Российские поезда в обход Украины уже идут. Хронология. В обход Украины. Как новая железная дорога изменит жизнь россиян и соседей Новая железная дорога в обход

МОСКВА, 11 авг — РИА Новости. РЖД завершили строительно-монтажные работы на железнодорожном участке в обход Украины и к концу осени планируют открыть движение поездов на этой линии.

"Российские железные дороги" завершили строительно-монтажные работы на новой железнодорожной линии Журавка — Миллерово и приступили к пусконаладочным работам и тестовой эксплуатации отдельных участков магистрали", — сообщает компания.

Пробный поезд, состоящий из локомотива и нескольких грузовых вагонов, уже прошел по участку протяженностью 122 километра от станции Журавка до станции Боченково. На остальных участках завершаются работы по подготовке запуску.

Строительство железной дороги Журавка — Миллерово началось в 2014 году, после ухудшения отношений с Украиной. Новая линия длиной 137 километров проходит полностью по территории России (по Воронежской и Ростовской областям), что позволит увеличить пропускную способность и обеспечить транспортную безопасность грузовых и пассажирских перевозок.

В проекте участвовали подразделение РЖД — "Росжелдорстрой" и железнодорожные войска. Ранее на этой неделе Минобороны заявило, что все задачи по строительству выполнены, в общей сложности построено 277 километров путей.

Тестовая эксплуатация

"Тестовая эксплуатация линии Журавка — Миллерово позволит проверить готовность железнодорожной инфраструктуры, наладить работу систем управления движением, а также подготовить локомотивные бригады, которым предстоит управлять поездами на этом участке", — отмечается в сообщении РЖД.

Член ОП Крыма: железная дорога в обход Украины сведет риски на нет Глава Минобороны Сергей Шойгу наградил строителей железной дороги в обход Украины. Крымский политолог, член ОП Крыма Денис Батурин в эфире радио Sputnik отметил важность строительства подобных обходных путей.

Дорога является двухпутной на всем протяжении и электрифицированной, здесь построено семь станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково.

Проект, как отмечает компания, характеризуется большим количеством искусственных сооружений — 98 объектов, среди которых пять мостов, включая мост через реку Калитва длиной 158 метров, один виадук, четыре автодорожных путепровода, два скотопрогона, 20 путепроводов для проезда сельхозтехники, 66 водопропускных труб.

Поезда пойдут быстрее

Еще одной особенностью линии стал большой объем земляных работ — 41,5 миллиона кубометров, что позволило выровнять перепад высот.

"Благодаря этому магистраль станет частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего Центральную Россию с Черноморским побережьем. По проекту максимальная скорость движения поездов: пассажирских — 140 километров в час с перспективой увеличения до 160 километров в час, грузовых — до 90 километров в час", — сообщают РЖД.

Для электрификации участка потребовалось реконструировать две тяговые подстанции (Журавка и Старая Станица) и построить две новые — Сергеевку, Кутейниково и Колодези. Кроме того, было проложено 318 километров линий электропередачи.

"На последнем этапе строительства проведены работы по балластировке и выправке пути, регулировке контактной сети, настройке устройств сигнализации, централизации и блокировки, которые в автоматическом режиме отвечают за движение поездов", — говорится в сообщении.

На год раньше

Президент РЖД Олег Белозеров в марте сообщал, что проект удалось реализовать на год раньше запланированного срока и направление Москва — Адлер в обход Украины будет запущено осенью.

Для сокращения сроков строительства работы были развернуты одновременно на всех участках магистрали. Для строителей построили четыре временных вахтовых поселка, проложили технологические автомобильные дороги, временные электрические сети и другую инфраструктуру.

Кроме того, в зоне строительства провели работы по очистке местности от взрывоопасных предметов и археологические раскопки 15 курганов.

Или во что обходятся события на Украине российской приграничной глубинке.
Железная дорога прошла через Кантемировку в 1871 году, 145 лет назад и стала с тех пор существенной частью местной экономики.
Ныне райцентр с таким известным всей России названием, остался фактически без железной дороги. Там теперь тупиковая ветка с не очень хорошими перспективами по части пригородного сообщения. А магистральный ход прошел по степям в 20 километрах восточнее.
Конечно наладят движение автобусов или маршруток, но то что городок с таким симпатичным вокзалом "железку" фактически потерял, это реальность.
Не смертельно конечно, но это просто одна из многих тысяч мелочей, которыми Украина ухудшает жизнь простых граждан России. На которую я хотел бы обратить внимание жителей столиц.

