Амет-Хан Султан – летчик, национальный герой крымскотатарского народа Украины. Советский военный летчик-ас Амет-Хан Султан: биография, семья, подвиг, память Ахмед хан султан дважды герой советского союза

Настоящая честь — это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей

Бенджамин Франклин

Однажды обнаружил в Интернете фотографию дважды Героя Советского Союза Ахмет-хан Султана с нарисованной на его лице... свастикой. И сказал себе, что я должен обязательно написать об этом человеке.

Ахмет-хан Султан (Султан Амет-хан) (20(25).10.1920 - 01.02.1971).

Знаменитый лётчик-истребитель Великой Отечественной вой-ны, в возрасте 25 лет дважды Герой Советского Союза (24.08.1943 г., 29.07.1945 г.). Выполнил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил 30 самолетов лично и 19 в составе группы.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, лауреат Сталинской пре-мии за испытания пилотируемой крылатой ракеты (1953).

Награждён тремя орденами Ленина, пятью Красного Знамени.

А что сам считал Ахмет-хан Султан, имея ввиду своё происхождение?

«Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Ахмет-хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка... Дагестанцы счи-тают его своим героем, а татары — своим.

— Чей же ты? — спросил я его однажды.

— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Ахмет-хан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?», — вспоминал аварский поэт и обще-ственный деятель Расул Гамзатов."


Вновь пришли на помощь боевые друзья. Они ра-зыскали Ахмет-хана Султана и помогли ему встре-титься с Т.Т. Хрюкиным. После войны он исполнял обязанности заместителя Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. В феврале 1947 года Ахмет-хан Султан стал лётчиком-испытателем Лётно-исследова-тельского института в подмосковном Жуковском.

Словно второе дыхание у него открылось. За короткий срок Амет-хан Султан оказался среди лучших испыта-телей летательных аппаратов различных типов стра-ны и это признавали профессионалы высокого класса.

С 1949 года занимался вопросами дозаправки само-летов в воздухе (система долго использовалась в Дальней авиации). В начале 50-х годов XX века ему доверено испытывать... крылатую ракету класса «воз-дух-корабль». Изделие (ЛЛ-1, ЛЛ-2, летающие лабо-ратории ОКБ П.В. Цыбина) подвешивалось под бомбардировщик Ту-4 и с высоты около 3000 метров сбрасывалось. В режиме свободного падения автоматика запускала двигатель, а лётчик, взяв управление на себя, сажал ракету. «... Угол планирования, как у кирпича; посадочная ско-рость, как у метеорита; запас топлива на посадке — на одну заправку карманной зажигал-ки», — характеризовал полёт на подобной крылатой ракете один из лётчиков-испытателей. Этих людей даже профессионалы называли «смертниками».

Крылатая ракета была принята на вооружение. И снова Ахмет-хану Султану напомнили о его месте по гра-фе «национальность». Он представлен к третьей звезде Героя Советского Союза, но... удостоен ордена Красного Знамени и Сталинской премии 2-й степени.

Погиб с экипажем 01.02.1971 года, выполняя испытательный полёт на ле-тающей лаборатории Ту-1бЛЛ.

Вот как обстоятельства катастрофы отображены в документах.

«01.02.y1 — Ту-1бЛЛ — Ахмет-хан Султан —Жуковский. Выполнялся ис-пытательный полёт на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Катастрофа произошла при посадке на большой скорости из- за отказа закрылок. Дважды Герой Советского Союза Ахмет-хан Султан похоронен в Москве, на Новодевичьем.

Дополнение от Валерия Новикова (junitreid(собака)mail.ru): После взлёта не были убраны за-крылки. Ту-16 с точки зрения динамики с выпущенными и с убранными закрылками очень раз-ный самолёт. Возникли расходящиеся колебания из-за разгона с закрылками — червячную передачу нашли в выпущенном положении. На обрывке осциллограммы были ясно видны коле-бания перегрузки... Кабина с лётчиками, практически, отломилась. Сам самолёт глубоко ушёл в болото, а кабину нашёл лесник с кордона в четырёх километрах от самолёта.

