международного частного права, и в зависимости от субъектов международных валютных отношений мы рассматриваем его в том или ином контексте. Как отмечал Л.А. Лунц, нормы валютного законодательства носят, в основном, административно-правовой харак­тер, но вместе с тем они имеют гражданско-правовой эффект.

Наиболее распространенным источником международного валютно­го права являются международные договоры. Однако все источники международного частного права в той или иной степени участвуют в ре­гулировании правоотношений в этой области.

В практике различают мировую, региональные и национальные ва­лютные системы. Мировая валютная система включает международные организационные институты, а также комплекс международных и внут­ригосударственных норм, обеспечивающих функционирование валют­ных инструментов. Региональная валютная система создается в рамках мировой валютной системы как организационно-экономическая форма отношений ряда стран в валютной сфере. Внутригосударственная ва­лютная система представляет собой совокупность экономических отно­шений, с помощью которых обслуживается международный платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного воспроизводства.

В развитии валютно-кредитных отношений значительную роль иг­рают международные валютно-кредитные и финансовые организации -институты, созданные на основе межгосударственных соглашений в це­лях регулирования международных экономических отношений. К таким организациям относят:

1. Специализированные учреждения ООН (Международный валют­ный фонд. Международный банк реконструкции и развития. Между­народная финансовая корпорация. Специальный фонд ООН, Фонд ка­питального развития ООН.)

2. Региональные финансовые организации. К таким относятся в Ев­ропе: Банк международных расчетов. Европейский инвестиционный банк. Европейская федерация ассоциаций кредитных институтов. В Азии: Азиатский банк развития. Исламский банк развития. Азиатский клиринговый союз. Финансовая корпорация АСЕАН. В Африке: Афри­канский банк развития, Африканский фонд развития. Западноафрикан­ская клиринговая палата. В Латинской Америке: Межамериканский банк развития, Карибский банк развития. Центральноамериканский банк экономической интеграции и т. д.

2. Валютное регулирование в Украине.

Государственное регулирование валютных операций в Украине осу­ществляется в соответствии с положениями Декрета Кабинета Минист­ров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контро­ля» от 19.02.1993 г.. Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.1994 г. и др. Основным документом в области валютного регулирования является Декрет «О системе валют­ного регулирования и валютного контроля», в котором даны определе­ния всех терминов, касающихся валютных операций, а также классифи­кация валютных операций; установлена система государственных орга­нов, осуществляющих регулирование валютных операций в Украине, определен круг их полномочий.

Под валютными операциями понимаются операции, связанные 1) с переходом права собственности на валютные ценности, за ис­ключением операций, осуществляемых между резидентами в валюте Ук­раины;

2) с использованием валютных ценностей в международном обороте как средства платежа, с передачей задолженностей и иных обязательств, предметом которых являются валютные ценности;

3) с ввезением, переводом и пересылкой на территорию Украины и вывозом, переводом и пересылкой за ее пределы валютных ценностей.

Раздел III Декрета определяет полномочия государственных органов и функции банковской системы в сфере валютного регулирования и ва­лютного контроля.

Национальный банк Украины в сфере валютного регулирования имеет следующие полномочия:

1. Осуществление валютной политики, исходя из принципов общей экономической политики Украины.

2. Составление совместно с Кабинетом Министров платежного ба­ланса Украины.

3. Контролирование соблюдения утвержденного Верховной Радой Украины лимита внешнего государственного долга Украины.

4. Определение в случае необходимости лимитов задолженности в иностранной валюте уполномоченных банков нерезидентам.

5. Издание в пределах, установленных Декретом, обязательных для исполнения нормативных актов по осуществлению операций на валют­ном рынке Украины.

6. Накопление, сохранение и использование резервов валютных цен­ностей для осуществления государственной валютной политики.

7. Выдача лицензий на осуществление валютных операций и приня­тие решений об их отмене.

8. Установление способов определения и использования курсов ино­странных валют.

9. Установление по согласованию с Министерством Статистики Ук­раины единых форм учета, отчетности и документации о валютных операциях.

10. Обеспечение публикации банковских отчетов о собственных опе­рациях и операциях уполномоченных банков.

Кабинет Министров Украины в сфере валютного регулирования реа­лизует такие полномочия:

1. Определение и представление на утверждение в Верховную Раду Украины лимита внешнего государственного долга Украины.

2. Участие в составлении платежного баланса Украины.

3. Обеспечение выполнения бюджетной и налоговой политики в час­ти, касающейся движения валютных ценностей.

4. Обеспечение формирования распоряжения Государственным Ва­лютным фондом Украины.

5. Определение порядка использования поступлений в международ­ных расчетных (клиринговых) единицах, а также в неконвертируемых иностранных валютах.

Валютные операции с участием резидентов и нерезидентов подлежат валютному контролю. Главным органом валютного контроля является Национальный Банк Украины, который

Осуществляет контроль над выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины по всем вопросам, не от­несенным Декретом к компетенции иных государственных органов;

Обеспечивает выполнение уполномоченными банками функций по осуществлению валютного контроля.

