Устав о воинской повинности 1874 г значение. Военная реформа Александра II. О сроках службы в постоянных войсках и о запасе

(Извлечение)

Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повин­ности.

4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допус­кается.

5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополче­ния. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который выни­мается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого им жребия не под­лежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

И. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, ми­нул 21 год от роду.


12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предос­тавляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопреде­ляющихся, на основании правил, изложенных в главе ХП сего устава.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жре­бию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет дей­ствительной службы и 3 года в запасе.

20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в по­стоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от при­зывного (ст. И) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

ПСЗ, Собрание второе, т. ХЫХ, отделение первое, № 52983.

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ

К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА

И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ

(Извлечение) П. Правила о положении усиленной охраны

14. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обя­занности по сохранению государственного порядка и общественной безопасно­сти возлагаются на Генерал-Губернаторов, ... а в губерниях, им не подведомст­венных, - на Губернаторов и Градоначальников.

15. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:

а) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к пре­дупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасно­сти...



б) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взы­скания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей;

16. Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - Губернато­рам и Градоначальникам предоставляется также:

а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений...

б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;

в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышлен­ных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усилен­ной охраны; - и


г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.

17. От Генерал-Губернаторов, а в губерниях, им не подчиненных - от Ми­нистра Внутренних Дел, зависит: а) передавать на рассмотрение Военного Суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотрен­ных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и б) тре­бовать рассмотрения при закрытых"дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и наруше­нию порядка.

19. Утверждение всех приговоров Военного Суда, по делам сего рода, при­надлежит Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных, - Коман­дующим войсками, в военном округе расположенными...

ПСЗ, Собрание третье, т, 1, № 350.

ПО ПРОЕКТУ ПРАВИЛ О НАДЗОРЕ

ЗА ЗАВЕДЕНИЯМИ ФАБРИЧНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И О ВЗАИМНЫХ

ОТНОШЕНИЯХ ФАБРИКАНТОВ И РАБОЧИХ

И ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ЧИСЛА ЧЛЕНОВ

ФАБРИЧНОЙ ИНСПЕКЦИИ

(Извлечение)

Ш. ...2) За прекращение работ на фабрике или заводе по стачке между со­бою рабочих, с целью принуждения фабрикантов или заводчиков к возвыше­нию заработной платы или изменению других условий найма до истечения сро­ка последнего, виновные подвергаются:



подстрекавшие к начатию или продолжению стачки - заключению в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев, а прочие участники - заключению в тюрьме на время от двух до четырех месяцев.

Участники стачки, прекратившие таковую и приступившие к работам по первому требованию полицейской власти, от наказания освобождаются.

3) Участники стачки, причинившие повреждение или уничтожение заво­дского или фабричного имущества или имущества лиц, служащих на заводе или фабрике, буде содеянное ими не составляет более тяжкого преступления, подвергаются:

4) Участники стачки, принудившие других рабочих, посредством наси­лия или угроз, прекратить работу или не возобновлять прекращенную, буде учиненное ими насилие не составляет более тяжкого преступления, подверга­ются:


подстрекавшие к сим действиям или распоряжавшиеся толпою - тюремному заключению на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев, а прочие участники - тюремному заключению на время от четырех до восьми месяцев.

IV. ...1) За самовольный отказ от работы до истечения срока найма винов­ный в том фабричный или заводский рабочий подвергается аресту не свыше одного месяца.

2) За умышленное повреждение или истребление находящихся на фабрике или заводе сложных и ценных орудий производства, виновный в том рабочий, буде действие его не составляет более тяжкого преступления, подвергается аре­сту до трех месяцев.

Если же последствием такового повреждения или истребления будет оста­новка работ на фабрике, то виновный подвергается заключению в тюрьме на время от трех месяцев до одного года.

Александр II известен своими многочисленными реформами, затронувшими все стороны жизни российского общества. В 1874 году по поручению этого царя военный министр Дмитрий Милютин изменил систему призыва в отечественную армию. Формат всеобщей воинской повинности с некоторыми изменениями существовал в Советском Союзе и сохраняется и сегодня.