Проведённое моделирование полностью совпало с данными объективного контроля. Вместе с Ахмет-ханом погибли: Ленский Радий Георгиевич — ведущий инженер по испытаниям авиа-двигателей; Михайловский Вильям Александрович — штурман-испытатель; Венедиктов Евгений Николаевич — лётчик-испытатель; Воробьёв Алексей Васильевич — бортрадист-ис-пытатель. В экипаже должен был быть ещё помощник ведущего инженера Вячеслав Мокроусов, но он задерживался, и командир принял решение лететь без него»."

Вспомнилось, невольно...

И если разобьётся слово «нужно», друзья исполнят непосильный труд: те Звездочки на бархатных подушках по улицам застывшим пронесут.

Но не венков заплаканную зелень, а вижу я, как, спрыгнув с корабля, они идут, отталкивая землю, — поэтому и вертится Земля! («Четыре человека выпивали...». Феликс Чуев, 1962 год)

Навечно зачислен в списки одной из воинских частей. Аэропорт Махачкалы (Дагестан) назван именем отважного лётчика, установлен его бюст (2007). В «... церемонии открытия приняли участие бывший главнокомандующий ВВС генерал армии Пётр Дейнекин, космонавты, Герои Советского Союза Алексей Леонов и Муса Манаров, другие именитые авиаторы страны. В честь открытия в небе над Махачкалой выступила пилотажная группа «Русские витязи...». Символично, но это первый именной аэропорт в России.

Именем Ахмет-хан Султана названы улицы в Жуковском, Волгограде, Махачкале, школы в столице Дагестана (№ 27) и в Каспийске (№ 8) и даже горная вершина недалеко от аула его отца (аул Цовкра). Открыто ряд экспозиций, проводятся шахматные турниры его имени. Открыт па-мятник в Ярославле. В Алупке сооружён бюст, открыт музей Ахмет-хана Султана. Международные соревнования по парашютной акробатике на Кубок дважды Героя Советского Союза Ахмет-хана Султана проходят каждый год в Дагестане. Аэроклуб Симферополя (Заводское) носит имя отваж-ного лётчика. В центре столицы Крыма его именем названа площадь (район Центрального рын-ка). Планируется установка на нём памятника Ахмет-хану Султану (проект архитекторов Ибрагима и Заремы Нагаевых и Айдера Бекирова).

"Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, со-единённым с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом вели-чайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки". (Лихачёв Дмитрий Сергеевич, академик РАН, филолог, искусствовед).

Качинская Краснознамённая авиационная школа имени А.Ф. Мясникова, 1939 год. Где-то здесь стоит Ахмет-хан Султан


Жуковский: городской журнал, №5,2009. Городской алфавит: ул. Ахмет-хан Султана.

Статья из альманаха «Морской архив», №1 (5), 2013
Председатель редакционного Совета Марков А.Г.
Главный редактор Маслов Н.К.

© Фото с сайта krymology.info

Мемориальная доска на доме, где родился Амет-Хан Султан

Амет-Хан Султан — дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный летчик-испытатель СССР, Почетный летчик Франции, Почетный гражда-нин городов Ярославль, Мелитополь, Алупка и Автономной Республики Крым.

Вошедший в годы Великой Отечественной войны в десятку лучших летчиков-асов, в мирное время Амет-Хан Султан стал испытателем новой авиационной и космической техники. Его по праву можно назвать выдающейся личностью XX века. Ведь недаром на стене парижского аэропорта на памятной доске выгравированы слова "Летчик от Бога".

Родился Амет-Хан Султан 25 октября 1920 года в городе Алупка. Отец — Султан, лакец (родом из аула Цовкра, Дагестан), мать Насибе Садла — крымская татарка. Еще в детстве Амет-Хан стал мечтать о небе. Его поражало, что самолет может летать выше горных орлов, паривших над вершинами Ай-Петри.

Окончив крымско-татарскую школу, Амет-Хан поступил в фабрично-заводское железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно занимался в симферопо-льском аэроклубе, который сегодня носит его имя. Затем учился в Качинской школе военных летчиков. Службу начал в г. Бобруйске.