Уполномоченные банки осуществляют контроль над валютными опе­рациями, производимыми резидентами и нерезидентами через эти банки.

Государственная Налоговая Администрация Украины осуществляет финансовый контроль над валютными операциями, производимыми ре­зидентами и нерезидентами на территории Украины.

Министерство Связи Украины осуществляет контроль над соблюде­нием правил почтовых переводов и пересылки валютных ценностей че­рез таможенную границу Украины.

Государственная Таможенная Служба Украины осуществляет кон­троль над соблюдением правил перемещения валютных ценностей через таможенную границу Украины.

3. Международные расчеты.

Международные расчеты и кредитование - необходимый и важный элемент внешнеэкономических связей. Международные расчеты - это совокупность мер, способов и средств, регулирующих платежи по де­нежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с осуще­ствлением экономического, политического, научно-технического и культурного взаимодействия между государствами, юридическими и физическими лицами.

Основной принцип, сложившийся в международном частном праве относительно денежных обязательств - принцип номинализма в отно­шении влияния на такие обязательства покупательной способности де­нег. Данный принцип состоит в том, что денежное обязательство, вы­раженное в определенной сумме денежных единиц, остается неизменным по своей сумме, невзирая на изменения в покупательной силе денег или в металлическом содержании той денежной единицы, в которой исчис­лена сумма долга. Отсюда возникает вопрос о возможности с помощью договорных условий обеспечить стабильность ценностного содержания платежей. В мировой практике в указанных целях долгое время исполь­зовалась золотая оговорка, в настоящее время широко используются различные варианты мультивалютных. Рекомендации нашего прави­тельства в этой области содержит Постановление Кабинета Министров Украины и Национального Банка Украины № 444 «О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам, которые предусматривают расчеты в иностранной валюте» от 21.06.1995 г.

Каждый внешнеэкономический договор, предусматривающий усло­вие о денежных расчетах, включает в это условие четыре элемента: вре­мя место, способ и валюту платежа. С юридической точки зрения раз­личные методы оплаты - это варианты комбинации данных элементов.

К основным формам расчетов, используемых в международных ком­мерческих операциях, относятся аккредитив, инкассо, вексель и чек, а также прямое перечисление денежных средств (расчеты при помощи платежных поручений) и расчеты наличными.

1. Аккредитив - это поручение банку произвести платежи за счет специально выделенных для этого сумм против предусмотренных доку­ментов. В целях правовой регламентации осуществления данной формы расчетов Международная Торговая Палата разработала Унифи­цированные Правила и Обычаи для документарных аккредитивов (пер­вая редакция - 1929 г.). Редакция 1983 года действует на территории Украины в соответствии с Указом Президента Украины № 566/94 «О мерах по упорядочению расчетов по договорам, заключаемым субъектами предпринимательской деятельности Украины» от 4 октября 1994 года.

В общем виде схему международного финансового расчета в форме документарного аккредитива можно представить следующим образом:

1) покупатель дает инструкции обслуживающему банку о выставле­нии аккредитива в пользу продавца;

2) банк-эмитент дает поручение об открытии аккредитива банку, на­ходящемуся в стране продавца;

3) после отгрузки товара продавец обращается в исполняющий банк с требованием о платеже, представляя при этом заранее оговоренные документы;

4) исполняющий банк, проверив по внешним признакам соответствие документов полученным инструкциям, совершает платеж.

2. Инкассо. При этой форме расчетов управомоченная на получение платежа организация дает обслуживающему ее банку инкассовое пору­чение, в соответствии с которым банк через своего иностранного кор­респондента получил причитающийся клиенту платеж. При такой фор­ме расчетов действуют разработанные той же Международной Торго­вой Палатой Унифицированные Правила по инкассо 1978 года. На тер­ритории Украины они обязательны к применению в соответствии с уже упомянутым Указом Президента.

Общая схема международных финансовых расчетов по инкассо вы­глядит следующим образом:

1) продавец после отгрузки товара направляет обслуживающему его банку инкассовое поручение получить платеж от покупателя, а также все необходимые финансовые и коммерческие документы, свидетельст­вующие о выполнении им своих контрактных обязательств;

2) банк-ремитент отсылает документы и инкассовое поручение ин­кассирующему банку, находящемуся в стране плательщика;

3) инкассирующий банк выдает полученные документы плательщику после получения от него платежа за поставленный товар;

4) денежные суммы, полученные в качестве платежа, переводятся из страны плательщика в страну доверителя и поступают на его расчетный счет в банке-ремитенте.

3. Вексель - составленное по предписанной законом форме обяза­тельство об оплате определенной денежной суммы. Векселя в мировой практике имеют две основные формы - векселя простые и переводные. Простой вексель - это ничем не обусловленное обязательство векселеда­теля уплатить определенную в векселе сумму векселедержателю или его приказу по предъявлении документа или в установленный срок. Пере­водной вексель (тратта) - приказ векселедателя (трассанта), отданный другому лицу - плательщику (трассату) об уплате векселедержателю или его приказу определенную, обозначенную в векселе сумму денег в уста­новленный срок или по предъявлении векселя векселедержателем.