Движение пассажирских поездов на юг в обход Украины по 137-километровой линии Журавка - Миллерово запустили в понедельник, 11 декабря. Грузовые поезда начали ходить таким маршрутом в середине сентября 2017 года. По сообщению РЖД, по участку будут курсировать более 120 пассажирских и до 30 грузовых поездов в сутки.

В Кантемировском районе, имеющем 95-километровую границу с Луганской областью Украины, во время масштабной стройки реконструировали станцию Журавка и в чистом поле построили новую станцию Зайцевка. О том, как изменилась жизнь в соседствующих с дорогой селах, какие проблемы исчезли, а какие появились, - в репортаже РИА «Воронеж».

Трудности перевода

Северные ворота нового участка - станция Журавка. Пассажирские поезда будут проезжать ее без остановки, чтобы через 20 км, на пару минут остановившись на станции Зайцевка, двигаться дальше на юг. В километре от Журавки «железка» раздваивается - направо уходит старый ход на Кантемировку, налево - проложены новые рельсы, ведущие в обход Украины.

Дорога разрезает Журавку на две неравные части. Школа и детсад остаются слева по ходу движения на юг, а отделение банка и почта - справа. И перебраться на другую сторону села сегодня весьма проблематично, - пояснила руководитель районного отдела культуры Елена Богачева.

Из одной части села в другую, где находится школа, школьный автобус теперь возит детей, давая крюк в 30 км. Если ехать напрямую по селу, как раньше, через специально упрятанный под рельсы путепровод, выходит всего пара километров. Но строители в ходе работ сделали тут подъем, имеющий уклон примерно в 30 градусов. И сотрудники ГИБДД справедливо запретили здесь движение школьному автобусу, который теперь вынужден объезжать.

- Конечно, это ненормально. Мы подстроили расписание под приезд ребят. Чтобы перевезти всех с той стороны, автобус делает два рейса. Получается ощутимый расход бензина, да и детей поездка сильно утомляет.

Ольга Доценко

директор Журавской СОШ

Личный транспорт, конечно, тут проскакивает, но для общественного - школьного автобуса, «скорой», пожарной машины - запрет. Поэтому для части наших ребят дорога в школу занимает час туда и час обратно, хотя напрямую тут близко. Когда начнется масштабный ремонт дорог по району, может быть, получится обустроить проезд. До начала реконструкции станции у нас был обычный оборудованный переход, а теперь нет никакого. Строители обещали обустроить новый, да так ничего и не сделали, - сокрушается глава Журавского сельского поселения Владимир Писарев.

В СОШ Журавки 92 ученика, 44 из которых живут на краю села, отделенном от школы рельсами. Поэтому два часа в день дети тратят на разъезды - из дома в школу и из школы домой.

Будущее станции Кантемировка

В Кантемировском районе, через который проходит новый скоростной участок «железки», самой большой проблемой остаются дороги.

Взять, к примеру, новенькую станцию Зайцевка, выросшую в чистом поле в 3 км от села. Участок дороги до райцентра протяженностью 20 км сильно разбит. Дело в большегрузах, которые за два года строительства железнодорожного полотна просто убили асфальт. За поездку в эти края таксисты берут втрое выше обычной цены.

Вокзал рассчитан на обслуживание примерно 50-60 пассажиров в сутки. Помимо специалистов-железнодорожников мы приняли на работу 17 человек из соседних деревень - Зайцевки, Титаревки. Конечно, это неквалифицированный труд, зато для района создали рабочие места, - рассказал начальник вокзала станции Зайцевка Геннадий Моисеенко.

По словам главы администрации района Владимира Покусаева, сейчас прорабатывается вопрос о запуске рейсовых автобусов из райцентра до новенькой станции, но раньше весны-лета 2018 года эту дорогу капитально не отремонтируют.

