Публицистика военных лет кратко. Особенности публицистики военных лет. «Ох туманы мои, растуманы…»

Годы Великой Отечественной войны вызвали небы-валый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются про-никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной («Дума о России» Д. Кед-рина, «Поле русской славы» С. Васильева, «Слово о Рос-сии» М. Исаковского). Особое значение приобретает чув-ство национального самосознания (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»).

Для многих поэтов годы войны явились новой стра-ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха-рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела пес-ня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой Вели-кой Отечественной войны. В «Священной войне» гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.

Призывный характер имела «Песня смелых» А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типи-ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива-лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны «В приф-ронтовом лесу», «Огонек», «Лучше нету того цвету…» М. Исаков-ского, «В землянке», «Лирическая песня» А. Суркова, «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А. Фатьянова, «Заветный камень» А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, «благородная ярость».

В начале войны в поэзии существовали две контрастные крас-ки — черная и белая, два чувства — ненависть и любовь. Посте-пенно «плакатная» поэзия обогащалась оттенками чувств, при-обретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация. Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была «Фронтовая тетрадь» А. Суркова. Стихи, написанные во вре-мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:

Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани. Помню: старуха козленка вела, Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани. Гнал их из города ужас ночной, Пламя ревело за их спиной.

Главная идея сборника — ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно откры-вает их рубрикой: «Я пою ненависть». Своеобразие лирики Сур-кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па-тетикой содержания, в изображении великих событий через тра-гические подробности войны.

Сурков считал себя солдатским, «окопным» поэтом, смысл творчества которого — дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал «красивую» поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:

Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено. Тому, кто ходит близко возле смерти, На свете видеть многое дано. … Когда снега багрились кровью ало, С души солдатской, что таить греха, Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.

Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур-кову — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Это ли-рическая поэма, в центре которой — образ Родины. Поэт пони-мает, что Родина — это прежде всего народ, та «седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста-рик». Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гор-дится тем, что он — русский,

Что русская мать нас на свет родила, Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос-ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

В стихотворении «Родина» Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. «Большая» Родина, вся страна отражает-ся в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,

…где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче-ское ораторское заключение:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно холодать и голодать, Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Любимым лирическим стихотворением Симонова среди сол-дат стало «Жди меня», написанное как заклинание бойца своей любимой.

Во время войны очень распространенным жанром была бал-лада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова «Сын артиллериста» лежит один эпизод — героический поступок Лень-ки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события уг-лублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: «Баллада о трех коммунистах» Н. Тихо-нова, «Баллада о боевом знамени» И. Сельвинского, «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева. Материал с сайта

Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психоло-гические размышления о судьбе солдата, у которого «враги со-жгли родную хату, сгубили всю его семью». Одой русской жен-щине звучат строки одноименного стихотворения. Поэт восхи-щается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая «со своею судьбою осталась один на один». В стихотворении соз-дан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими труда-ми и молитвами поддерживался воинский дух:

Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила, Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла

Большое развитие в годы войны получила поэма, которая мог-ла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наибо-лее известными были «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Василий Теркин» А. Твар-довского.

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ-единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо-бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про-стота и народность языка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение литература военных лет
  • цитаты из стихов военных лет
  • литература военных лет сочинение
  • стихи военных лет анализ
  • смысл названия баллады симонова сын артиллериста

С первых дней войны жанры публицистики, призванные описывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова. Индивидуальное восприятие окружающей действительности, непосредственные впечатления сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком событий.
Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов, Леонид Соболев, Всеволод Вишневский, Леонид Леонов, Мариэтта Шагинян, Алексей Сурков, Владимир Величко и другие писатели-публицисты создали произведения, несущие огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Их творчество способствовало воспитанию масс в духе любви и преданности своей Отчизне.
Голос советской публицистики эпохи Великой Отечественной войны достигал особой силы, когда главной темой ее произведений становилась тема Родины. В тяжелых условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставить равнодушной читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений в борьбе с врагом. Так воспринимались миллионами читателей статьи "Родина" А. Толстого, "Сила России" Н. Тихонова, "Размышления у Киева" Л. Леонова, "Украина в огне" А. Довженко, "Душа России" И. Эренбурга, "Уроки истории" Вс. Вишневского и многие другие, в которых с огромной эмоциональной силой раскрывались истинный характер патриотизма, героические традиции прошлого нашей страны.
Тема Родины, патриотического долга перед ней заняла главное место в публицистическом творчестве А. Толстого с первых дней войны. 27 июня 1941 г. в "Правде" появилась его первая военная статья "Что мы защищаем". В ней автор противопоставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Отчизну от врага. В грозный для страны час слова публициста звучали как призывный набат. 18 октября 1941 г. "Правда" опубликовала его статью "Москве угрожает враг". Начав ее словами "Ни шагу дальше!", писатель-публицист обратился к самым сокровенным патриотическим чувствам каждого советского человека. Исключительного публицистического накала тема Отчизны достигла в статье А. Толстого "Родина", впервые опубликованной 7 ноября 1941 г. в газете "Красная звезда" и перепечатанной затем многими изданиями. Пророческие слова писателя, содержащиеся в этой статье: "Мы сдюжим!", - стали клятвой советских воинов в трудные дни обороны Москвы.
В творчестве А. Толстого - и художественном и публицистическом - тесно переплетаются две темы - Родины и внутреннего богатства национального характера русского человека. С наибольшей полнотой это единство воплотилось в "Рассказах Ивана Сударева", первый цикл которых появился в "Красной звезде" в апреле 1942 г., а последний - "Русский характер" - на страницах этой же газеты 7 мая 1944 г.
За годы войны А. Толстой написал около 100 статей, текстов для выступлений на митингах и собраниях. Многие из них звучали по радио, публиковались в газетах.
23 июня 1941 г. - на второй день Великой Отечественной войны - началась публицистическая деятельность Ильи Эренбурга военного периода . Его статья "В первый день", появившаяся в печати, пронизана высоким гражданским пафосом, стремлением вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня И. Эренбург по приглашению редакции "Красной звезды" пришел в газету и в тот же день написал статью "Гитлеровская орда", которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публиковались также во многих центральных и фронтовых газетах.
Свою главную задачу публицист видел в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его поработить, уничтожить. Статьи И. Эренбурга "О ненависти", "Оправдание ненависти", "Киев", "Одесса", "Харьков" и другие вытравляли из сознания советских людей благодушие, обостряли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключительной конкретности. Публицистика Эренбурга содержала неопровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев.
Особого накала публицистика И. Эренбурга достигла в кризисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 г. "Красная звезда" опубликовала его статью "Выстоять!". Этот страстный клич стал ведущей темой статей "Дни испытаний", "Мы выстоим", "Испытание".
За годы Великой Отечественной войны Эренбург написал около 1,5 тыс. памфлетов, статей, корреспонденции, вышли в свет 4 тома его памфлетов и статей под названием "Война".
Первый том, изданный в 1942 г., открывался циклом памфлетов "Бешеные волки", в котором с исключительной разоблачительной силой созданы образы фашистских главарей - Гитлера, Геринга, Геббельса, Гимлера.
Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро в телеграфные агентства и газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составил данный цикл. Все они затем вошли в книгу "Летопись мужества".
В конце войны создается большое количество путевых очерков. Их авторы Л. Славин, А. Малышко, Б. Полевой, П. Павленко и других рассказывали о победных боях советских войск, освобождавших народы Европы от фашизма, писали о взятии Будапешта, Вены, о штурме Берлина...
С публицистическими и проблемными статьями в печати и на радио выступали партийные и государственные деятели страны: М. Калинин, А. Жданов, А. Щербаков, В. Карпинский, Д. Мануильский, Е. Ярославский.
На страницах советской печати правдиво запечатлен в публицистике Б. Агапова, Т. Тэсс, М. Шагинян и других беспримерный трудовой подвиг миллионов людей тыла. Проблемам обеспечения фронта и населения страны продовольствием посвящали свои очерки Е. Кононенко, И. Рябов, А. Колосов и др.
Большой силой эмоционального воздействия обладала радиопублицистика. В памяти радиослушателей периода Великой Отечественной войны остались выступления у микрофона А. Гайдара, Р. Кармена, Л. Кассиля, П. Мануйлова и А. Фрама, К. Паустовского, Е. Петрова, Л. Соболева.
В годы Великой Отечественной войны заметное развитие получила фотопублицистика. Объектив фотоаппарата запечатлел неповторимые события истории и героические поступки тех, кто сражался за Родину. Имена фотопублицистов "Правды", "Известий", "Красной звезды", "Комсомольской правды" А. Устинова, М. Калашникова, Б. Кудоярова, Д. Бальтерманца, М. Бернштейна, В. Темина, П. Трошкина, Г. Хомзера, А. Капустянского, С. Лоскутова, Я. Халипа, И. Шагина и многих других встали в один ряд с именами публицистов пера и кинодокументалистов.
Усилиями опытных мастеров фотоодела, литературы и графики с августа 1941 г. стал выпускаться литературно-художественный журнал "Фронтовая иллюстрация". Почти одновременно стало выходить еще одно иллюстрированное издание - "Фотогазета", с периодичностью шесть раз в месяц. "Фотогазета" выходила до Дня Победы.
Неизменно мощной силой в арсенале публицистики военной поры оставались сатирические жанры, юмористические издания. Сатирические материалы часто появлялись в центральной печати. Так, в "Правде" над ними трудился творческий коллектив, в который входили художники Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) и поэт С. Маршак. На некоторых фронтах были созданы сатирические журналы "Фронтовой юмор", "Сквозняк" и др.