В мировой практике существуют два основных типа векселя:

1. Предусмотренный Женевскими Конвенциями 1930 г. В примене­нии данного типа векселя выделяют несколько групп стран:

а) государства, официально присоединившиеся к Женевским Кон­венциям и во исполнение их издавшие национальные законы, воспроиз­водящие Единый Вексельный Закон (Австрия, Бельгия, Франция, Гер­мания, Греция, Дания, Италия, Япония, Нидерланды и другие);

Ь) страны, не присоединившиеся к Конвенциям, но издавшие на ос­нове Единого Вексельного Закона свои внутренние законы (Аргентина, Ирак, Исландия, Турция и другие).

2. Вексель государств системы общего права, основанный на англий­ском законе о векселях 1882 года (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Израиль, США и другие).

Кроме этих двух основных групп существуют также:

3. Группа стран, вексельные законы которых в своей основе имеют старое французское вексельное право, действовавшее до Женевской унификации.

4. Ряд стран Латинской Америки, вексельное законодательство кото­рых не было унифицировано и значительно отличается от всех трех вы­шеперечисленных вариантов (Чили, Мексика).

Охарактеризуем основные типы векселей, применяемых в мировой практике.

В 1930 г. в Женеве были приняты:

а) Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе;

Ь) Конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе;

с) Конвенция о гербовом сборе в отношении простых и переводных векселей.

Согласно этим Конвенциям присоединившиеся государства должны были на своей территории ввести в качестве внутреннего Единообразный вексельный закон. СССР присоединился к Женевским Конвенциям в 1936 году, а Положение о простом и переводном векселе было приня­то Постановлением ЦИК и СНК от 07.08.1937 г. № 104/1341. Данное Положение действует и на территории Украины в соответствии с По­становлением Верховного Совета Украины «О применении векселей в хо­зяйственном обороте Украины» от 17 июня 1992 г. (до принятия данного Постановления оборот векселей в Украине регулировался Письмом На­ционального Банка Украины № 16042 от 09.09.1991 г.).

В Англии действует Закон о Векселях 1882 г. В США положения от­носительно вексельного оборота регулируются разделом 3 Единообраз­ного Торгового Кодекса «Торговые бумаги».

К различиям Женевской и англо-американской систем можно отне­сти следующие:

1. По Женевской системе наименование «вексель» должно быть включено в текст документа; в англо-американской системе такой рек­визит отсутствует.

2. По Женевской системе обязательно указание лица, кому или по чьему приказу должен быть совершен платеж; англо-американская сис­тема допускает выдачу векселей на предъявителя.

3. По Женевской Конвенции векселедатель может освободить себя особой надписью от ответственности за акцепт векселя, но не от ответ­ственности за платеж; по англо-американской системе возможны оба освобождения.

4. Англо-американская система допускает любой способ обозначения срока платежа; Женевская - только способы, указанные в Конвенции.

5. По Женевской Конвенции переводной вексель, подлежащий опла­те в определенный срок от предъявления, должен быть представлен к акцепту в течение года со дня выдачи; в англо-американской системе - в течение «разумного срока».

6. В англо-американской системе отсутствует институт аваля (век­сельного поручительства).

К основным коллизионным нормам Женевской Конвенции 1930 года о единообразном законе о простом векселе и переводном векселе можно отнести следующие:

Способность лица обязываться по векселю определяется его на­циональным законом. Однако, если этот закон отсылает к закону другой страны, применяется этот последний закон.

Форма, в которой приняты обязательства по векселю, определяет­ся законом страны, на территории которой обязательства были подписаны.

Действие обязательств акцептанта переводного векселя или лица, подписавшего простой вексель, определяется по закону места пла­тежа.

Форма и сроки протеста и других действий, необходимых для осуществления прав по векселю, определяется законом страны, на территории которой совершается протест или подобные действия.

Для приведения в единство двух вексельных систем была разработа­на Конвенция ООН о международных переводных векселях и междуна­родных простых векселях 1988 г. Однако в силу данная Конвенция пока не вступила.

4. Чек - это письменный приказ чекодателя плательщику произвести платеж чекодержателю в размере указанной денежной суммы. Чек обя­зательно выставляется на банк, в котором у чекодателя имеются деньги на счете, и банк при предъявлении чека выплачивает указанную в нем сумму за счет средств, хранящихся на счете клиента. Как и в случае с векселями, существует несколько типов чекового законодательства.

1. В англо-американской системе чековое обращение основывается на английском законе о чеках 1882 г. При этом отметим, что в англо­американской системе чек рассматривается как разновидность перевод­ного векселя.

2. Большая группа стран имеет унифицированное законодательство в соответствии с Женевской чековой Конвенцией 1931 г. и прилагаемого к ней Единообразного чекового закона. Однако, в отличие от вексель­ных Конвенций, СССР к данной чековой Конвенции не присоединился.

3. Ряд стран, не принадлежащих к двум вышеуказанным системам. В 1988 году в рамках ООН была принята Конвенция о международ­ных чеках, подготовленная ЮНСИТРАЛ, призванная объединить раз­личия чековых систем, но, как и Конвенция о векселях того же года, особой популярностью она не пользуется.