Начало Великой Отечественной войны Амет-Хан застал под Кишиневом в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа.

В конце 1941 года полк был переброшен в район города Ярославля. 31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счет сбитых самолетов. Израсходовав весь боевой запас в атаке, он протаранил корпус вражеского "Юнкерса-88" левым крылом. При ударе крыло истребителя наглухо застряло в корпусе "Юнкерса" и юный летчик, выбравшись из кабины, прыгнул вниз с парашютом. После этого случая Амет-Хан Султан стал легендой, снискав славу сильного и бесстрашного бойца. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина.

Летчики противника узнавали Амет-Хана "по полету" и называли его по рации "Черным дьяволом". На самолетах эскадрильи Амет-Хана Султана были нарисованы атакующие орлы.

Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках. Его имя стало легендой, символом искусного полета и безграничной остроты ума.

29 апреля 1945 года над Берлином Амет-Хан Султан сбил свой последний вражеский самолет, тем самым поставив точку над сбитыми летчиками 9-го гвардейского полка вражескими самолетами.

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провел 152 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.

Звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью "Золотая Звезда" помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награжден 26 июля 1945 года.

После войны он становится летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте имени М. Громова. При его непосредственном участии создается новая отечественная авиация, которую не знал мир. Амет-Хан Султан участвовал в осуществлении космической программы. Прежде чем Юрий Гагарин и его товарищи по отряду космонавтов поднялись в космос, навыки действий в условиях невесомости они отрабатывали на специально оборудованном самолете Ту-104, который пилотировал Амет-Хан и его коллеги.

Испытав не одну сотню летательных аппаратов, Амет-Хан Султан дал путевку в жизнь тем самолетам, которые заявили о совершенно новой авиации, определив перспективу ее развития на многие годы вперед.

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб в небе вместе с экипажем во время испытания мощного двигателя на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ.

Амет-Хан Султан похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя носит площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работает музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупка, а также в Махачкале, где его именем также назван аэропорт.

Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и шестью медалями.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Амет-Хан Султан стал одним из самых результативных и известных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Немцы прозвали его Черным дьяволом, а когда видели его самолет в небе, то тут же передавали по рации своим летчикам, находящимся в данноим в квадрате: «Ахтунг! Ахтунг! Всем возвращаться на базу - в небе Амет-Хан Султан». Отличить самолет было не сложно - на нем был нарисован орел. Право иметь подобный отличительный знак на машине в Советской армии получить было нелегко, но Амет-Хану дал разрешение сам командующий 8-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин.

Уникальный таран

Свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал 31 мая 1942 года во время обороны стратегически важного объекта - железнодорожного моста через Волгу под Ярославлем. Звено советских истребителей не должно было допустить вражеские бомбардировщики к переправе.

“Харрикейн” Амет-Хана (наши летчики к этому времени летали на британских машинах) уже отстрелял все боеприпасы, но в этот момент один из вражеских “Юнкерсов” прорвался сквозь заслон и пошел к переправе. Тогда наш летчик решился на таран. И это ему удалось, да так, что истребитель застрял в фюзеляже бомбардировщика. Машины камнем полетели вниз, но Султан в последний момент смог выпрыгнуть с парашютом.

За этот подвиг летчика-истребителя наградили орденом Ленина, а благодарные жители Ярославля подарили ему именные часы.

Полк асов

Во время Сталинградской битвы нашим войскам было необходимо овладеть инициативой в небе. Специально для этого уже упомянутый командующий 8-й воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин решил сформировать особое авиационно подразделение, которое окрестили “полком асов”. Создали его на базе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка: набирали лучших из лучших. Попал в соединение и Амет-Хан Султан, который к этому времени уже зарекомендовал себя летчик высшего класса.