Из сельхозоборота в связи со строительством было выведено примерно 640 га земли четырех сельхозпредприятий и фермерских хозяйств. Более 112 км асфальтированных дорог района частично или полностью разбиты тяжелой техникой. Сумма, необходимая для их ремонта, составила более миллиарда рублей. Нынешней осенью отремонтировали около 4 км дороги от Кантемировки до построенной пассажирской станции Зайцевка, а РЖД дало гарантии того, что в течение следующего года все дороги будут восстановлены. У нас тут люди волнуются: останется ли вообще на карте станция Кантемировка, если все поезда пойдут новым маршрутом мимо нее? Сохранятся ли там рабочие места? - опасается глава.

По информации пресс-службы РЖД, станцию Кантемировка закрывать пока не планируют - до нее будут курсировать три пригородных поезда (один - выходного дня). Сокращения обслуживающего персонала на станции тоже не планируется.

Фото. в том числе и мои, 2-х летней давности. Теперь ничего этого нет, а есть только 3-х разовая электричка Россошь - Гатмашевка, где ее конечная у самой границы.

Станция Кантемировка, последняя остановка перед тем самым участком. Здесь мы стоим минут 20. (фото не мое)

Кантемировский элеватор.

Грузовой под ВЛ80Т нас пропускает.

Красивые тут места. Холмы с характерными меловыми отложениями, балки и овраги.
Следующая Ростовская область, до которой совсем близко, уже считается частью юга России.

Станция Гартмашевка, последняя на российской стороне, перед тем самым участком. Поезда тут не останавливаются.

Эксперты подвели итоги годовой работы российской железной дороги в обход Украины, узнав оправдала ли данная ж/д линия поставленные задачи и траты.

Напомним, что изначально инициатива построить этот участок появилась еще четыре года назад, так как это могло помочь открыть перевозки на юг без пересечения украинской земли. С таким предложением тогда выступило руководство ОАО «РЖД». Однако сама идея существовала еще давно, но воплотить ее в жизнь подвигла обострившаяся политическая обстановка между странами.

До этого поезда РФ в южном направлении следовали в том числе через отдельный участок Луганской области (37 км), из-за чего им дважды приходилось пересекать украинскую границу, чтобы, к примеру, одолеть расстояние от Москвы до Адлера.

И вот уже весной 2015 года началось возведение данного ж/д полотна. А в сентябре главой правительства Дмитрием Медведевым был подписан документ о строительстве, в котором призвали обеспечить страну устойчивым и независимым движением в этом направлении. Премьер обязал возвести вокруг нового пути необходимую инфраструктуру, а также обеспечить дополнительные рабочие места в районах.


Источник фото: rbk.ru

7 августа 2017 года дорога наконец была достроена и заработала. Сначала запустили тестовое грузовое сообщение, после чего в конце осени открыли уже и движение поездов для пассажиров. И зимой все российские поезда по южному направлению были полностью переведены на эту ж/д ветку.

В итоге данный путь, полностью проходящий по территории России, составляет 137 километров. Известно, что ж/д полотно всего на 30 км длиннее предыдущего, а также соединяет Воронежскую и Ростовскую области. Согласно подсчетам, эта стройка обошлась РФ в 56 млрд рублей. Сейчас по дороге проходят 30 пар грузовых и 62 пары пассажирских поездов. Дополнительно в районах были построены новые станции, где останавливаются вагоны.

На Украине еще год назад также прокомментировали эту новость. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, Киев приветствует этот проект Москвы, и никаких последствий для их страны от этого якобы не будет.


Источник фото: news247.com.ua

Однако прошел уже год, как ж/д полотно исправно работает. И по словам сторонников этого проекта, данная дорога точно также, как и Крымский мост, была завершена раньше срока. Все это навело специалистов на мысль, что проект в текущем году будет иметь по-настоящему позитивный экономический эффект. Также считается, что это строительство тогда решало отдельные политические вопросы о безопасности и надежности перевозок людей и груза в существующих взаимоотношениях Киева и Москвы, которые пока продолжают ухудшаться.

В самой пресс-службе ОАО «РЖД» также высказались на эту тему. Там отметили, что компания удачно справилась с этим строительством, достойно выполнив поручение российского правительства.