В международных расчетах, проводимых на межгосударственном уровне, достаточно широкое распространение получила клиринговая система расчетов. При использовании данной системы устанавливается централизованный порядок всех внешнеторговых расчетов договари­вающихся стран через их управомоченные банки с исключением непо-„средственных платежей между внешнеторговыми организациями. На этой основе уполномоченный банк одной страны открывают у себя на имя банка другой страны особый клиринговый счет, через который проводятся операции по расчетам. Отношения уполномоченных банков по клиринговым счетам отражают соответствующую межгосударствен­ную задолженность, и зачет по этим счетам носит межгосударственный характер, а следовательно, порядок и основания его проведения уста­навливаются межгосударственными соглашениями.

4. Международное кредитование и договорные гарантии.

Международный кредит представляет собой движение ссудного ка­питала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов.

К принципам международного кредита относят возвратность, сроч­ность, платность, обеспеченность, целевой характер.

Классификация международных кредитов проводится по нескольким

основаниям:

1 По источникам: внутреннее и внешнее кредитование внешней тор­говли.

2. По назначению:

а) коммерческие кредиты, непосредственно связанные с внешней тор­говлей и целевые;

б) финансовые кредиты на прямые капиталовложения, строительст­во, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, валютные интервенции;

в) промежуточные кредиты на обслуживание смешанных форм выво­за капитала, товаров и услуг (например, инжиниринговых).

3. По видам:

а) товарные кредиты, предоставляемые экспортерами импортерам;

б) валютные кредиты, выдаваемые банками в денежной форме.

4. По валюте займа - кредиты, выдаваемые:

а) в валюте страны-должника;

б) в валюте страны-кредитора;

в) в валюте третьей страны;

г1) в международной счетной единице (ЭКЮ, СДР).

5. По срокам:

а) сверхсрочные - со сроком погашения от нескольких дней до трех месяцев;

Ь) краткосрочные - со сроком погашения от трех месяцев до одного года;

с) со сроком погашения от одного года до пяти лет;

(1) со сроком погашения свыше пяти лет.

6. По обеспеченности:

а) обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью);

б) бланковые - под обязательство должника (соло-вексель с одной подписью).

7. По форме предоставления:

а) наличные, зачисляемые на счет и в распоряжение должника;

б) акцептные - при акцепте тратты импортером или банком;

в) депозитные сертификаты;

г) облигационные займы;

д) консорциумные кредиты.

С кредитными операциями тесно связаны вопросы о предоставлении при осуществлении внешнеторговых операций банковских или других договорных гарантий. Руководства по договорным гарантиям содер­жатся в Унифицированных Правилах по договорным гарантиям 1978 года, изданных Международной Торговой Палатой (Публикация № 325), а также в Унифицированных Правилах для гарантий по первому требованию 1992 года (Публикация МТП № 458).

Наиболее часто в международной коммерческой практике гарантии выдаются банками. Банковская гарантия представляет собой соглаше­ние, в соответствии с которым банк-гарант берет на себя обязательство выплатить определенную денежную сумму бенефициару (кредитору по основному договору), получив инструкции от своего клиента-принципала (должника по основному договору), в случае невозможно­сти выполнения последним своих обязательств по основному договору. Таким образом, банковская гарантия представляет собой договор одно­стороннего характера.

В сферу действия Унифицированных Правил 1992 года входят все виды гарантий, а Унифицированные Правила 1978 года регулируют только

1) гарантии исполнения договора;

2) тендерные гарантии;

3) гарантии по возврату платежей.

Главное отличие правил 1992 года от предыдущих состоит в том, что они предусматривают совершенно иной механизм выплаты гарантий­ной суммы - по первому требованию бенефициара, без предъявления им каких-либо документов, подтверждающих невыполнение принципалом своих договорных обязательств.


В основном в российской литературе по международному част ному праву используется не термин лмеждународное частное ва лютное право, а понятие лкредитные и расчетные отношения с иностранным элементом. Международное частное валютное пра-
276 во ~ относительно новый термин в отечественной юриспруденции. Он имеет несколько парадоксальный характер - одновременно и частное, и валютное (валютное право - отрасль публичного пра ва), Однако применение его вполне обосновано, поскольку речь идет о валютном финансировании частно правовой деятельности. Международное частное валютное право представляет собой само стоятельную отрасль международного частного права, имеющую са мостоятельный, устойчивый характер, особый предмет регулирова ния. Международное частное валютное право - это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерче ской деятельности. Понятие лмеждународное частное валютное право зародилось в немецкой правовой науке и в настоящее время воспринято доктриной и практикой большинства государств. В ос нове институтов международного частного валютного права лежит зависимость реализации международных расчетных и кредитных отношений от валютной политики государства.
В российском законодательстве полностью отсутствует коллизи онное регулирование частных валютных отношений с иностранным элементом. Это серьезный недостаток нашего законодательства, по скольку при решении коллизионных вопросов постоянно возникает необходимость применения аналогии права и закона. Финансирова ние международных коммерческих операций производится на об-щих основаниях посредством применения валютного законодатель ства РФ, норм ч. 2 ГК РФ, регулирующих специфику гражданско- правовых расчетных отношений. Кроме того, применяются нормы международных соглашений, регламентирующих отношения в сфе ре финансирования внешнеторговой деятельности и международ ных расчетов. Россия участвует также в Соглашении о создании Платежного союза СНГ 1997 г.
Основными формами финансирования международной коммер ческой деятельности в настоящее время являются безоборотное фи нансирование, факторинг, форфейфинг, финансовый лизинг.
Финансовый (подлинный) лизинг характеризуется тем, что ох ватывает сложный комплекс хозяйственно-экономических отноше ний, участниками которых выступают три стороны: фирма-изго товитель, фирма-пользователь (наниматель), лизинговая фирма