Однако один из боев под Сталинградом чуть не стоил ему жизни. Полк получил срочную задачу вылетать на прикрытие одной из переправ, которая подверглась атаке немцев. Амет-Хан пошел на очень рискованный шаг: вместе со своим ведомым он бросился вперед, чтобы отвлечь на себя истребители прикрытия, пока остальная эскадрилья расправляется с бомбардировщиками. В бою Султан смог сбить два “Мессера”, но и его самолет получил повреждения и загорелся. Выход был один - прыгать. Спускаясь на парашюте, ас увидел, как к нему направляются немецкие истребители. У пилотов люфтваффе было грязное развлечение: расстреливать из пулеметов катапультировавшихся летчиков. Внезапно строй "Мессершмиттов" дрогнул и рассыпался - ведомый не бросил своего командира, отогнал фашистов и “проводил” его до самого приземления. Хорошо, что внизу были позиции наших войск, которые и помогли ему добраться до своей части.

Подарок штурмовикам

Сослуживцы и близкие товарищи Амет-Хана всегда отмечали его скромность, даже застенчивость. Тем не менее за штурвалом самолета он преображался, совершая порой поступки, которые иначе как лихачеством не назовешь. Свидетелем одного такого поступка стал ещё один прославленный советский авиатор, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Муса Гареев. Вот как он описывает их встречу в своей книге “Штурмовики идут на цель”:

“В тот день мы находились на аэродроме в ожидании вылетов. Каждый, как обычно, занимался своим делом. Вдруг над аэродромом появился вражеский самолет. Зенитчики уже готовы были открыть огонь, но самолет резко пошел вниз и вскоре приземлился. Все кинулись к месту посадки. Глядим, а из кабины вылезает Амет-Хан. Улыбаясь, говорит:
- Получите подарок от наших истребителей.
- Чей самолет? Откуда?
- Ясно откуда. Посадили мы его на своей площадке. Да надоел он нам. Вот к вам перегнал, может, пригодится...
- Так мы же могли тебя сбить!
- Не успели бы.”

Это “не успели бы” показывает, что на самом деле добродушный и веселый парень обладал невероятным мастерством, воинской выучкой и профессионализмом.

Конец войны, начало мира

Амет-Хан Султан прошел всю войну. Свой последний боевой вылет он совершил 29 апреля 1945 года над Берлином. В том бою он сбил истребитель «Фокке-Вульф 190». Всего за всю войну он провел 603 боевых вылета, участвовал в 150 боестолкновениях в воздухе, лично сбил 30 истребителей противника.

После войны Амет-Хан Султан, как и все летчики-асы, был направлен на учебу. Но уже вскоре он понял, что быть слушателем военно-воздушной академии в Монино - не для него. Он бросает учебу и увольняется в запас. Как и многих фронтовиков, гражданская жизнь застала его врасплох, и столкнувшись с её трудностями, он впал в депрессию. Его не привлекала гражданская авиация, а военные учреждения его не брали, даже несмотря на многочисленные награды. Причина проста - по матери Амет-Хан был крымским татарином, а его брат во время оккупации полуострова служил полицаем, сотрудничая с немцами.

Ситуацию спасла случайность. Однажды на улице его встретил Владимир Лавриненков - фронтовой товарищ и тот самый ведомый, который отогнал от него фашистские "Мессеры" под Сталинградом. Владимир продолжал поддерживать связь с генералом Хрюкиным - отцом “полка асов”, который, в свою очередь, очень ценил Амет-Хана. По протекции генерала Султану как бывшему фронтовику удалось стать летчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте в Жуковском. Он приложил руку к разработке практически всех воздушных судов, а многие технические решения, которые он проверял, используются и по сей день.

Гибель

Дважды Герой Советского Союза, трехкратный кавалер ордена Ленина, четырехкратный кавалер ордена Красного Знамени, кавалер Ордена Отечественной войны I степени, лауреат Сталинской премии и Заслуженный летчик-испытатель погиб 1 февраля 1971 года.

Самолет-лаборатория по испытанию нового типа двигателя, за штурвалом которого находился Амет-Хан Султан, разбился во время испытательного полета. Погибли все, кто был в самолете.

Похоронен Амет-Хан Султан в Жуковском.