Известно, что главная цель проекта заключалась в повышении безопасности перевозок, а также отказе от влияющего на них внешнего фактора в лице Украины. И действительно, теперь новая линия в южном направлении полностью лежит на российской территории, которая к тому же улучшила сообщения между районами внутри страны.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики (ИЭТиТП) НИУ ВШЭ и профессор факультета экономических наук Татьяна Кулакова отметила, что эта дорога полностью выполняет возложенную на нее задачу. В том числе облегчена задача и для самих пассажиров этих поездов, которым теперь не нужно дважды пересекать границу. Оценивая годовую работу линии, эксперт сделала вывод, что она оправдывает себя с точки зрения экономии и решения вопросов пользователей.


Источник фото: rbk.ru

А вот председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков считает, что данное ж/д полотно никогда не окупит своих затрат. Эксперт полагает, что здесь нужно больше искать не финансовую выгоду, а политические аспекты взаимоотношений двух сторон. Так как для РФ было с материальной точки зрения выгоднее использовать старую линию, однако выбор был сделан в большей степени из опоры на политику. По словам Янкова, единственным результатом этой стройки является то, что российские поезда в южном направлении теперь не попадают на территорию Украины. Также эта линия позволяет выше развивать скорость, что экономит время для перевозок.

По мнению гендиректора Института исследования проблем железнодорожного транспорта и ведущего эксперта отрасли Павла Иванкина, проект нельзя назвать коммерческим. Он также согласился с предыдущим специалистом, что его цель была в том, чтобы исключить движение по территории Украины.

Напомним, что вместе со всеми этими положительными комментариями в адрес строительства сопровождалось оно и негативными отзывами. К примеру, жаловались отдельные жители Ростовской области, находящейся на границе с Украиной, что из-за работы строительной техники на данной линии пострадали их местные дороги. Тем не менее, в этом году «РЖД уже перечислили этому региону два миллиарда рублей, чтобы модернизировать пострадавшие от строительства трассы.

В понедельник случилось давно ожидаемое событие: все грузовые и пассажирские поезда «Российской железной дороги», следующие в направлении Москва – Ростов-на-Дону и обратно, пошли в обход Украины по новой железнодорожной линии «Журавка – Миллерово» длиной в 137 километров. Эта дорога проложена по территории Воронежской и Ростовской областей на удалении 25 километров от украинской границы. Раньше российские поезда её дважды пересекали, проходя транзитом через короткий перегон «Гартмашевка – Зориновка» в Луганской области.

Киевские эксперты не оценили всех потерь

Движение по новой магистрали открыли ещё ранней осенью. В сентябре по ней пустили грузовые составы. В тот памятный день министр обороны Сергей Шойгу вручил 39-й бригаде железнодорожных войск, выполнившей основные работы на строительстве дороги, орден Жукова. Теперь магистраль окончательно введена в режим полноценной эксплуатации. По ней ежедневно идут 120 пассажирских и 30 грузовых поездов.

Комментируя событие, российские СМИ отметили, что построенная в обход Украины железная дорога «усилит независимость России и обеспечит безопасность перевозок». Кроме того, ожидается экономия на оплате украинского транзита и обслуживании перегона «Гартмашевка – Зориновка», взятого Россией в начале 1990-х годов в аренду на 49 лет. Это более $100 миллионов в год.

«Тю, – сказали украинские аналитики, больше похожие на пособников киевского режима, чем на ответственных экспертов, – этот перегон давно находится в зачахшем состоянии». Потом признали, что «потеря даже небольшого объема оплаты за транзит, а это около 70 млн. долларов, конечно, нежелательна».

Общее мнение киевского экспертного сообщества в интервью Deutsche Welle выразил руководитель Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «До начала российско-украинского конфликта здесь перевозили уголь, добытый в Донбассе и Ростовской области, – пояснил аналитик. – С 2014 года грузовое движение здесь резко сократилось, но некоторые предприниматели продолжали перевозки. Участок не был самым главным, его специфика была в том, что грузы частично шли по территории Украины, а теперь россияне будут ее объезжать».

Одним словом, «а нам и не жалко». Это внешнее безразличие, возможно, навеяно общим, достаточно плачевным, состоянием украинских дорог, объединённых под управлением главного государственного железнодорожного оператора – «Укрзализныцы». По официальным данным, сегодня 27 процентов от общей протяженности магистральных путей Украины эксплуатируется с просроченным капитальным ремонтом.