(наймодатель). Лизинговая фирма по договору с фирмой-пользова- 277 телем приобретает у фирмы-изготовителя в собственность необхо димое оборудование и сдает его внаем фирме-пользователю. Лизин говые операции осуществляются в основном финансовыми общест вами или компаниями, являющимися филиалами банков, кредитными и страховыми организациями. Финансовый лизинг оп-ределяется как вид средне- и долгосрочного лизинга, который пре дусматривает выплату арендатором в течение срока действия дого вора платежей, покрывающих полную стоимость амортизации обору дования и прибыль наймодателя.
Лизинговая фирма выполняет исключительно финансовые функ ции и заключает два договора: с нанимателем - договор аренды, с поставщиком - договор купли-продажи. По истечении срока арен-ды наниматель может вернуть имущество лизинговой фирме (лиз- бэк); заключить новый договор на аренду; выкупить имущество по остаточной стоимости.
Договоры международного финансового лизинга наиболее рас пространены в транспортных операциях (лизинг морских и воздуш ных судов, контейнеров) или связаны с приобретением продукции тяжелого машиностроения (лизинг оборудования для нефтегазовой промышленности). Срок действия договора составляет 10Ч15 лет, оборудование является дорогостоящим, поэтому наймодатель заве домо несет существенный финансовый риск. В целях снижения та кого риска заключается договор финансового лизинга, при котором финансовая корпорация является посредником между продуцентом товара и нанимателем. Фирма-продуцент (собственник имущества) непосредственно продает товар финансовой корпорации (кредито ру), которая становится наймодателем должнику (фирме-пользова телю). В качестве формы финансирования коммерческих контрак тов финансовый лизинг представляет собой договор особого рода, сочетающий в себе элементы договора займа и договора имущест венного найма.
На универсальном уровне международный финансовый лизинг регулируется нормами Оттавской конвенции о международном фи нансовом лизинге 1988 г. (РФ присоединилась к этой Конвенции в 1998 г.). Положения Конвенции имеют диспозитивный характер; в

278 основном это унифицированные материальные нормы, но есть и не сколько традиционных коллизионных привязок, позволяющих оп ределить право, применимое к взаимоотношениям сторон по между народному финансовому лизингу.
Финансовый лизинг определен в ст. 1 Конвенции как сделка, в которой одна сторона (лизингодатель) по указанию другой стороны (лизингополучателя) заключает соглашение (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком). Лизингодатель приобретает ком плект машин, средств производства и иное оборудование на услови ях, одобренных лизингополучателем, и заключает лизинговое со глашение, которое предоставляет лизингополучателю право исполь зовать оборудование за арендную плату. Конвенция разграничивает два вида соглашений: договор поставки между лизингодателем и поставщиком и лизинговое соглашение между лизингодателем и ли- зингополу чателем.
Конвенция определяет характерные черты любого договора финансового лизинга:
лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на решение и квалификацию лизингода теля;
оборудование приобретается лизингодателем в связи с лизин говым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или будет заключено между лизингодателем и лизингополучателем;
арендные платежи, подлежащие выплате по лизинговому со-глашению, рассчитываются с учетом амортизации всей или сущест венной части стоимости оборудования.
В Конвенции специально подчеркивается, что она применяется независимо от того, предоставлено ли лизингополучателю право на выкуп арендованного оборудования. Следовательно, выкуп имуще ства лизингополучателем не относится к обязательным признакам финансового лизинга. Из круга объектов финансового лизинга ис ключается оборудование, которое будет использоваться только пер соналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних це лях. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются сделки, заключаемые главным образом в сфере пред принимательской деятельности.