Ор лы ни ко гд а

не ум ир аю т н а з ем ле ...


Есть на земле выдающиеся люди, которые живут по самому крупному счету — без оглядки на принадлежность к определенной семье, земле, народу. Но величие этих людей измеряется не столько их крупномасштабной деятельностью, сколько тем, что они помнят и свято чтут свои жизненные истоки, вкус и запах материнского молока, родные лица, благословенные родные места.

К таким выдающимся людям можно смело отнести Амет-хана Султана — дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии, заслуженного летчика-испытателя СССР. Он прожил короткую (всего 51 год), но героическую жизнь, навсегда прославив не только себя, свою семью и родные места, но и свой, пусть немногочисленный, но много переживший народ.

А начиналось все обычно: щедрая и прекрасная крымская земля, хорошая и крепкая семья, обычная крымско-татарская школа в родном городке Алупке, а затем фабрично-заводское училище в Симферополе.

Нельзя сказать, что Амет-хан с раннего детства мечтал о небе: просто в годы его юности самые активные и творческие достижения науки и техники воплощались в самолетостроении, в развитии аэроклубов и повальном увлечении молодежи военно-техническими видами спорта. Вот и стал Амет-хан в Симферополе активно заниматься в аэроклубе. Только тогда и осознал, насколько это интересно и важно для него, — увлечение молодости стало пожизненной страстью.

Вот почему в 1939-40 гг. Амет-хан пошел учиться в Качинскую школу военных летчиков, а по окончании ее прикрепил один кубик (военный знак отличия) на голубые петлицы командирской гимнастерки. В выпускном аттестате военное начальство дало ему такую характеристику: “Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и прочно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив…”.

Именно эти качества, выработанные в летной военной школе, очень выручали молодого летчика-истребителя на протяжении всей Великой Отечественной войны — от первого и до последнего ее дня, закрепили за ним славу неуязвимого летчика-разведчика. Кинешма и Ярославль (здесь он за свой знаменитый “таран” получил первый орден Ленина), Елец и Воронеж, Сталинград и Ростов. Фашистские летчики уже слету узнавали Амет-хана Султана по его боевому почерку, срочно передавали друг другу по рации: “Ahtung! Ahtung! В небе Амет-хан!” Когда летчика-аса назначили командиром эскадрильи, он на доступных примерах показывал и доказывал молодым летчикам (да, молодым, — хотя сам-то он закончил войну в Берлине в возрасте 25 лет!), что можно бить фашистов на любых высотах и при любом соотношении сил. Он говорил им: “Летчик-истребитель должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью, умением изменить во время скоротечного воздушного боя наиболее эффективный тактический прием, чтобы наверняка сразить противника”.

И сражал, и получал как высшие боевые награды, так и менее ценные и памятные для него именные подарки. Например, однажды командир полка перед строем вручил Амет-хану свои генеральские наручные часы: “В знак самого красивого боя из тех, которые я наблюдал за свою жизнь!”, — так было сказано награжденному.

Осенью 42-го Амет-Хан Султан на истребителе Як-7 участвует в Сталинградской битве. Здесь, в огненном небе Сталинграда, лётчика включают в состав специальной группы, созданной для противодействия немецким асам. В одном из ожесточённых боёв его самолёт сбивают. Амет-Хан Султан спасается с помощью парашюта.

К лету 43-го на счету аса уже 14 лично сбитых самолётов противника. 24 августа 1943 года Указом Президента Верховного Совета СССР Амет-хану Султану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

После Сталинграда были ожесточённые воздушные бои на Кубани, освобождение Таганрога, Мелитополя и родного Крыма. В начале мая 1944 года, Крым был полностью освобожден от оккупантов, и участникам освобождения, летчикам 8-й Воздушной Армии — впервые за годы войны был представлен отдых. И счастливый Амет-хан вместе с несколькими друзьями-однополчанами отправился в родную Алупку навестить родителей. Радость встречи, счастье общения с родителями — все было разрушено на следующее утро: плач матери разбудил спавших гостей. Увидев офицеров в летной форме со множеством орденов и звездами “Герой Советского Союза”, один солдатик отрапортовал: “Выполняем приказ Верховного Главнокомандующего о выселении всех жителей татарской национальности”, проводилась депортация крымских татар. Герой Советского Союза капитан Амет-Хан Султан обращается к энкэвэдэшникам с просьбой не выселять мать. Но всё напрасно. Тогда отчаявшийся лётчик обращается к командующему 8-й воздушной армией Тимофею Хрюкину, и только с помощью генерала удаётся защитить мать Героя Советского Союза.