Неприглядную картину дополняет острая нехватка железнодорожной техники и её плохое состояние. «Укрзализныця» признаёт, например, что изношенность парка магистральных электровозов и тепловозов, электро- и дизель-поездов, грузовых и пассажирских вагонов превышает 80 процентов.

На этом безрадостном фоне потерю дохода с короткого периферийного перегона можно, как сказал Охрименко, не считать «огромной трагедией». Меж тем, на сайте министерства инфраструктуры Украины сообщается, что железнодорожный транспорт обеспечивает в стране 82 процента грузовых перевозок и до 50 процентов – пассажирских.

В свете этих данных видно, какую важную роль в экономике Украины играет «Укрзализныця». При этом своё будущее компания связывает с обслуживанием транзитных грузов из Азии в Европу и обратно. Оптимизм украинских железнодорожников вызван китайским проектом «Нового шёлкового пути». Потому что другие направления пока разочаровывают.

В постмайданный период транзитные грузовые перевозки через Украину резко снизились. Например, в прошлом году по территории страны проследовало транзитом на 30 процентов грузов меньше, чем в 2015-м. Экс-министр транспорта и связи Украины Евгений Червоненко оценил потери от сокращения транзита почти в 2 млрд. долларов.

Россия продлит магистраль вдоль украинской границы

Киев рассматривает свои планы на участие в «Новом шёлковом пути», как своеобразную компенсацию за потери, допущенные на российском направлении. Впрочем, на пути этих планов как минимум два препятствия. Одно из них – отношение к Украине самих китайцев. На днях в Киеве побывала делегация из Пекина, возглавляемая вице-премьером страны Ма Каем.

В местных СМИ стали взахлёб обсуждать перспективы украинского участия в китайских транзитных проектах. Рисовали транспортные коридоры, по которым товары из Поднебесной могут проследовать через Украину в Европу. Только вот Ма Кай приехал совсем по другому поводу – за деньгами.

Несколько лет назад Пекин оформил кредит в размере 3,6 миллиарда долларов в счет поставок украинского зерна. Межправительственным соглашением предусматривалось, что Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) в оплату кредита передаст Китаю более трёх миллионов тонн зерна (в том числе – 1,1 млн. тонн кукурузы, 1 млн. тонн пшеницы и около 1 млн. тонн ячменя).

Половину согласованного объёма зерна украинская сторона должна была отгрузить до конца октября 2014 года, остальную часть – через месяц. Осторожные китайцы перечислили украинцам только первый транш в 1,6 млрд. долларов. И были правы. К ноябрю Украина поставила Китаю только 65 тысяч тонн кукурузы и больше зерновыми поставками не заморачивалась.

У правительства Арсения Яценюка возникла другая тема. Оно ликвидировало ГПЗКУ и забрало на свой счёт находящиеся у него средства. В этих условиях китайцы не стали проплачивать второй транш кредита и потребовали назад остатки первого транша. Сменивший Яценюка во главе правительства Владимир Гройсман долг Украины перед Китаем признал, но объяснил китайским партнёрам, что возврат кредита «не входит в приоритетные вопросы руководства страны». Сегодня приоритет киевской власти «война с российским агрессором».

Китайцев объяснение Гройсмана не устроило. Они отправили в Киев вице-премьера Ма Кая, чтобы решить возникший спор в досудебном порядке. Не получилось. Теперь стало известно, что Китай направил в Лондонский международный арбитражный суд иск против Украины. Пекин хочет получить свои деньги обратно, плюс 6 процентов в год от суммы транша за пользование чужими деньгами и судебные издержки.

После такого скандала Украина вряд ли может рассчитывать на статус надёжного партнёра в китайских транзитных проектах. Тем более, что восточные транспортные коридоры для неё, похоже, совсем закрываются. РЖД объявила о своих перспективных планах на этом направлении.

Планируется продолжить строительство дороги от станции Журавка до Прохоровки, то есть, создать вдоль украинской границы отсекающую рокаду. Больше того, к 2025 году вдоль восточной границы Украины будет создана скоростная железнодорожная магистраль (направление Воронеж – Лиски – Ростов-на-Дону). Она соединит Центральную часть России с её Черноморским побережьем.

Похожий проект рисовали в своём воображении украинские СМИ. Им виделась транспортировка китайских грузов в обход России по так называемому Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Его украинцы романтически называли «Шелковый ветер».