Сфера действия Конвенции определена в ст. 3: в случае согла- 279 шения сторон о применении Конвенции ее положения применяют ся, если предприятия лизингодателя и лизингополучателя находят ся в разных государствах. Таким образом, финансовый лизинг имеет международный характер в случае разной национальности сто рон. Кроме того, Конвенция распространяется только на отношения между контрагентами (в том числе и поставщиком) из государств - участников Конвенции. Конвенция применяется и в том случае, ес ли в силу норм международного частного права соглашение о по ставке и лизинговое соглашение подпадают под действие права го сударстваЧучастника Конвенции. При этом применение Конвен ции всецело зависит от воли сторон - стороны сделки вправе договориться об ином правовом регулировании.
Конвенция направлена на перенесение ответственности за по ставленное оборудование с лизингодателя на поставщика, так как лизинговая фирма имеет в сделке только финансовый интерес. Ли зингодатель не несет никакой ответственности перед лизингополу чателем за качество оборудования, за исключением случаев, когда убытки были следствием того, что лизингополучатель полагался на выбор и суждения лизингодателя или он вмешивался в выбор по ставщика при определении оборудования. Это положение может быть изменено соглашением сторон. Лизингодатель освобождает ся также от ответственности перед третьими лицами за вред, при чиненный оборудованием, эксплуатируемым лизингополучате лем (ст. 8). В случае банкротства лизингополучателя на получен ное по лизинговому соглашению оборудование не может быть наложен арест и оно не включается в конкурсную массу (ст. 7).
Оттавская конвенция 1988 г. урегулировала все основные во просы, связанные с заключением и исполнением операций ио меж дународному финансовому лизингу. Положения гл. 34 ГК РФ, рег ламентирующие договор финансовой аренды (лизинг), в принципе полностью соответствуют положениям Конвенции. К сожалению, в РФ действует не только ГК, но и специальный Федеральный закон О лизинге, который во многих случаях противоречит Конвенции 1988 г.
Закон РФ О лизинге в качестве основного признака между на-

280 родного лизинга устанавливает признак, что лизингодатель или ли зингополучатель являются нерезидентами РФ. Договор междуна родного лизинга регулируется Законом РФ О лизинге, если ли зингодателем является резидент РФ, т.е. предмет лизинга находится в собственности резидента РФ. Если же лизингодателем является нерезидент РФ, т.е. имущество находится в собственности нерезидента РФ, то договор международного лизинга все равно ре гулируется российским законодательством в области внешнеэконо-мической деятельности (ст. 7).
Между тем сфера действия Оттавской конвенции определяется в зависимости от того, где находится место деятельности участников лизинговых отношений, а то обстоятельство, кто является собствен ником лизингового имущества, и налоговый домицилий сторон не имеют правового значения. Поэтому, если участники договора фи нансового лизинга имеют предприятия в разных странах, должна применяться Оттавская конвенция, а не национальное законода тельство (если стороны сами не договорились об ином). Таким об разом, ст. 7 Закона РФ О лизинге противоречит международно му договору с участием РФ. Исходя из положений ст. 15 Конститу ции РФ и ст. 7 ГК РФ, приоритетному применению в данной ситуации подлежит именно Конвенция 1988 г., а не Закон О ли зинге.

Международные валютные отношения – это отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они возникают в процессе функционирования денег в международном платежном обороте. Валютная система представляет собой форму организации и регулирования валютных отношений. Существуют национальные, региональные и мировая валютные системы. Элементы валютной системы – национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов, состав и система управления золотовалютными резервами, статус национальных валютных учреждений.

Валютная политика – это совокупность мероприятий и правовых норм, регулирующих на государственном уровне порядок совершения операций с валютными ценностями, валютный курс, деятельность валютного рынка и рынка золота. Одной из наиболее распространенных форм валютной политики являются валютные ограничения, которые представляют собой государственное регулирование операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты. Валютные ограничения закрепляются в валютном законодательстве и являются составной частью валютного контроля. В конечном счете валютные ограничения отрицательно влияют на развитие экспортно-импортных операций.

Валютный курс является важным элементом валютной системы, так как международная торговля требует измерения стоимостного соотношения национальных валют. Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при международной торговле, сравнения мировых и национальных цен, для переоценки счетов в иностранной валюте. Валютный курс – это дополнительный элемент государственного регулирования экономики.

Большинство валютных операций совершается на валютных рынках. Валютные рынки – это официальные центры, где производится купля-продажа иностранной валюты и совершаются другие валютные сделки. Валютные рынки представляют собой совокупность банков, брокерских фирм, корпораций и т. п. На валютных рынках совершается 85–95 % валютных сделок. Мировые валютные центры сосредоточены в мировых финансовых центрах (Лондон, Нью-Йорк, Женева и т. д.) На региональных и национальных валютных рынках осуществляются операции с определенными конвертируемыми валютами.



Валютные операции делятся на наличные и срочные. Наличные валютные операции (СПОТ) – это наличные операции с немедленной поставкой валюты. Эти операции составляют до 90 % объема всех валютных сделок. По сделкам СПОТ поставка валюты осуществляется на счета, указанные банками-получателями. На практике преобладают межбанковские валютные сделки СПОТ, по которым применяется курс телеграфного перевода. Срочные валютные операции (форвард, фьючерс) – валютные сделки, при которых стороны договариваются о поставке иностранной валюты через определенный срок по курсу, зафиксированному на момент заключения сделки. Форвард – это контракт на поставку финансовых активов в будущем. Сделки заключаются на внебиржевых рынках; участники рассчитывают получить сам товар. Фьючерс – сделка купли-продажи сырьевых товаров и финансовых активов – заключается на фондовых и валютных биржах чаще всего не с целью окончательной покупки и продажи товара, а для получения прибыли за счет последующей перепродажи фьючерса. Сделки СВОП – разновидность валютных сделок, сочетающая в себе элементы и наличных, и срочных операций (СВОП = СПОТ + форвард).