В полк Амет-хан вернулся замкнутым и молчаливым, и лишь совсем немногие понимали, как трудно было их другу пережить это трагическое утро в Алупке. А война была уже, можно сказать, на исходе — восточная Пруссия, Германия.

Командующий армией, Герой Советского Союза С.И.Руденко писал: “Об уроженце Крыма, Герое Советского Союза Амет-хане Султане мы были наслышаны еще раньше, как об искусном воздушном бойце. Теперь он воевал в небе Берлина и сразу зарекомендовал себя неуязвимым в воздухе, обладающим молниеносной реакцией и необычайной выносливостью в сложном пилотаже”.

Последний самолет противника был сбит гвардии-майором Амет-ханом Султаном в небе Берлина в апреле 1945 года. “За проявленную храбрость и героизм в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками, за успешное проведение 603 боевых вылетов, за сбитые им лично 30 самолетов противника разных типов, за 19 самолетов врага, уничтоженных в групповых боях, товарищ Амет-хан Султан удостоен звания дважды Героя Советского Союза”.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года Амет-хан Султан награжден второй медалью “Золотая Звезда” и орденом Ленина.

На земле воцарился мир, и Амет-хан Султан стал испытателем новой авиационной и космической техники. Благодаря поддержке и помощи?Тимофея Хрюкина?в?феврале?47-го года?Амет-Хан?Султан?становится?лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. За короткий срок он становится одним из лучших испытателей страны, выполняющим самые сложнейшие полёты.

В 49-м году Амет-Хан Султан участвует в первых экспериментах по дозаправке самолётов топливом в полёте. Эта система потом ещё долгое время успешно применялась в Дальней авиации. В начале 50-х годов Амет-Хан Султан проводит необычные испытания. Ему предстоит испытать не много, ни мало, а крылатую ракету класса «воздух-корабль». Пилотируемый аналог ракеты подвешивают под Ту-4, самолёт-носитель набирает высоту 3000 метров, после чего отцепляет самолёт-снаряд. Уже в свободном падении автоматика включает двигатель, и аналог летит на цель. После отработки автоматики лётчик берёт управление на себя и сажает самолёт-снаряд на землю.

Из воспоминаний П.И.Казьмина: «В одном из полётов Амет-хан, значит, ещё не собирался не отцепляться, не запускал двигатель и вдруг почувствовал, что он отцепился. То есть, где-то чего-то замкнуло, и он с незапущенным двигателем стал падать. … Вот такая, значит, ситуация. … Но Амет-хан, значит, не растерялся, то есть он, наверное, почувствовал серьёзность и опасность этого явления, он принял все меры, сгруппировался, собрался и в уме, значит, всё очень четко продумал и сумел с первой попытки запустить двигатель, вот. Но в этот момент, значит, крылатая ракета была почти над уровнем залива. Повернул сразу на аэродром и сел. Когда он сел - я первым его встретил, когда он вылез, из кабины и говорит, что «Ты знаешь, Петя, ноги трясутся, в войну не было так страшно и как говорится и я не чувствовал так неизбежность вот этой катастрофы надвигающейся, ноги не держат», вот.»

Испытания были продолжены и вскоре крылатую ракету принимают на вооружение. Встаёт вопрос о награждении лётчиков-испытателей. Амет-Хана Султана представляют к третьей Золотой Звезде. Но вновь роковую роль играет его национальность. Крымский татарин - трижды Герой Советского Союза? Это невозможно! В итоге Амет-Хана Султана награждают орденом Красного Знамени и дают Сталинскую премию 2-й степени.