Военная реформа

Эпохальное для тогдашних жителей России введение всеобщей воинской повинности произошло в 1874 году. Состоялось оно в рамках масштабных реформ в армии, предпринятых в период правления императора Александра II. Этот царь взошел на престол в тот момент, когда Россия позорно проигрывала Крымскую войну, развязанную его отцом Николаем I. Александру пришлось заключить невыгодный мирный договор.

Однако настоящие последствия неудачи в очередной войне с Турцией проявились только через несколько лет. Новый царь решил разобраться в причинах фиаско. Они заключались в том числе и в устаревшей и неэффективной системе пополнения личного состава армии.

Недостатки рекрутской системы

До того как произошло введение всеобщей воинской повинности, в России существовала рекрутская повинность. Она была введена по в 1705 году. Важная особенность этой системы заключалась в том, что повинность распространялась не на граждан, а на общины, которые выбирали молодых мужчин, отправляемых в войско. При этом срок службы был пожизненным. Мещане, и ремесленники выбирали своих кандидатов посредством слепого жребия. Данная норма была закреплена законодательно в 1854 году.

Помещики, владевшие собственными крепостными, сами выбирали крестьян, для которых армия на всю жизнь становилась домом. Введение всеобщей воинской повинности избавило страну и от еще одной проблемы. Она заключалась в том, что юридически не существовало определенного Он колебался в зависимости от региона. В конце XVIII века срок службы сократили до 25 лет, но даже такие временные рамки отрывали людей от собственного хозяйства на слишком долгий период. Семья могла остаться без кормильца, а когда тот возвращался домой, он уже был фактически недееспособен. Таким образом, возникала не только демографическая, но и экономическая проблема.

Провозглашение реформы

Когда Александр Николаевич оценил все минусы существовавших порядков, он решил поручить введение всеобщей воинской повинности главе Военного министерства Дмитрию Алексеевичу Милютину. Тот прорабатывал новое законодательство несколько лет. Разработка реформы закончилась в 1873-м. 1 января 1874 года окончательно произошло введение всеобщей воинской повинности. Дата этого события стала знаковой для современников.

Рекрутская система отменялась. Теперь призыву подлежали все мужчины, которые достигли 21 года. Государство не делало исключений для сословий или чинов. Таким образом, реформа затронула и дворян. Инициатор введения всеобщей воинской повинности Александр II настаивал на том, что в новой армии не должно было быть привилегий.

Сроки службы

Основной теперь составлял 6 лет (на флоте - 7 лет). Также были изменены временные рамки пребывания в запасе. Теперь они равнялись 9 годам (на флоте - 3 годам). Кроме того, формировалось новое ополчение. В него на 40 лет попадали те мужчины, которые уже отслужили фактически и в запасе. Таким образом, государство получало четкую, регламентированную и прозрачную систему пополнения войска на любой случай. Теперь, если начинался кровопролитный конфликт, армия могла не беспокоиться о приливе в свои ряды свежих сил.

Если у семьи был единственный кормилец или единственный сын, он освобождался от обязанности идти служить. Также была предусмотрена гибкая система отсрочек (например, в случае низкого благосостояния и т. д.). Период службы сокращался в зависимости от того, какое образование было у призывника. Например, если мужчина уже отучился в университете, он мог пробыть в армии всего полтора года.

Отсрочки и освобождения

Какие еще особенности имело введение всеобщей воинской повинности в России? Кроме всего прочего появились отсрочки для призывников, у которых были проблемы со здоровьем. Если по своему физическому состоянию мужчина был не способен служить, его вообще освобождали от обязанности побывать в армии. Помимо этого исключение делали еще и для служителей церкви. Люди, имевшие специфические профессии (медицинские доктора, ученики в Академии художеств), сразу зачислялись в запас без фактического пребывания в армии.