КГУ « ОСШГ №1 имени Н.А.Островского»

Урок литературы

тема:Внеклассное чтение.

Учитель русского языка и литературы

Каирсынова Людмила Аюповна

2015 год

Урок литературы, 11 класс

Тема: Внеклассное чтение.

Поэзия и проза, публицистика во время войны (обзор)

Цель уроков:

    Образовательная: дать представление об особенностях развития литературы периода ВОВ, пробудить у учащихся интерес к одной из самых волнующих тем, показать огромную роль поэзии и публицистики огненных лет в духовной жизни народа.

    Развивающая: прививать навыки поисковой работы, использование, дополнительной литературы, анализа лирических произведений, развивать интерес к развитию творческого мышления.

    Воспитательная: прививать чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование уроков: портреты писателей, иллюстрации, слайды- презентации, грамзаписи песен военных лет, поэтические сборники.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет,

И тридцать лет

Живым не верится, что живы.

К. Симонов

Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Победа над фашизмом обошлась советским людям в 20 миллионов жизней. Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 тысяч километров – это расстояние от Калининграда на западе до Командорских островов на востоке.

Вопреки старинному утверждению, в годы войны музы не молчали, они тоже сражались с врагом оружием искусства. К штыку приравняли перо писатели и поэты, многие из них погибли за свободу и независимость Родины. Их имена народ свято хранит в своих сердцах.

Ведущий темой была защита отечества. Тема и условия военного времени часто определяли и жанровые особенности. Одна из ведущих ролей принадлежала публицистике. Это оперативный, актуальный и эмоциональный жанр. Небольшая форма публицистических произведений позволяла печатать их в газетах, поэтому их мог прочитать каждый боец, каждый человек. Хорошо известны очерки И. Эренбурга, А. Толстого, М. Шолохова, К. Симонова, В. Гроссмана; видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, ту, которую сами осознали. Героями их произведений были простые люди, такие же, как любой из читателей газеты. По свидетельству Виктора Некрасова, который командовал полковыми саперами на передовой в Сталинграде, газеты с корреспонденциями В. Гроссмана, И. Эренбурга зачитывались до дыр. К. Симонов от лица всех военных корреспондентов писал о том, что Эренбург «работал в тяжелую страду войны больше, самоотверженнее и лучше всех нас» .

Его публицистика лаконична, выразительна, лирична, частная деталь приобретает у Эренбурга символический смысл.

1 ученик зачитывает фрагмент из статьи «Свет в блиндаже».

Публицистические статьи И. Эренбурга под общим названием «Война» составили целых 3 тома. Сквозная тема публицистики Алексея Толстого – историческое прошлое. Он постоянно обращался к истории страны, к патриотическим традициям русского народа, которые служили опорой сопротивления фашистским захватчикам. Советские войны показаны прямыми наследниками тех, кто, «оберегая честь отечества, шел через альпийские ледники за конем Суворова, уперев штык, отражал под Москвой атаки кирасиров Мюрата, в чистой нательной рубахе стоял – ружье к ноге – под губительными пулями Плевны, ожидая приказа идти на неприступные высоты («Что мы защищаем»).

2 ученик читает фрагменты из очерка «Родина».

Большое место принадлежало жанру рассказа. Рассказы писали К. Симанов, М. Шолохов, Л. Соболев, Н. Тихонов. Характерной была циклизация рассказов, объединенных общей темой, общим героем, образом повествователя. А. Толстым написан цикл «Рассказы Ивана Сударева» в 1942 г. От имени героя – рассказчика проводится мысль: «Ничего, мы сдюжим!», «Ничего … Мы люди русские».

Завершающий цикл рассказ имеет многозначительное название «Русский характер». Его герой Егор Дремов помнит наказ отца: «Русским званием – гордись!»

Чтение рассказа учениками.

Самым популярным жанром военных лет была поэзия, особенно лирическая. Это был самый оперативный жанр, соединявший высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые принесет война, в их стихах- мотив жертвенности. Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева – Кумача.