В 61-м году Амет-Хану Султану присваивают звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Это было знаком наивысшего признания его лётных заслуг. Авторитет Амет-Хана Султана был непререкаем. Его любили и уважали все: и лётчики, и конструкторы, и дети во дворе. К его мнению прислушивались.

В начале 60-х Амет-Хан Султан участвует в полётах по созданию режимов невесомости для тренировки первых космонавтов, знакомится со многими из них. На уникальных любительских кинокадрах он запечатлён с Юрием Гагариным. Первый космонавт планеты приехал в Жуковский, чтобы поздравить лётчиков-испытателей с Первомаем. Он прекрасно понимает, что не будь их тяжёлого труда, не было бы и его полёта в космос.


В октябре 70-го Амет-Хану Султану исполняется 50 лет. Юбиляр принимает поздравления и подводит итоги: за 32 года лётной работы освоено около 100 типов летательных аппаратов, проведено в небе более 4000 часов. В ходе застолья бывший однополчанин Павел Головачёв спрашивает юбиляра: не собирается ли тот завершить свою лётную деятельность? В ответ Амет-Хан Султан рассказывает притчу о том, что орлы никогда не умирают на земле. Чувствуя приближение смерти, они из последних сил летят вверх, а потом складывают крылья и камнем падают на землю. Поэтому орлы умирают в небе, на землю они падают уже мёртвыми.

Слова оказываются пророческими. Амет-Хан умер как орёл - в полёте. 1 февраля 71-го он с экипажем выполняет испытательный полёт на летающей лаборатории Ту-16. Из-за отрыва закрылков самолёт начинает разрушаться и взрывается в воздухе.

Прославленный авиатор открыто протестовал против обвинения целого народа "в предательстве". Защищал мать, писал в анкетах не "дагестанец", а "крымский татарин". В составе делегации крымских татар легендарный ас был на приёме в ЦК партии на Старой площади - с ходатайством об их возвращении в родные места. Но миновало ещё три десятилетия, прежде чем это произошло.

Теперь очередь за нами выполнить свой долг признательности этому человеку: спасая целый город, он поставил на кон собственную жизнь.

Именем Амет-хана Султана названы улицы в Волгограде и подмосковном Жуковском, горный пик на Кавказе, школа в Каспийске, единственный в стране именной аэропорт - в Махачкале. Его бронзовые бюсты стоят в столице Республики Дагестан, в курортной Алупке, на Новодевичьем кладбище в Москве.

Рубрики:

Метки: Ответить С цитатой По данным Всероссийской переписи населения за 2010 год, в Башкирии живут представители 160 национальностей, из них 36% русских, башкиров - 29,5% и татар - 25,4%. Причем с 2002 года численность татар выросла на 1,2%.
Активисты Центра считают, что проблемы башкирских татар разрешит референдум, основанный на декрете Центризбиркома и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР № 425 от 1920 года. 12 апреля в Казани состоялся XI Курултай, где башкирские татары объявили о референдуме.
«Последние годы власти Башкортостана создают непреодолимые препятствия к образованию автономии татар в республике. Упорно преследуются татарские национальные организации, оппозиционные силы и их лидеры. Бывают случаи, когда даже артистов, политиков, общественных деятелей из Татарстана не пускают в Башкирию», - рассказал «Русской планете» председатель ТОЦ Рафис Кашапов.
Активистов ТОЦ возмущают, в частности, проблемы с получением образования в Башкирии. Кашапов утверждает, что в Башкирии проживает 1,8 миллиона татар, но ни в Уфе, ни в других районах республики практически нет татарских школ. «Что уж говорить о среднем профессиональном и высшем образовании. На 2012 год в Башкортостане оставалось 183 татарские школы. В Уфе на 300 тысяч татар всего две татарские гимназии. Это полнейшее несоблюдение прав татар на национальное образование», - сокрушается он.
По его словам, татарские школы «превращаются» в башкирские. «Мы заявляем о полном игнорировании прав и открытом языковом этноциде татар в Башкортостане. Никто не вправе нам указывать, что татары - пришлый народ», - добавил председатель ТОЦ.
Кашапов рассказал о планах башкирских татар за борьбу против дискриминации: созыв Куртулая татар Башкортостана и Татарстана в ближайшие время, обращение к главам республик и «богатым татарам, чтобы решить финансовые проблемы».
Недавно другие татары - крымские - потребовали создать в Крыму национально-территориальную автономию. В принятой ими резолюции они требуют восстановления исторических названий, признание законодательного органа, а также «немедленного прекращения дискриминации и репрессий по отношению к крымским татарам по политическим, национальным и религиозным мотивам».
«Казанских и крымских татар объединяет не только принадлежность к тюркоязычным народам, но и общая историческая судьба, - продолжает Кашапов. - Мы, казанские татары, помним завоевание Крыма Россией в 1783 году и ликвидацию государственности крымских татар - Крымского ханства. Произошло уничтожение тысяч населенных пунктов с их жителями, исход значительной части коренного населения в сопредельные государства, изъятие земель у крестьян, разрушение традиционных связей и экономики полуострова. Мы полностью согласны с требованием создания в Крыму национально-территориальной автономии. Тем более мой брат-близнец Нафис Кашапов, политэмигрант из Татарстана, общался в течение восьми лет с лидерами крымско-татарского народа и также поддерживает требование татар Крыма».
«Не стоит сравнивать крымских и башкирских татар - они совершенно противоположны. По крайней мере, крымские татары не националисты и отстаивают совершенно другие проблемы», - говорит, в свою очередь, кандидат исторических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Федор Дорофеев. Резолюцию башкирских татар, по его мнению, можно назвать очередной попыткой возвращения в политическое и общественное поле в связи с Украиной и Крымом. «ТОЦ - это политическая организация, которая работает не первый десяток лет. Им все равно с кем работать, они стараются размешаться на периферии, чтобы привлечь как можно больше народу. Неизвестно, сколько участников в этом движении на самом деле», - отметил он в беседе с РП.
Татарские националисты не первый раз выказывают недовольство башкирскими властями. Активисты ТОЦ и участники молодежного союза «Азатлык» предлагали в том числе переселить российских татар за полярный круг. Особо активизировались татарские националисты в последние два года. «В резолюции, опубликованной в январе 2012 года, кроме вопроса дискриминации, был призыв собраться против президента России Путина и принять активное участие в демократическом движении за гражданские права и свободы в государственном устройстве страны, - напомнил эксперт.
По его словам, «тут все признаки призыва к цветной революции: активисты ТОЦ собирают недовольных властью по всей округе, аккумулируют их недовольство, и получается движущая сила, которая потом может пойти на улицы».
Подробнее Ответить С цитатой В цитатник

Амет-Хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец - лакец (родом из аула Цовкра в Дагестане), мать - крымская татарка. Член КПСС с 1942 года. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии.

В Великой Отечественной войне

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «Харрикейны».

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. За этот подвиг Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля.

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза И. Г. Борисов и Б. Н. Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт Физелер Fi-156 «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Лучшие дня

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190».

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.

Послевоенная карьера

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан - слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Виной всему была его национальность[источник не указан 153 дня] (в анкетах он указывал, что он - татарин), так как в то время крымские татары были обвинены в пособничестве гитлеровцам и выселены из родных мест. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года - второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В конце 1949 года Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950 годах проводят его заводские испытания.

В 1951-1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака - 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.

Жил прославленный лётчик в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

2 медали «Золотая Звезда»

3 ордена Ленина

4 ордена Красного Знамени

Орден Александра Невского

Орден Отечественной войны 1 степени

Орден Красной Звезды

орден «Знак Почёта»

Память

Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане.

Так же в городе Жуковском, на улице, названной его именем, установлен памятник - лётчик, стоящий на крыле

Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.

Аэропорт Махачкалы имени Ахмед-хан Султана

На 34-м километре линии Остряково - Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан

Его имя носит лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан

Поделиться