Романтику увидели в двойной морской перевалке (через Каспий и Чёрное море) китайских грузов на маршруте Китай – Казахстан – Азербайджан – морские порты Грузии. Далее, по мысли киевских романтиков, грузы должны идти на Украину, а из неё через Беларусь в литовский порт Клайпеда на Балтике.

Серьёзные эксперты изначально усомнились в реалистичности такого маршрута ввиду дороговизны морской перевалки. Теперь к этому добавились ненадёжность Украины, как торгового партнёра, и конкурентные планы России с вариантами её транспортных маршрутов. Они заставили Киев нервничать.

Министр инфраструктуры страны Украины Владимир Омелян в эфире телеканала «112. Украина» заявил, что «Укрзализныця» с 2018 года может прекратить железнодорожное сообщение с Россией. Окончательное решение пока не принято. Вопрос прорабатывает государственный оператор железных дорог Украины – «Укрзализныця».

Министр прямо связал возможное сокращение сообщения с Россией с пуском железной дороги в обход Украины. Эта не первая подобная угроза. Комментаторы напомнили, что в мае нынешнего года Киев уже объявлял о прекращении железнодорожного сообщения с 1 июля из-за пассажирских перевозок России в зоне пресловутой Антитеррористической операции.

Гнев Киева вызвала электричка Таганрог – Донецк, «нарушающая суверенитет и территориальную целостность Украины». Потом посчитали пассажиропоток в Россию, денежные переводы украинских рабочих своим семьям на Украину и тихо замолчали тему вплоть до пуска новой приграничной магистрали.

Скорее всего, нынешние угрозы тоже останутся без последствий. Как ни крути, а прекращение сообщения с Россией превратит Украину в железнодорожный тупик Европы. Тупик этот окажется транспортным, экономическим, политическим и в чём-то моральным. Не случайно министр Омелян окончательное решение переложил на «Укрзализныцю». В кабинетах киевской власти пока не готовы взять на себя ответственность за полный транспортный разрыв с Россией.

Вчера было запущено рабочее движение поездов по новой железной дороге, которая построена в Ростовской и Воронежской областях, в обход украинской территории. В перспективе она станет частью новой скоростной магистрали от Москвы до Черноморского побережья.

Дорогу хотели строить еще до войны

Еще с царских времен времени поезда, идущие с юга в центральные регионы (в частности, из Ростовской области в Воронежскую), преодолевали 26-километровый участок по территории Луганской области. В начале XX столетия, когда строилась эта железная дорога, инженеры просто выбрали самый короткий путь, однако после распада СССР участок пути оказался на территории соседнего государства.

Поначалу никакой проблемы это не представляло: на Луганщине располагается крошечная железнодорожная станция Зориновка (где даже нет пункта пограничного контроля), которая относилась к РЖД.

Впрочем, о строительстве новой скоростной дороги в обход соседнего государства было объявлено еще до начала гражданской войны на Украине. Дело в том, что по данному направлению идет основной грузопоток из европейской части России в черноморские порты и обратно. Однако старая дорога с растущим потоком грузов и пассажиров не справлялась.

Строительство обхода было предусмотрено федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Причем, как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев , российская сторона не собиралась отказываться от эксплуатации существующего участка железной дороги через Украину.

Однако с началом гражданской войны на Донбассе необходимость в эксплуатации старой дороги окончательно исчезла. Строили новую двухпутную линию ударными темпами: в 2015 году в проект было инвестировано государством 7 млрд. рублей (из которых 5,5 млрд. рублей составили расходы на строительно-монтажную часть), в прошлом году — 18 миллиардов, а в нынешнем потратили уже 31 миллиард.

Чтобы объехать Украину, нужно 800 км

Поначалу в РЖД обещали, что эксплуатация нового участка железной дороги начнется в 2018 году. Но с задачей, выходит, справились на полгода раньше.

Строительством новой железной дороги занимались четыре бригады Железнодорожных войск Минобороны: 34-я из Рязани, 37-я из Волгограда, 39-я из Краснодарского края и 48-я из Омска. Это напомнило времена строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа), когда в Забайкалье и на Дальнем Востоке были переброшены со всего СССР два корпуса войск общей численностью более 40 тысяч военнослужащих.