Валютные операции на территории России регламентируются валютным законодательством РФ, определяющим понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и другие долговые обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни. Валютные ценности являются объектами гражданских прав и могут находиться в собственности и резидентов, и нерезидентов. Право собственности на валютные ценности защищается в РФ на общих основаниях. Резиденты – это физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ; юридические лица, созданные по законодательству РФ с местом нахождения на территории РФ, их филиалы и представительства, находящиеся за пределами РФ; официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами. Нерезиденты – это физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации; иностранные юридические лица с постоянным местом нахождения за пределами Российской Федерации, их филиалы и представительства на территории РФ; официальные представительства иностранных государств на территории РФ.

Валютные операции в Российской Федерации делятся на текущие и связанные с движением капитала. Текущие валютные операции – ввоз и вывоз иностранной валюты; получение и предоставление финансовых кредитов на срок до 6 месяцев; международные денежные переводы торгового и неторгового характера. Перечень текущих валютных операций является исчерпывающим. Резиденты РФ осуществляют текущие валютные операции без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, – прямые и портфельные инвестиции; переводы для оплаты перехода права собственности на недвижимое имущество; получение и предоставление отсрочки платежа и финансовых кредитов на срок более 3 месяцев; все иные валютные операции, не являющиеся текущими. Перечень валютных операций, связанных с движением капитала, является открытым. Такие операции осуществляются резидентами в порядке, установленном ЦБ РФ.

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является ЦБ РФ. Он определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Большую роль в осуществлении валютной политики играют коммерческие банки. Их основная задача – финансовое обслуживание внешнеэкономической деятельности клиентов этих банков. Нормы российского валютного законодательства имеют административно-правовой характер, но вместе с тем они обладают и гражданско-правовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично-правовые нормы валютного права очень часто признаются в судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом такого иностранного государства.

В большинстве случаев проблема применимого права связана с тем, насколько национальные валютные ограничения могут иметь экстерриториальный характер, и может ли сделка, подпадающая под валютные ограничения, быть признана действительной в другом государстве? Здесь речь идет не о применении иностранного валютного права как такового, а о признании (или непризнании) его гражданско-правовых последствий. Применительно к валютным ограничениям коллизионные вопросы возникают, когда ставится вопрос о действительности денежного обязательства или невозможности его исполнения вследствие иностранных валютных ограничений. Признание иностранных валютных запрещений закреплено в Уставе МВФ. Валютные сделки, касающиеся валюты какого-то государства и запрещенные его валютным законодательством, не могут получить административную или судебную защиту в других государствах.

Международные расчеты – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в сфере международных гражданских правоотношений; это платежи по внешнеторговым операциям. Большое значение для международных расчетов имеют масштабы и специализация внешнеэкономической деятельности, финансовое положение и деловая репутация партнеров, наличие банков-корреспондентов. Платежные средства международных расчетов – национальные кредитные деньги ведущих стран. В качестве основы расчетов используются и национальные валюты, и евро, и СПЗ. Факторы, влияющие на международные расчеты, – валютное законодательство, международные торговые правила и обычаи, банковское обслуживание, условия контракта и кредитного соглашения и т. д. Предпринимаются попытки унифицированного регулирования международных расчетов. В 2001 г. ЮНСИТРАЛ разработала проект Конвенции об уступке дебиторской задолженности в международной торговле.

Международные кредитные отношения – это отношения сторон, при которых кредитор обязуется передать в пользование должнику валютные ценности, а должник обязуется возвратить их или предоставить кредитору соответствующую компенсацию с уплатой процентов в сроки и на условиях, предусмотренных в соглашении. Применяются следующие формы международного кредитования: на основе специальных межгосударственных соглашений, клиринговой системы межгосударственных расчетов, при помощи коммерческих банков и банков с иностранным участием, кредиты международных банковских консорциумов. Для оформления международных кредитных отношений используются консорциальные соглашения – соглашения между группами банков.

Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.

В Российской Федерации право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности.

Виды обязательных платежей государству (налоги, сборы, пошлины и иные безвозмездные платежи) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации.

Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации.

Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускаются.

Центральный банк Российской Федерации в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Валютное право существует как публичное и частное право, причем «публичное валютное право охватывает государственную валютную политику, а частное валютное право – это отношения между частными лицами, связанные с оборотом валютных ценностей» (О. Кольс). В отечественной доктрине МЧП термин «международное частное валютное право» практически не используется. Употребляется понятие «кредитные и расчетные отношения с иностранным элементом». Термин «международное частное валютное право» имеет несколько парадоксальный характер – одновременно и частное, и валютное. Однако применение данного термина вполне обоснованно, поскольку речь идет о валютных отношениях в сфере частно‑правовой деятельности.