Щекотливым был национальный вопрос. Так, например, представители коренных народов Средней Азии и Кавказа вообще не служили. В то же время такие льготы в 1874 году были отменены для лопарей и некоторых других северных национальностей. Постепенно эта система менялась. Уже в 1880-е годы на службу стали призываться инородцы Томской, Тобольской и а также Тургайской, Семипалатинской и Уральской областей.

Участки комплектования

Появились и другие новшества, которые ознаменовало введение всеобщей воинской повинности. Год реформы запомнился в армии тем, что теперь она стала комплектоваться согласно региональному ранжированию. Вся Российская империя была поделена на три крупных участка.

Первый из них был великорусским. Почему его так назвали? К нему отнесли территории, на которых проживало абсолютное русское большинство (выше 75 %). Объектами ранжирования стали уезды. Именно по их демографическим показателям власти решали, к какой группе отнести жителей. Второй участок включал земли, где также были малороссы (украинцы) и белорусы. Третья группа (инородческая) - это все остальные территории (в основном Кавказ, Дальний Восток).

Данная система была необходима для комплектования артиллерийских бригад и пехотных полков. Каждая такая стратегическая единица пополнялась жителям только одного участка. Делалось это для того, чтобы избежать в войсках межнациональной розни.

Реформа в системе подготовки военных кадров

Важно, что проведение военной реформы (введение всеобщей воинской повинности) сопровождалось и другими нововведениями. В частности, Александр II решил полностью изменить систему офицерского образования. Военно-учебные заведения жили по старым костным порядкам. В новых условиях всеобщего призыва они становились неэффективными и затратными.

Поэтому в этих учреждениях началась своя серьезная реформа. Ее главным проводником стал великий князь Михаил Николаевич (младший брат царя). Главные изменения можно отметить в нескольких тезисах. Во-первых, специальное воинское образование было окончательно отделено от общего. Во-вторых, был облегчен доступ к нему для мужчин, не принадлежавших к дворянскому сословию.

Новые военные образовательные учреждения

В 1862 году в России появились новые военные гимназии - средние учебные заведения, которые были аналогами гражданских реальных училищ. Еще через 14 лет были окончательно отменены все сословные цензы при поступлении в подобные учреждения.

В Санкт-Петербурге основали Александровскую академию, которая специализировалась на выпуске армейских и юридических кадров. К 1880 году количество военно-учебных заведений по всей России заметно увеличилось по сравнению с цифрами в начале правления царя-освободителя. Функционировало 6 академий, столько же училищ, 16 гимназий, 16 училищ для юнкеров и т. д.

Военная реформа 1874 г. (кратко)

Военная реформа 1874 г. (кратко)

Военная реформа была одной из главных в ряде важных новаторских реформ Александра Второго. В качестве основной предпосылки к её проведению стало поражение в Крымской войне. Данная правительственная неудача существенно подорвала доверие общества к правителю, обнажив все существующие недостатки в армии, такие как: недостаток человеческих ресурсов, хаос в управлении армией, несвоевременное оснащение, плохая подготовка кадров и пр.

При этом, армия, в качестве одного из самых необходимых стране институтов начала подвергаться изменениям ещё в пятидесятых годах, после войны. Но пик военной реформы был достигнут только в шестидесятых годах. Большая часть трансформаций была совершена российским военным министром Д. Милютиным.

Основной целью военной реформы было формирование армии, не требующей особых затрат на содержание и которая была бы в мирное время незначительной, однако могла бы мобилизоваться в период военных действий в короткий срок.

Так, важным событием рассматриваемой военной реформы становится выпуск Устава о воинской повинности и Манифеста от первого января 1874 года. Этот Манифест провозглашал переход к всеобщей военной повинности мужчин любого сословия, которые теперь обязаны были служить шесть лет. Откупиться от несения службы было невозможно, призывались все лица мужского пола, которым исполнилось более двадцати лет, что дало не только мобильную и более обширную в кадрах армию, но и стало для многих представителей низшего сословия «путёвкой» в лучшую жизнь.