Прослушивание грамзаписи песни.

Как вы думаете, почему она стала легендарной? (Она пробудила дух патриотизма, призывала каждого к ответственности за судьбу страны. Война названа «народной» и «священной»).

Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, но и артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от смертельных ран в госпиталях.

Почему поэзия оказалась так необходима людям на фронте и в тылу? (Она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась горькой и жестокой правды о войне). Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Лирика объединяла людей, утешала, вдохновляла, окрыляла. Поэты ездили по фронтам с выступлениями, поднимали дух бойцов в госпиталях. Стихи были очень востребованы, многие довольно быстро становились популярными песнями: «В землянке» А. Суркова, «Огонек» М. Исаковского и другие. Популярным стало стихотворение- песня Алексея Суркова «В землянке»- ноябрь 1941г. Место – землянка, где – то на 20 км Минского шоссе, недалеко от Москвы. Поэт Алексей Сурков просто сложил письмо из наиболее проницательных слов, рассказал жене, где находится, о чем думает, какая обстановка, погода в тех местах.

Лирика и песни о войне ходили из уст в уста, их знали наизусть, переписывали друг у друга, публиковали во фронтовой прессе. Михаил Исаковский, вернувшись летом 1944 года в родную Глотовку, не узнал ее. Немцы сожгли деревню дотла. Поэт не нашел своего дома, на его месте рос густой бурьян. Тогда родилось стихотворение «Опять печалится над лугом» …, в котором он горько восклицает:

У этих сел, у этих речек,

На тихих стежках полевых

Друзей давнишних я не встречу

И не дождусь своих родных.

Лучшим своим произведением М Исаковский справедливо считал стихотворение «Враги сожгли родную хату» , которое тоже стало песней.

Прослушивание песни в исполнении Марка Бернеса.

Стихи М. Исаковского мелодичны и душевны. Его лирика выдержала самое трудное испытание – испытание временем. «Катюша» написанная еще в 30-е годы по – новому зазвучала в годы войны, покорила почти весь мир.

«Огонек», «В лесу прифронтовом», «Ой туманы мои, растуманы», «До свиданья, города и хаты».

Эдуард Асадов едва закончил школу, когда прогремела война. Порвав заявление в институт, он помчался в военкомат, а когда ему отказали по причине возраста. Тогда он семнадцатилетним добровольцем ушел на фронт, где писал красивые, проникновенные стихи. Особую популярность приобрели его стихи «Письмо с фронта», «Письмо любимой», «Землянка». Перед читателем предстают образы бойцов, которые в короткие часы отдыха мечтают о простом человеческом счастье. Тяжело раненный в голову, Асадов навсегда потерял зрение, но не оставил творчество. Военная лирика Асадова полна размышлений о судьбе России, о мужестве солдат.

Константин Симонов (1915-1979) к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халкин- Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление произвело на читателей стихотворение 1941 года, посвященное другу К. Симонова поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».

(прослушать грамзапись)

Почему оно так затронуло души? Каким чувством проникнуто? (стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. Здесь звучит лейтмотивов: «Мы вас подождем». Но, хотя стихотворение об отступлении, в нем чувствуется вера в то, что это не навсегда, так как невозможно оставить на растерзание врагам родную землю). Досада, злость, яростное желание отмщения звучат в стихотворении К. Симонова «Убей!». Связь с домом, уверенность в том, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала воинам силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова «Жди меня». Это стихотворение знали наизусть, переписывали, посылали в письмах домой.

1 ученик читает стихотворение наизусть.

Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди».

Чтения стихотворения наизусть «Жди меня». Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны: «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Кто еще желает прочесть стихи о войне?

2 уч-ся готовили сообщение о поэте Мусе Джалиле, выучили стихи из сборника «Моабитская тетрадь».

Вывод: Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. В этом году исполняется 70 лет Великой Победы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны, которые до сих пор хранят память о тех суровых днях, о своих однополчанах, живых и не пришедших с кровавых полей войны. Писатели и поэты, которые прошли по пыльным дорогам военного лихолетья, стали свидетелями бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины, до последних дней своей жизни помнили о войне. К.Симонов и после войны остался верен военной тематике, создал роман «Живые и мертвые». Война была не только основной темой его творчества, но стала содержанием всей его жизни, предметом постоянных дум. Современную жизнь, явления, людей он проверял строгим солдатским счетом, мерил меркой далекого 1941 года, что «навеки врублен» в память поколений. Думая о приближающейся смерти, тяжело больной, он в печальных мыслях своих тоже возвращался к Великой Отечественной войне. К. Симонов завещал, чтобы после смерти прах его был развеян под Могилевом, на Буйническом поле, там, где в июле 1941 года он собственными глазами видел, как преграждая путь немецким танкам, встали насмерть наши пехотинцы и артиллеристы. Симонов чудом выбрался оттуда. Но всю свою жизнь ощущал неразрывную связь с теми, кто навеки остался там, на поле боя, как мог остаться и он. Прах его смешался с прахом погибших воинов. Он вернулся к ним навсегда!

Д/з Всем: Подготовить наизусть понравившееся стихотворение с кратким анализом.

1 группа – Б. Васильев «А зори здесь тихие» (презентация по автору произведения, чтение повести, план к произведению, портретные характеристики девушек и Васкова.)

2 группа - фрагментарное представление фильма- экранизации по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Развитие литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий - одна из важнейших тем в отечественном искусстве. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают ее от военной литературы других стран и периодов. В частности, огромную роль в духовной жизни народа приобретают поэзия и публицистика, так как тяжелое, полное тягот время требует от жанров малых форм.

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов :

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени :

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов

Проза

Малые формы литературы (такие как рассказ и повесть) пользовались особенной известностью. Искренние, несгибаемые и, по истине, народные характеры вдохновляли советских граждан. Например, одно из самых знаменитых произведений того периода «А зори здесь тихие» до сих пор знает каждый уже со школьной скамьи. Ее автор, Борис Васильев, уже упомянутый выше, в своих работах придерживался одной основной темы: несовместимость естественного человеческого, жизнерождающего и милосердного начала, воплощаемого, как правило, в женских образах, – и войны. Тональность произведения, свойственная многим писателям того времени, а именно трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью «силы», сочетающийся с сентиментально-романтической идеализацией «положительных» образов и сюжетным мелодраматизмом, покоряет читателя с первых страниц, но оставляет глубокую рану впечатлительным людям. Наверное, этот хрестоматийный пример дает наиболее полное представление о драматическом накале прозы в период ВОВ (1941-1945).

Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны :

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени :

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты :

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Драматургия

Драматические произведения К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. История противоборства двух типов военных руководителей полемически обыгрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука. Драматургия в период Великой Отечественной войны – это очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее зрителю. Актеры уже не играют, они изображают свои же будни на сцене, переживают свои же трагедии заново, чтобы люди внутренне вознегодовали и продолжили мужественное сопротивление.

Всех сплотила литература военных лет: в каждой пьесе главной идеей становился призыв к единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, казалось бы, чуждый пролетарской идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по отношению к родине не менее значимы и сильны.

Роль литературы в годы войны

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно. Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.

Список популярных книг

О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:

  1. «Просто любовь» В. Василевской,
  2. «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
  3. «Третья палата» Леонидова.
  4. «А зори здесь тихие» Б. Васильева
  5. «Судьба человека» М. Шолохова

Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:

  1. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
  2. «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
  3. «Июль – Декабрь» Симонова,
  4. «Брестская крепость» С. Смирнова,
  5. «Они сражались за родину» М. Шолохова

Советская литература о предательстве:

  1. «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
  2. «Сотников» В. Быкова
  3. «Знак беды» В. Быкова
  4. «Живи и помни» В. Распутина

Книги, посвященные блокаде Ленинграда:

  1. «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
  2. «Дорога жизни» Н. Ходзы
  3. «Балтийское небо» Н. Чуковского

О детях, участвующих в войне:

  1. Молодая гвардия – Александр Фадеев
  2. Завтра была война – Борис Васильев
  3. До свиданья мальчики – Борис Балтер
  4. Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль

О женщинах, участвующих в войне:

  1. У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
  2. Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
  3. Партизанка Лара – Надежда Надеждина
  4. Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Альтернативный взгляд на военное руководство:

  1. Жизнь и судьба – Василий Гроссман
  2. Штрафбат – Эдуард Володарский
  3. На войне как на войне – Виктор Курочкин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

- военные очерки (описание войны и состояния человека на войне) (Шолохов, «Наука ненависти» «Люди Красной армии», Соболев «Морская душа»); эпистолярные очерки Б. Горбатова (в форме писем с фронта, цикл Родина)

- пропагандистские очерки (очерки Эренбурга, А. Толстого);

- героические очерки (портреты бойцов, Б. Горбатов «Алексей Куликов, боец» и др. из сборника «Рассказы о солдатской душе»)

- путевые очерки (Славин, Полевой, Павленко) – о продвижении армии по Европе;

- «бытовые» очерки (Шагинян, Тэсс) – о трудовом подвиге народа;

Радиопублицистика (выступления Р. Кармена, Л. Кассиля, К. Паустовского и др.)

- фотопублицистика (фотокорры Правды, Известий, Красной звезды, Комсомольской правды).

Тематика:

Создание образа «врага» (Эренбург, Леонов);

Воспевание национальных традиций (Толстой, Леонов);

Героика (Горбатов);

- «бытовой героизм» (Симонов);

Миссия Красной Армии.

3. Основные авторы-публицисты (1-2 подробно по выбору учащихся).

- Публицистическая деятельность И. Эренбурга

Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата».

За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя, составивших четыре объемистых тома под общим названием «Война». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки», в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами». В памфлете «Адольф Гитлер» читаем: «В далекие времена увлекался живописью. Таланта не оказалось, как художника забраковали. Возмущенный воскликнул: «Увидите, я стану знаменитым». Оправдал свои слова. Вряд ли найдешь в истории нового времени более знаменитого преступника». В следующем памфлете «Доктор Геббельс» сказано: «Гитлер начинал с картинок, Геббельс с романов... И ему не повезло. Романов не покупали... Сжег 20 млн. книг. Мстит читателям, которые предпочли ему какого-то Гейне». Подстать первым двум и «герой» памфлета «Маршал Герман Геринг». Этот, обожающий титулы и звания, избравший своим жизненным девизом: «Живи, но не давай жить другим», также предстал в подлинном виде убийцы: «До прихода Гитлера к власти суд отобрал у Геринга ребенка – признан невменяемым. Гитлер доверил ему 100 млн. покоренных людей».

Примеров, подтверждающих, что у Эренбурга был свой, ни на чей не похожий «почерк» можно привести предостаточно из любой статьи писателя, а не только памфлета. В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно», в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей: «Москва у них под носом. Но до чего далеко до Москвы. Между ими и Москвой – Красная Армия. Их поход за квартирами мы превратим в поход за могилами! Не дадим им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты».

По короткой энергичной фразе, которая по словам редактора «Красной звезды» Д. Ортенберга, «по накалу чувств, тонкой иронии и беспощадному сарказму звучала, как «строфы стихов», безошибочно угадывалось авторство его статей.

С точки зрения Эренбурга, воспитанные на голословном интернационализме русские крестьяне, призванные на войну, видели в своих противниках таких же крестьян, пригнанных в Россию «капиталистами и помещиками». Поэтому в своих статьях, полных сатирически-едких замечаний, Эренбург пытался научить воющих «науке ненависти», возбудить их боевой пыл, боевой дух. Засвидетельствовано, что статьи Эренбурга пользовались огромной популярностью у бойцов, они расходились нарасхват, их вырезали и давали почитать однополчанам, их находили у убитых, а немецкое командование, подтверждая крайнюю действенность такого «идеологического оружия», старалось не допустить распространения статей Эренбурга на оккупированных территориях.

Также необходимо сказать несколько слов и о деятельности Эренбурга в Еврейском антифашистском комитете, созданном в апреле 1942 года и призванном оказывать помощь уничтожаемой гитлеровцами нации (материальную – сбор средств, и духовно-идеологическую – воззвания к евреям других стран). На основе собранных в годы войны свидетельств о перенесенных евреями страданиях, об их военных и партизанских подвигах Эренбург задумал издать «Черную книгу» – документальный сборник, посвященный описанию пережитых советскими евреями ужасов гитлеровской оккупации. Но в 1947 году, во время нового витка репрессий, набор «Черной книги» был рассыпан, а сама она была опубликована в Иерусалиме только в семидесятых.

- публицистика А.Н. Толстого

В военно-патриотической публицистике этого писателя широта охвата сочеталась с глубиной мысли, взволнованность и эмоциональность – с высоким художественным мастерством, оказывала огромное воздействие на читателей. Вряд ли кто другой нашел такие оттенки в словах о самом драгоценном на свете – о русском человеке и о Родине. В смертельной борьбе с фашизмом чувство Родины возобладало в его статьях над всеми другими, стало «пронзительно дорого нам». Уже в первой своей статье «Что мы защищаем», появившейся в «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно проводил мысль о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть. Патриотическое звучание статей А. Толстого еще более усиливается оттого, что свои мысли он подтверждает конкретными историческими фактами, высказываниями о доблести русских воинов известных историков, полководцев, государственных деятелей.