Международное частное валютное право представляет собой самостоятельный институт (подотрасль) МЧП, имеющий устойчивый характер и особый предмет регулирования; это совокупность норм, регулирующих финансирование международной коммерческой деятельности, валютные, кредитные расчетные отношения частно‑правового характера, связанные с иностранным правопорядком. Понятие «международное частное валютное право» зародилось в немецкой юриспруденции; в настоящее время воспринято доктриной и практикой многих государств.

Предмет регулирования международного частного валютного права – международные валютные отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. Они представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. «Валютой» принято называть только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов (М. Г. Степанян).

Под иностранной валютой понимаются деньги, принадлежащие к валютной системе страны, иной, чем та, чьему праву подчинено обязательство (Л. А. Лунц). В английском Законе 1882 г. иностранная валюта определяется как деньги, не являющиеся валютой Великобритании. Под иностранной валютой понимаются также деньги, отличные от валюты места платежа (Дж. Фалконбридж).

Валютные операции осуществляются посредством валютных обязательств. Сумма валютного обязательства всегда должна быть определенной либо определимой (Л. А. Лунц). В валютных обязательствах различаются:

– денежная единица, в которой исчислена сумма обязательства, – валюта долга;

– денежные знаки, которые являются средством погашения денежного обязательства, – валюта платежа.

«Валюта долга и валюта платежа (в явном или скрытом виде) имеются в составе каждого обязательства, исчисленного в определенной сумме. Иногда они совпадают (вексель в сумме 100 ф. ст. с платежом в Лондоне – фунт стерлингов является валютой долга и валютой платежа); если же, например, в договоре речь идет об уплате «100 фунтов стерлингов в долларах США», то фунт стерлингов является валютой долга, а доллар – валютой платежа» (Л. А. Лунц). В вексельном законодательстве многих стран присутствует оговорка об «эффективном платеже», что предполагает оплату векселя только в валюте платежа, указанной непосредственно в векселе.

Возможность обмена национальной валюты на валюту любого другого государства решается по национальному законодательству. Основной критерий в этих операциях – конвертируемость валюты. Ограничения конвертируемости валюты – это правовые препятствия, связанные с особенностями национального валютного регулирования.

Международные денежные единицы являются коллективными валютами. Они отличаются от национальных валют по эмитенту (выпускаются международными валютно‑кредитными организациями) и по форме (безналичная). Международная денежная единица – это искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств и платежей (М. Г. Степанян). Для обслуживания международных экономических отношений используются СПЗ, ЭКЮ и евро.

СПЗ (специальные права заимствования – SDR) выпускаются Международным валютным фондом для международных платежей и резервных средств. Они были введены в 1970 г. и существуют в форме записей на счетах МВФ. СПЗ распределяются между странами – членами МВФ. Эмиссия СПЗ осуществляется в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран – участниц системы СПЗ. СПЗ выступают в качестве актива, альтернативного золоту или доллару США, выполняют отдельные функции мировых денег по регулированию платежных балансов, осуществлению международных расчетов с «мультивалютной оговоркой» в СПЗ (Р. А. Ражков). Стоимость СПЗ первоначально соотносилась с золотом, но с 1974 г. стала определяться на основе «корзины» валют (доллар США, евро, фунт стерлингов и йена). Поскольку курсы этих валют плавающие, «плавает» и курс SDR (Г. Вельяминов). Наряду с СПЗ в международных расчетах (особенно в сфере международных перевозок) используется международная расчетная единица «золотой франк» (GF); между золотым франком и СПЗ всегда имеет место соотношение 1 SDR= 3,061 GF.

Ранее широкое распространение имела международная расчетная единица экю, которая выпускалась Европейским валютным институтом (до 1994 г. – Европейский фонд валютного сотрудничества). С введением евро в 1999 г. экю утратила свое значение.

С 1 января 1999 г. для стран – участниц Европейского Союза введена единая валюта – евро. Присоединение к зоне евро требует от страны соответствия Маастрихтским критериям конвергенции:

– уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах ЕС с самой низкой инфляцией;

– дефицит бюджета должен составлять не более 3 % от ВВП, государственный долг – быть ниже 60 % ВВП или стремиться к этому значению;

– страна должна продемонстрировать стабильность валютного курса по отношению к евро;

– национальное законодательство должно быть совместимо с Договором ЕС, уставом Европейской системы центральных банков, уставом Европейского центрального банка.

Валютные операции на территории РФ регламентируются валютным законодательством РФ, определяющим понятия иностранной валюты и валютных ценностей. Основной нормативный акт – Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютные ценности – это иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, фондовые ценности и другие долговые обязательства в иностранной валюте. Валютные ценности являются объектами гражданских прав и могут находиться в собственности и резидентов, и нерезидентов. Нормы российского валютного законодательства имеют административно‑правовой характер, но обладают и частно‑правовым эффектом. Действие этих норм распространяется и на правоотношения, которые в соответствии с российским коллизионным правом подчинены иностранному закону. Иностранные публично‑правовые нормы валютного права часто признаются в судах и арбитражах, если фактический состав сделки связан с правом иностранного государства.

Поделиться