Но и до принятия вышерассмотренных документов русская армия начала меняться изнутри. Так, в 1864 году, когда Россия была разделена на округи с местным самоуправлением, все они подчинялись общему военному министру. Это помогло избежать большинства сложностей управления военными и более организовать военную систему.

Кроме этого, для того чтобы улучшить мощь и качество армии происходит полное перевооружение. Все войска получают современное новое оружие. Также проводится реконструкция военных заводов, которые стали обеспечивать войско качественной техникой в больших количествах.

Нужно отметить, что и солдатская дисциплина претерпела изменения в ходе реформы. Например, были отменены физические наказания, а солдаты и офицеры становятся более образованными, благодаря новейшим принципам обучения. В стране то и дело появляются военные академии и училища.

Военно-судебная реформа 1867 г. Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания.Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: “Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….”. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода. Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.Подверглась коренным изменениям система военного управления , чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. “Положение о военно-окружных управлениях”. На основании этого “Положения” устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1 миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии.Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах. Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.Особое отношение было к пленным . Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.Наконец 1 января 1874 г . закон о воинской повинности был утвержден Александром 2. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.В “общих основаниях” сказано, что “защита отечества составляет священную обязанность каждого русского гражданина”.Нанимать за себя охотников или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.Установление обязательной воинской повинности , во-первых, возвысило звание воина, а во-вторых, привлекло в ряды армии значительное число лиц, принадлежавшим к высшим сословиям и вообще получивших образование, тогда как по действовавшим законам таковые лица прежде освобождались от рекрутской повинности.

“Милютин обратил дело защиты родины, - писал А. Ф. Кони, - из суровой тяготы для многих в высокий долг для всех и из единичного несчастья в общую обязанность”. Общий срок службы по новому закону устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, на флоте - 10 лет, из которых 7 приходилось на действительную службу и 3 года – в запасе. Лица, окончившие учебные заведения, могли поступать вольноопределяющимися на сокращенные сроки службы. Для имеющих высшее образование срок службы устанавливался в 6 месяцев (14 лет в запасе), для призывников с начальным образованием - 4 года (в запасе 11 лет). Допускались отсрочки до окончания образования и сокращение срока действительной службы. В 1876 г. срок действительной службы был сокращен до 5 лет, позже он неоднократно изменялся – то сокращался (до 3-4 лет), то увеличивался (до 5 лет). От военной службы освобождались только лица, имеющие физические недостатки. Льготы устанавливались также и по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалась замена и найм. В принципе обучения солдат предусматривалось, что сила государства не в одной численности войск, но и в нравственных и умственных качествах этого войска. В армии стали развивать солдат, обучать, возвышать нравственно. Были ограничены телесняе наказания и кулачная расправа. Новый закон имел большое значение и для повышения народного образования. В рескрипте Александра 2 , оценивавшем заслуги Д.А. Милютина, говорилось: “Проникнутый горячей заботливостью о пользе армии и общем благе государства, вы не смирились во внесенном вами в Государственный совет проекте к приумножению не только материальной, но преимущественно нравственной силы войска, а в то же время не упустил из виду необходимости ограждения других важных интересов: быта семейного, промышленности, торговле и искусстве, а в особенности просвещения во всех его степенях”. Новый закон оказал влияние и на состав армии, сделав ее более молодою, вследствие сокращения действительной службы, и однородною, по возрасту нижних чинов. Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв до 550 тыс. человек, необходимый для развертывания армии в военное время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в современную массовую армию. В государственное ополчение должны были зачисляться лица, не проходившее вовсе военной службы, а также и выслужившие положенное число леи (действительной службы и запаса). Предельный возраст пребывания в ополчении устанавливался в 40 лет. Позже он был увеличен до 40 лет. Вместе с тем закон не был до конца последователен . Значительная часть “инородческого” населения устранялась от воинской повинности (уроженцы Средней Азии, Казахстана, некоторые народности Крайнего Севера). Освобождались от призыва лица духовного звания, менониты, отдельные группы колонистов, деятели науки и искусства. Данные, показатели призыва в течение первых семи лет после принятия закона о всесословной воинской повинности, представлены в таблице. Из приведенных данных видно, что процент призываемых, получивших льготы по семейному положению, составлял в среднем 51,5%. Лица, освобожденные от службы по зачетным квитанциям, не насчитывали даже 0,01%. Следует заметить, что зачетные квитанции продавались правительством по числу вступивших в ряды армии охотников, а также выдавались как отдельным семьям так и обществам:1) за ратников, которые остались на военной службе или умерли, находясь в ополчении; 2) за сданных в рекруты сверх набора и т.д. Характерно, что с каждым годом увеличивалось число лиц, которым были предоставлены отсрочки по образованию.