Каждая страница военной публицистики А.Н. Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России. В полную силу мотив величия нашей страны прозвучал в его статье «Родина», опубликованной 7 ноября 1941 г. одновременно в «Правде» и в «Красной звезде». Пророческие слова писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов.

Особенно активно выступал А.Н. Толстой в центральной печати в дни сражений за Москву. Его статьи появлялись также в республиканских и областных газетах: «Ленинградской правде», «Горьковской коммуне», многократно издавались отдельными сборниками. Очерк «Смельчаки», напечатанный 24 июля 1941 г. в «Красной звезде», за время войны был издан 35 раз на 17 языках народов СССР общим тиражом 2720 тыс. экземпляров.

О воздействии на читателей статей А. Толстого «Москве угрожает враг», «Нас не одолеешь», «Кровь народа» свидетельствуют многочисленные солдатские письма в адрес писателя. «Ваши статьи, – говорится в одном из них, – читаем по нескольку раз и всегда после читки статей нашу Родину-мать хочется крепче и крепче любить».

Неоднократно встречался писатель с участниками боев. Именно на основе его бесед с воинами, среди которых был и Константин Семенович Сударев, погибший 2 марта 1942 г. в боях под Орлом и посмертно награжденный орденом Отечественной войны 1-й степени, созданы «Рассказы Ивана Сударева» – самые значительные произведения А. Толстого в годы Великой Отечественной. К написанию рассказов, с наибольшей полнотой отразивших героизм советского воина, его несгибаемый характер, писатель приступил в августе 1942 г. и тогда же пять из них – «Ночью в сенях на сене», «Как это началось», «Семеро чумазых», «Нина», «Странная история» – были опубликованы в «Красной звезде». Последний рассказ из этого цикла «Русский характер», получивший наибольший читательский отклик, появился в этой же газете 7 мая 1944 г. Он явился своего рода ответом на многочисленные выступления за рубежом в годы войны, посвященные разгадке «таинственной русской души». Нередко стойкость и мужество советских людей пытались «объяснить» их пассивностью и равнодушием к жизни. Развенчивая эти измышления, А.Н. Толстой каждым очерком и статьей показывает, как истинные патриоты отстаивают свободу своего Отечества. Апофеозом героям Великой Отечественной и стал его рассказ «Русский характер», написанный, как известно, на документальной основе. Переданная в рассказе услышанная писателем история о танкисте, обгоревшем до неузнаваемости в своем танке и нашедшем силы вернуться в строй, послужила основой для воссоздания образа героя, о духовном величии которого можно было сказать: «Да, вот они, русские характеры! Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота». Эта «человеческая красота» присуща бесчисленным героям военных очерков, всем, кого война «со всей яростью укусила за сердце». Раскрывая духовную красоту советского человека, писатель делает вывод, что именно идейно-нравственные категории имели решающее значение в победе над гитлеровцами.

Гневным обличителем в годы войны фашистских главарей и подобных им личностей «с уголовным прошлым и уголовным будущим» выступал А.Н. Толстой. Опубликованные в «Красной звезде» статьи «Кто такой Гитлер и чего он добивается», «Я призываю к ненависти», «Лицо гитлеровской армии» несли такой обличительный заряд, что Геббельс вынужден был оправдываться, нагло заявляя, что писатель «бессовестно лжет», пишет «окровавленным пером». А.Н. Толстой немедленно ответил Геббельсу, швырнувшему в эфир оскорбление писателю. «Заявляю на весь мир всем, – писал А.Н. Толстой в статье «Лицо гитлеровской армии», напечатанной 31 августа 1941 г. в «Правде», «Известиях» и в «Красной звезде», – всем гражданам и воинам свободных стран, борющимся с фашизмом, а также германскому народу. Я заявляю: немецкие солдаты и охранные отряды фашистов совершают столь непостижимые уму зверства, что – прав Геббельс – чернила наливаются кровью, и, будь у меня угрюмая фантазия самого дьявола, мне не придумать подобных пиршеств пыток, смертных воплей, мук жадных истязаний и убийств, какие стали повседневными явлениями в областях Украины, Белоруссии и Великороссии, куда вторглись фашистско-германские орды». Статья была столь важной, что ее незамедлительно, в тот же день, передали на иностранных языках по всему миру.

4. Выводы: один из самых массовых и востребованных жанров военной эпохи. Развивался активно, в многих жанрово-тематических модификациях, был актуален не только для прессы, но и для радио- и фото- журналистики. В этом жанре проявили себя все ведущие писатели и публицисты советской эпохи.

Материалы для ознакомления.

А.Толстой Правда ») 27.06.41 – «Что мы защищаем»; 18.10.41 – «Москве угрожает враг» (нач. словами «Ни шагу дальше! »); 7.11.41 («Красная звезда») – «Родина» («Мы сдюжим !»); апр. 1942 – цикл «Рассказы Ивана Сударева»(«Красная звезда»); 7.05.44 – «Русский хар-р». => ок. 100 статей, текстов для выступл-й на митингах и радио

И.Эренбург («Красная звезда»): 23.06.41 – «В первый день»; 26.06.41 – «Гитлеровская орда»; ст. «О ненависти», «Оправдание ненависти», «Киев», «Одесса», «Харьков»; 12.10.41 – «Выстоять!»; «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Испытание» => ок. 1,5 тыс. памфлетов, статей, корреспонденций (4-хтомн. кн. «Война»).

Цикл памфлетов «Бешеные волки» - о Гитлере, Геринге, Геббельсе, Гимлере.

Цикл статей для зарубежн. читателей (св. 300) => кн. «Летопись мужества».

11.04.1945 «Правда » И.Эренбург «Хватит!» - об ответственности всей нем. нации за злодеяния нацистов => Александров «Тов. Эренбург упрощает» => это позиция нем. пропаганды, а не СССР

К.Симонов Красная звезда ») - «Части прикрытия», «В праздничную ночь», «Юбилей», «Истребитель истребителей», «Песни»; конкретика: «В Керченских каменоломнях», «Осада Тернополя», «У берегов Румынии», «На старой Смоленской дороге»; 15.01.42 - рассказ «Третий адъютант» (феодосийский десант) (а 14.01.42 – там же: «Жди меня»)

Вас. Гроссман («Красная звезда») – оч. «Сталинградская битва», «Волга-Сталинград», «Власов»

Сталинградская тема: Е.Кригер «Огонь Сталинграда»; П.Шебунин «Дом Павлова»; Б.Полевой «Город-герой»; Вас. Коротеев «Сталинградское кольцо»

М.Шолохов Правда ») – 22.06.42 - «Наука ненависти»; «Гнусность», ст. «По пути к фронту», «Люди Красной Армии»

Л.Соболев – «Морская душа»

А.Фадеев «Бессмертие»

А.Платонов «Сын народа».