На границе с Украиной работы также пришлось проделать титанические: трасса обходного участка проходит на расстоянии от 5 до 25 км от государственной границы, пассажирские поезда могут развивать здесь скорость до 160 км/час, а грузовые — до 90 км/час.

На новом участке (в Воронежской и Ростовской областях) построены шесть железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези. Также построен мост через реку Белая Калитва, два железнодорожных, четыре автодорожных и один пешеходный путепроводы в Воронежской области, а в Ростовской — два пешеходных, четыре автодорожных и один железнодорожный.

Новая линия «Миллерово — Жуковка» должна стать составной частью другой, более масштабной, железной дороги в обход украинской территории. Будет построена новая скоростная линия (электрифицированная, двухпутная) от Прохоровки, что в Белгородской области, до Жуковки, от которой и начинается «обводная» линия. Следующий этап — это строительство 350-километровой линии от Чертково до Шахт. Ну а конечным пунктом новой дороги станет Батайск в Ростовской области.

В настоящее время существующая железная дорога от Прохоровки следует через украинские города Харьков, Чугуев, Изюм и Луганск. Новая же дорога общей протяженностью 800 км пройдет вблизи семи российских населенных пунктов, ее открытие позволит сократить время в пути между Москвой и Адлером на четыре часа — с нынешних 24 до 20. Предполагается, что суммарные инвестиции в мегапроект составят почти 480 млрд. рублей.

«Обходные» дороги были и в Чечне

У «Российских железных дорог» уже есть опыт строительства дорог в обход «воюющих» территорий. Стоит напомнить, что в 1994 году Железнодорожные войска начали строить 78-километровую дорогу «Кизляр — Карлан-Юрт» в обход Чечни: она позволяла напрямую добираться из Астрахани в Махачкалу и далее в Закавказье. По тем временам стоимость строительства была гигантской — 1 триллион рублей (правда, неденоминированных).

Однако и важность новой дороги была огромной: чтобы можно было без опаски пропускать поезда с грузами на иранское направление. Несмотря на сложные рельефные условия, построили линию в рекордно короткие сроки, всего за 270 дней, и уже в 1997 году по ней начали курсировать поезда. В 1998 году по новой дороге перевезли 3 млн. тонн транзитных (экспортно-импортных) грузов, что позволило еще и значительно увеличить перевалку в Махачкалинском морском порту до 400 тысяч тонн.

Впрочем, после окончания Чеченской войны террористическая активность переместилась в Дагестан, и в уже 2003 году боевики взорвали полотно новой железной дороги. Подобных инцидентов потом, к счастью, не было…

Еще один крупный инфраструктурный проект РЖД связан со строительством обходных линий на западном направлении, чтобы укрепить транспортные связи Урала с восточными районами страны. Дело в том, что значительные части Средне-Сибирской и Южно-Сибирской железнодорожных магистралей (с ответвлениями) расположены на территории Казахстана.

Скажем, Средне-Сибирская магистраль (начинается от Троицка и выходит к Барнаулу) «разрывается» казахской территорией, проходя через Кустанай и Кокчетав, а Южно-Сибирская магистраль, соединяющая Карталы и Артышту (станция близ Кемерово) проходит через Акмолинск (станция Астаны) и Павлодар.

«Мощный стимул для Южного макрорегиона»

Каковы перспективы нового инфраструктурного проекта? Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашему постоянному эксперту по экономическим вопросам, основателю маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роману Алехину .

— Безусловно, на весь Южный макрорегион строительство железной дороги окажет положительное влияние. Во-первых, уже построены новые станции и подстанции. То есть создаются рабочие места. Плюс это послужит стимулом создать вокруг станций всю необходимую инфраструктуру.

Новые транспортные узлы традиционно становятся центром для привлечения инвестиций и строительства ряда дополнительных объектов. И само по себе строительство этой сопутствующей инфраструктуры может дать региону даже больше, чем уже готовая дорога.

Во-вторых, открытие направлений без пересечения с Украиной создает большие перспективы по перевозке грузов и увеличению пассажиропотока. Поэтому, как мне кажется, можно ожидать в ближайшее время улучшения экономических показателей Южного макрорегиона.

Поделиться