Вопрос 38. Корректировка реформ в области суда и мсу в 80-90г 19в. Положение о мерах к охранению гос порядка и общественного спокойствия 1881г Положение о земских участковых начальниках 1889. Положение о губернских и уездных земских учр-ях 1890г. Городовое положение 1892г

КОНТРРЕФОРМЫ 1880-1890-Х ГГ. В 1871 г . дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в административном порядке. В 1872 г . наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей. В 1874 г . из ведения общих судов изымаются дела о "противозаконных сообществах" и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду. После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное "Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия", закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Еще в 1866 г . у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому. В 1887 г . суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело "деликатным", "конфиденциальным" или "секретным". В 1889г . вступает в действие "Положение о земских участковых "начальниках", разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем, вплоть до 1913 г., они исчезают вовсе. В уездах вместо мировых судей вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоупр, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.
Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным предводителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами. Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Земские начальники отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей.
В 1890 г. было пересмотрено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах в дворянской курии снижался имущественный ценз. Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - земских начальников, губернатора: губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно "не соответствовало общим государственным пользам и нуждам" либо "нарушало интересы местного населения".

Улучшить подготовку офицерских кадров

Перевооружить армию современным оружием

Улучшить систему военного управления

Ликвидировать отставание русской армии от западноевропейских

Создать армию, обладающую обученными резервами

Причиной введения этой реформы стало поражение Российской Империи в Крымской войне.

Основные положения реформы:

Учреждены 15 военных округов для улучшения управления армией

Расширена сеть военных учебных заведений для подготовки офицеров(академии, военные гимназии, юнкерские училища)

Вводились новые военные уставы

Проведены перевооружение армии и флота

Отмена телесных наказаний

А в 1874 году была отменена рекрутская система, вводилась всеобщая(всесословноя) воинская повинность

Устанавливались следующие сроки службы в армии: в пехоте - 6 лет, во флоте - 7, 9 лет в запасе,для окончивших уездные училища - 3 года, для окончивших гимназии 1.5 года, для окончивших вузы 6 месяцев, т. е. Срок службы зависел от образования.

Военная служба начиналась с 20 лет. На военную службу не призывались: единственный в семье сын, кормилец, духовенство, народы Севера, Ср. Азии, часть Кавказа и Сибири

Первая русская революция 1905-1907 гг.: ее предпосылки и основные этапы. Создание Советов как органов революционной власти.

Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест)

Законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12-18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Прежде всего, Манифест 17 октября 1905 года обозначил основные права и свободы человека и гражданина, которые были более подробно рассмотрены в
Своде основных государственных законов. Это был значимый шаг к развитию принципов конституционизма в стране.

Кроме того, в Манифесте нашли свое отражение основы государственного устройства, основы формирования и деятельности Государственной Думы и
Правительства, которые также получили свое развитие в Своде.

Свод, в свою очередь охватил более широкий круг вопросов. Кроме указанных вопросов, в данном нормативном правовом акте нашли свое отражение такие важнейшие вопросы, как вопрос о государственной власти, законодательной инициативе и законодательном процессе в целом, о положении данного Свода в законодательной системе, которая существовала в тот период, и многое другое.