Б.Горбатов Правда »)– цикл «Письма товарищу»; оч. «Алексей Куликов, боец», «После смерти», «Власть», «Из фронтового блокнота» (сб. 1943 «Рассказы о солдатской душе»)

Путевые очерки Л.Славина, А.Малышко, Б.Полевого, П.Павленко .

Публицист. и проблемн. статьи: М.Калинин, А.Жданов, А.Щербаков, В.Карпинский, Д.Мануильский, Е.Ярославский .

О трудовом фронте: Б.Агапов, Т.Тэсс, М.Шагинян; Е.Кононенко, И.Рябова, А.Колосов .

Радиовыступления: А.Гайдар, Р.Кармен, Л.Кассиль, П.Мануйлов и А.Фрам, К.Паустовский, Е.Петров, Л.Соболев .

Фотопублицистика: А.Устинов, М.Калашников, Б.Кудояров, Д.Бальтерманц, М.Бернштейн, В.Темин, П.Трошкин, Г.Хомзер, А.Капустянский, С.Лоскутов, Я.Халип, И.Шагин и др. => с авг. 1941 г. ж. «Фронтовая иллюстрация » + г. «Фотогазета » (6 р./ мес – до мая 1945)

Сатира: М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов – Кукрыниксы + С. Маршак => сатир. отдел «Правды » + ж. «Фронтовой юмор », «Сквозняк », и др.

А.Сурков – в «Красноармейской правде» (газ. Зап. фронта) - Гриша Танкин, Вася Гранаткин, пишет стихи, статьи и песни о бойцах фронта. => здесь же 4 сент. 1942 г. – «Василий Теркин» А.Твардовского .

Из учебника Кузнецова:

Среди статей и очерков, призывавших к мести гитлеровцам, особое значение имел очерк М.А. Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942 г. Рассказав историю военнопленного, которого фашисты подвергли жесточайшим пыткам, писатель подводит читателей к мысли, вложенной в уста главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков».

Человеческая красота защищавших свою Родину, и испепеляющая ненависть к ее поработителям – главное и в военной публицистике Н. Тихонова, регулярно присылавшего в центральные газеты статьи, очерки, стихотворные произведения из блокадного Ленинграда. «Можно без преувеличения сказать, свидетельствует редактор «Красной звезды» Д. Ортенберг, – что, если бы «Красная звезда» из художественных произведений не печатала о Ленинграде больше ничего, кроме очерков Тихонова, – этого было бы достаточно, чтобы читатель знал о жизни, страданиях, борьбе, славе и подвигах героического города». В статьях, очерках, рассказах Н. Тихонова воссоздан немеркнущий подвиг героев-тружеников города-фронта, чье беспримерное мужество вошло в историю, как «чудо Ленинграда».

За девятьсот дней блокады Н.С. Тихонов, бывший начальником группы писателей при Политуправлении Ленинградского фронта, кроме поэмы «Киров с нами», книги стихов «Огненный год» и «Ленинградских рассказов» написал свыше тысячи очерков, статей, обращений, заметок, которые публиковались не только в центральных газетах, но и часто печатались в «Ленинградской правде», в ленинградской фронтовой газете «На страже Родины». Пусть знают враги, гневно заявлял в тяжелейшие дни блокады писатель, что мы будем сражаться всюду: и в поле, и в небе, на воде и под водой, мы будем сражаться до тех пор, пока на нашей земле не останется ни одного вражеского танка, ни одного вражеского солдата.

Имеются убедительные свидетельства того, как помогало его вдохновляющее слово громить фашистов. В ноябре 1942 г. в «Известиях» появилась его статья «Будущее», в которой говорилось о скорой нашей победе. «Газета с этой статьей, – читаем в воспоминаниях писателя, – попала в партизанский край, в Белоруссию. Партизаны выпустили статью отдельной брошюрой. Молодой, беззаветно храбрый партизан Саша Савицкий погиб в неравном бою, не сдавшись врагам. Было это 25 июня 1943 г. Фашисты нашли у погибшего только эту брошюру».

Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателей. Называя Смоленщину самым милым сердцу краем, К. Симонов так передает свои сокровенные думы: «С особенной болью, которая живет во мне, не оставляя ни на минуту, я вспоминаю деревенские кладбища... Когда смотришь на такой деревенский погост, чувствуешь, сколько поколений легло здесь в могилы, в свою землю, рядом со своими дедовскими, прадедовскими избами, чувствуешь, какая это наша деревня, какая это наша земля, как невозможно отдать ее, – невозможно, так же как невозможно вырвать у себя сердце и суметь после этого все-таки жить» 3 4 . Что можно чувствовать к тем, кто осквернил эти святые места, усеял их трупами невинных стариков, женщин и детей? Каждый, прочитавший очерк К. Симонова «На старой Смоленской дороге», запомнит такую сцену: «Немолодой рыжеусый сапер долго, внимательно смотрит в овраг на мертвую женщину с ребенком. Потом ни к кому не обращаясь, поправив на плече винтовку, говорит глуховатым, простуженным голосом:

– Робеночка не пожалели...

Он больше ничего не прибавляет к этим словам – ни ругательств, ни крика негодования, ничего... Но за словами его чувствуется тяжелое, навсегда созревшее у него решение: не пожалеть их – тех, которые не пожалели».

Очерк «На старой Смоленской дороге» появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 г., а месяцем раньше в этой же газете под названием «Письмо другу» напечатано одно из лучших стихотворений К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Тематическая связь этих двух замечательных произведений очевидна.

Той же лиричностью, беспредельной любовью к жизни, к Родине и той же ненавистью к фашистам проникнуты знаменитые «Письма к товарищу» Б. Горбатова: «Товарищ! Если ты любишь Родину, – бей, без пощады бей, без страха, бей врага!».

Одна из основных тем военной публицистики – освободительная миссия Красной Армии. Без нас, писал А.Н. Толстой, немцам не справиться с Гитлером, а помочь им можно только в одном – бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа передышки.

Военная советская публицистика вдохновляла на борьбу за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма. В пламенных словах, обращенных к партизанам Польши и Сербии, Черногории и Чехии, не смирившимся народам Бельгии и Голландии, растерзанной Франции, суровой и гордой Норвегии, звучал призыв как можно скорее очистить родные земли от фашистских насильников и засеять их «никем уже более, отныне и до века, непопираемой национальной культурой».

Особенность публицистики Великой Отечественной войны и в том, что традиционным газетным жанрам – статье, корреспонденции, очерку – перо мастера слова придавало качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома. Среди вытоптанной картофельной ботвы. Листья его слегка опалены пламенем пожара, ствол засыпан обломками кирпичей, но он живет! Он упорно живет среди всеобщего разрушения и смерти, и кажется, что подсолнечник, слегка покачивающийся от ветра, – единственное живое создание природы на этом кладбище».

Нельзя не отметить, что в годы войны все чаще проявляется солидарность с Советской Россией в публицистике русского зарубежья. Поистине гимном «боевой мощи Красной армии» стала статья П.Н. Милюкова «Правда о большивизме», посвященная победе советских войск под Сталинградом и опубликованная в газете «Русский патриот», издававшейся в Париже с 1943 по 1945 год.

Острое чувство времени трансформировалось в годы войны не только в газетных жанрах, но и в стихах, регулярно публиковавшихся в газетах, журналах, звучавших по радио. Даже в самых жарких сражениях бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой и без тебя», с «Василием Теркиным» А. Твардовского, со стихами М. Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», А. Суркова «В землянке», многими другими, ставшими популярными песнями.

Правдивой летописью войны стала фотопублицистика. Зрительное восприятие всего, что происходило на фронте и в тылу, оказывало самое сильное воздействие. Снимки Д. Бальтерманца, М. Калашникова, Б. Кудоярова, В. Темина, П. Трошкина, А. Устинова, Я. Халипа, И. Шагина навсегда сохранят, через какие испытания, лишения, утраты шел к победе советский народ. Корреспондент фотохроники ТАСС Я. Халин увековечил подвиг советского солдата Алексея Еременко всего за несколько мгновений до его гибели. «Комбат», так он назвал свой снимок, который побывал на всех крупнейших фотовыставках мира, стал символом Великой Отечественной и отлитый в бронзе поднялся у того украинского села, где погиб ставший всемирно известным герой.

Можно утверждать, что тысячи советских журналистов, среди которых были сотни и сотни писателей, тоже превратились в воюющую организацию. В одном из писем фронтовики писали А.Н. Толстому: «В дни Великой Отечественной войны Вы, Алексей Николаевич, тоже являетесь бойцом, и мы чувствуем, как будто Вы находитесь с нами совсем рядом, плечом касаясь каждого в строю. У Вас иное оружие. Но оно так же остро, как наши штыки, как клинки наших красных конников: его огонь такой убедительный, как огонь наших автоматов и пушек. Мы вместе громим обнаглевших фашистов».

Вопрос № 24. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.

План-схема.

1. Исторический контекст: в послевоенной истории СССР выделяются такие процессы, как вторая волна репрессий в конца 40-х годов, как оттепель конца 50-х – начала 60-х годов, как эпоха застоя 70-х – начала 80-х. Но, хотя каждый из этих периодов характеризуется некоторыми изменениями в тематике выступлений в прессе, обновлением жанрового репертуара, выполняемые СМИ функции, их общественная роль, свойственная им пропагандистская позиция в своей основе оставались неизменными. Каждый глава государства использовал СМИ как инструмент своей политики, через СМИ боролся с инакомыслящими (кампания против «безродных космополитов», травля Б.Л. Пастернака, И.А. Бродского, А.И. Солженицына, А.Д. Сахарова и др., происходившие в разные политические эпохи по схожему сценарию).

2. Процессы, характеризующие СМИ как единый пропагандистский комплекс:

- количественный рост изданий, тиражей, развитие системы радио- и телевещания. Подобный рост определялся не столько востербованностью прессы, сколько государственными нуждами по политическому и общественному воспитанию населения.

Периодика: Период характеризуется, прежде всего, дальнейшим количественным ростом изданий и их тиражей. Если в 1956 г. выходило 7246 газет разовым тиражом 48,7 млн. экз., то к 1985 г. их стало около 8,5 тыс., а тираж превысил 180 млн. экз. Впечатляют показатели роста тиража центральных газет: к 1985 г. он достиг у «Правды» – 10 млн. экз., у «Известий» – 8 млн., у «Комсомольской правды» – 17 млн., у «Труда» – 18 млн. экз. Рост тиража газеты «Труд» оказался самым значительным: в 1962 году он составлял всего 540 тыс. и увеличился, следовательно, в 33 раза! Газетно-журнальный информационно-пропагандистский комплекс Советского Союза к 1985 г. представляли 13,5 тыс. периодических изданий . Эта были, в том числе 40 всесоюзных, 160 республиканских, 329 краевых, областных, окружных, 711 городских, 3020 районных, 3317 низовых, 97 газет автономных республик и областей. Газеты издавались на 55 языках народов СССР и 9 языках зарубежных стран. Из вновь созданных газет особого внимания заслуживают «Советская Россия» (1956), «Социалистическая индустрия» (1969), «Литература и жизнь» (1957, с 1963 – «Литературная Россия»), еженедельник «За рубежом» (1960; до войны выходил под редакцией A.M. Горького – с 1932 по 1938 г.), массовая республиканская «Рабочая газета» (1957 г., издававшаяся в Киеве на украинском и русском языках), «Книжное обозрение» (1966) – еженедельник Комитета по делам печати при Совете Министров СССР).

Журнальная периодика: ежегодное пополнение журналов и изданий журнального типа составляло 30–40 новых названий. Среди вновь созданных следует выделить журналы: «Аврора» – общественно-политический и литературно-художественный орган ЦК ВЛКСМ, Союза писателей РСФСР и Ленинградской писательской организации (1969), «Человек и закон» – орган Министерства юстиции СССР (1971), достигший к 1985 г. десятимиллионного тиража, «Вопросы литературы» (1957), «Вопросы истории КПСС» (1957), «Советская печать» (1955, с 1967 – «Журналист»; до Великой Отечественной войны выходил под названием «Большевистская печать» – (1933–1941 гг.). С февраля 1984 г. стал выходить приложением к «Комсомольской правде» журнал «Собеседник» – первое в нашей стране журнальное иллюстрированное издание в цвете.

Радио:

Всесоюзное радио в нач. 1980-х – ежесуточно 5 программ (178 час.).

    Первая программа – информац., общ.-полит. и худож. (20 час., 4 дубля)

    Вторая программа – «Маяк» - круглосуточн., информац.-музык. Транслируется одновременно для всех районов страны.

    Третья программа – лит.-музык. (17 час.)

    Четвертая – музыкальная.

    Пятая программа – круглосуточная, обществ.-полит. и художеств. Адресована гражданам страны за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам и др.)

Радиовещание на заруб. страны – в нач. 1980-х – на 67 языках 222 ч/сутки из Москвы и 9 столиц союзн. республик. С 1979 – круглосуточн. служба Московского радио на англ. языке.

ТВ. (самое массовое СМИ эпохи, его пропагандистские возможности растут с ростом аудитории). В 80-х две первые программы носят общественно-политический характер, используются для поддержания нужного умонастроения в стране:

1970 г. – Госкомрадио и ТВ преобразован в союзно-республиканский Госкомитет СовМина СССР по ТВ и радиовещанию.

1977 – аудитория ТВ 195 млн чел. (77 % страны)

нач. 1980-х – 230 млн. чел. (87,9 % населения).