Основные гос законы Российской Империи в редакции 23 апреля 1906г: форма правления, порядок законодательства, права и обязанности подданных

За несколько дней до открытия первой Думы, 23 апреля 1906 г., Николай II утвердил текст редакции Основных государственных законов Российской империи. Такая поспешность была связана со стремлением не допустить их обсуждения в Думе, дабы последняя не превратилась в Учредительное собрание. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

В первой главе основных законов раскрывалось существо «верховной самодержавной власти». До последнего момента Николай II сопротивлялся изъятию из текста положения о неограниченной власти монарха в России. В окончательной редакции статья об объеме царской власти была сформулирована следующим образом: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть...» Отныне российский император должен был делить законодательную власть с Думой и Государственным Советом. Однако прерогативы монарха остались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства» (только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы), он утверждал законы, назначал и увольнял высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождем российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство.

В девятой главе, устанавливавшей порядок принятия законов, определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государем Императором». Законопроекты, не принятые обеими палатами, считались отклоненными. Законопроекты, отклоненные одной из палат, могли быть вновь внесены на ее рассмотрение только с разрешения императора. Законопроекты, не утвержденные императором, могли быть вновь рассмотрены не ранее следующей сессии.

Основные государственные законы заложили основы новой политической системы, впоследствии получившей название третьеиюньской монархии.

Основные государственные законы 1906 г. являлись конституцией. Таковыми они рассматривались как представителями власти, так и либеральными историками государственного права.

Таким образом, можно сделать выводы, что в России установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Гос Дума

Система представительных учреждений вводилась в России рядом гос.актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая «Основными гос. законами»23 апреля 1906 г. По первоначальному проекту (6 августа 1905 г.) Гос-венная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение полит.ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ «Об изменении положения о выборах в Гос-венную думу», кот. значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Гос-венная Дума в период с 1905–1907 гг. являлась представительным органом власти, впервые ограничившим монархию в России.

Причинами формирования Думы явились: революция 1905–1907 гг., поднявшаяся после Кровавого воскресенья, и общее народное волнение в стране.

Порядок формирования и учреждение Думы устанавливались Манифестом об учреждении Гос. Думы от 6 августа 1905 г.

Гос-венная Дума должна была работать совместно с Советом министров. Совет министров был постоянно действующим высшим правительственным учреждением, возглавляемым председателем.

Совет министров возглавлял все ведомства по вопросам законод-ва и высшего гос. управ-я, т. е. он в некоторой степени ограничивал дея-сть Гос. Думы.

Основные принципы работы Гос. Думы:

1. свобода совести;

2. участие в выборах широких слоев населения;

3. обязательное утверждение Думой всех издаваемых законов.

Активным избирательным правом в Гос-венную Думу обладали все мужчины старше 25 лет (исключение – военнослужащие, студенты, поденные рабочие и кочевники).

Компетенция Думы по Учреждению: разработка законов, их обсуждение, утверждение бюджета страны. Все законопроекты, принятые Думой, должны были получить одобрение Сената, а позднее – императора. Дума не имела права рассма3вать вопросы, выходящие за рамки ее компетенции, например вопросы платежей по гос. долгам и кредитам Министерству двора, а также по гос. займам.

Срок полномочий Гос. Думы – 5 лет.

Гос-венная Дума была двухпалатной: верхняя палата – Гос. совет (его возглавляли председатель и вице-председатель, назначаемые императором ежегодно); нижняя палата – представители от населения.

В период 1905–1907 гг. было созвано 3 Думы различ. составов. I Дума просуществовала 72 дня. Она была наиболее либерально настроенной, т.к.ее созыв стал следствием революционного движения в России, в ней не было представителей от монархического движения.

После роспуска уже III Думы (когда народные восстания были подавлены царской армией) были внесены значительные изменения в законы о Гос. Думе, например:

2. ограничивалось число представителей от Польши, Кавказа и Средней Азии.

Поделиться