I. Первая общесоюзная: информационная, общ.-полит., культ.-образоват., худож., спортивная (230 млн. чел., V вещания – 13,6 час.). «Орбита – 1… 4» - 4 дубля на разных часовых поясах.

II. Вторая общесоюзн. программа – культ.-просветительская (лит.-драмат., музык., детск. передачи, передачи местн. телестудий и стран СЭВ) – 114 млн. чел., 43,5 % населения, 13,5 час. – что

III. Московская программа.

IV. Четвертая (учебная) программа

С октября 1967 г. – первые передачи Останкинского ТЦ в цветном изображении

с 1 окт. 1976 г. – ЦТ переходит на круглосуточное вещание (для Якутии, Красноярского края и Тувы)

с 1987 г. – программа «Время» с сурдопереводом

1985 г. – радиовещанием охвачена практич. вся территория СССР; ТВ – 93 % населения страны.

- параллелизм в структуре радио- и телевещания страны (1 программы – общественно-политические, 2-ые культурно-просветительские, 3-4-ые программы – обучающее-развлекательного характера (музыка, образование).

- переход некоторых популярных изданий под непосредственное партийное руководство. Развитие газетной периодики характеризуется значительной реорганизацией отдельных центральных изданий. Нельзя не отметить преобразования некоторых из них в органы ЦК КПСС. С марта 1960 г. органом ЦК КПСС стала «Экономическая газета», с апреля этого же года «Сельская жизнь», с августа 1972 – «Советская культура». В постановлениях о преобразовании этих газет в органы ЦК КПСС подчеркивалось, что они «призваны вести активную борьбу» за осуществление политики партии в развитии народного хозяйства, исходить в пропаганде вопросов культуры «из ленинских принципов партийности художественного творчества».

- полемика в СМИ осуществляется на санкционированные руководством темы и в дозированном объеме, обсуждаются большей частью положительные стороны внутренней и внешней политики, отрицательные стороны стремятся замалчивать

(наиболее острые темы:

сельское хозяйство, усилия публицистов Дороша, Черниченко и др.

экономическая реформа (новые методы хозяйствования: реформа 1965 года (июль 1966 – «Правда» «Эффект реформы»),опыт хозрасчетных предприятий, хозрасчетные отношения, техническое переоборудование, улучшение качества продукции («Правда», «Экономическая жизнь», «Социалистическая индустрия»).)

внешняя политика («интернациональный долг» в Афганистане (1979): «ограниченный контингент советских войск» - репортажи Ал-ра Каверзнева , очерки Ал-ра Проханова (1984))

- массовые акции в СМИ, приуроченные к юбилейным датам советской истории и проводимые синхронно во всех отраслях СМИ (праздничные целевые номера, посвященные годовщинам революции и образования СССР «Правда»: «Идем к Октябрю» (ежедневная рубрика); 50-серийная лента «Летопись полувека» (2-я пол. 1960-х гг.); телесериал «Год за годом», посвящ. 60-летию Октябрьской революции (воспоминания участников; затушеваны трагич. страницы, в последних сериях – гимн Л.И.Брежневу)

- борьба с инакомыслящими во всех сферах культурной и общественной жизни

26.VI.1968 ЛГ – ред. статья объявила «всенародный поход» против писателей-диссидентов: «…господа из западного мира без всякого смущения обходят одно щекотливое обстоятельство: в качестве идеального образца писателя они провозглашают тех, кто нападает на советскую политику… В писатели срочно производится, к примеру, графоман и шизофреник В.Тарсис, строчивший в огромных кол-вах свои бесталанные, но зато открыто антисоветские писания… И вот выращивают очередной «гомункулус» - на щит поднимается со своими «мемуарами» Светлана Аллилуева. <…> <Имя Солженицына> взято на вооружение западной пропагандой и широко используется в провокационных, антисоветских целях… Писатель Солженицын мог бы свои литературные способности целиком отдать Родине, а не ее злопыхателям. Мог бы, но не пожелал».

15.XI.1968 г. «Советская Россия» В.П.Соловьев-Седой «Модно – не значит современно»: «Сегодня мы видим, как поток самодеятельных песен захватывает широкие слои молодежи… Авторы песен, т.н. барды и менестрели, хорошо знают психологию слушателей… Но, к сожалению, словарный запас многих песен ограничен лексикой людоедки Эллочки. Желанной гостьей в них стала пошлость и блатные словечки… И право же, не было бы ничего страшного в том, что кто-то сочиняет незамысловатые вирши… если бы многие наши ребята не считали это рифмоплетство эталоном поэтического новаторства, хриплый простуженный голос – вершиной вокального искусства, а монотонное треньканье на двух гитарных струнах – образцом современного музыкального строя. <…> К сожалению, сегодня приходится говорить о Высоцком как об авторе грязных и пошлых песенок, воспевающих уголовщину и аполитичность. Советский народ посвящает свой труд и помыслы высокой цели – строительству коммунистического общества… Но что Высоцкому и другим бардам до этих идеалов. Они лопочут о другом…»

29.VIII.1973 – начало «антисахаровской» кампании: «Правда»: «письмо сорока» академиков «Когда теряют честь и совесть»: «Мы выражаем свое возмущение заявлением академика Сахарова и решительно осуждаем его деятельность, порочащую честь и достоинство советского ученого… Мы надеемся, что академик Сахаров задумается над своими действиями»; 31.VIII.1973 «Правда» - коллект. письмо членов СП СССР: «поведение таких людей, как Сахаров и Солженицын, клевещущих на наш государственный и общественный строй, пытающихся породить недоверие к миролюбивой политике Советского государства и по существу призывающих Запад продолжить политику «холодной войны». До конца сентября – письма членов АН СССР, АМН СССР, АПН СССР, Сиб. отд. АН., проф. МВТУ им. Баумана, коллектива ЗИЛа, сельских механизаторов с осуждением Сахарова.

11.IV.1982 – КП «Рагу из синей птицы» => критика «Машины времени», НО: массовая поддержка в стране, мешки писем.

- протестные процессы: формирование прессы «самиздата», слушание зарубежных русскоязычных радиостанций антисоветского характера

30.IV.1968 – первый номер бюллетеня «Хроника текущих событий» - Илья Габай, ред. Нат. Горбаневская => выходила кажд. 2-3 месяца– к концу 1983 на Западе опубликовано 64 выпуска (9 из них – в Самиздате 1968-1971): Ред. С.Ковалев, А.Якобсон, И.Габай: тетрадка 10-15 стр., отпеч. на пиш. машинке: факты, информация (С.Ковалев – 7 лет лагерей + 3 года ссылки за то, что из 2800 эпизодов в 7 №№ не подтвердились 2) (1969 – арест Горбаневской, окт. 1972 – арест практ. всех издателей и авторов хроники).

Поделиться