Главные личные качества для эффективного развития! Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества) Формирование позитивных личностных качеств у школьников

Изучая особенности характера определенного человека, можно выявить какие качества характеризуют личность. В основе их проявления выступают влияние индивидуального опыта, знаний, способностей и возможностей людей. Список биологических особенностей включает врожденные характеристики человека. Остальные качества личности приобретены в результате жизнедеятельности:

  • Социальность

Означает несводимость к индивидным, биологическим характеристикам людей, насыщенность социо-культурным содержанием.

  • Уникальность

Неповторимость и оригинальность внутреннего мира отдельного индивида, его независимость и невозможность отнести к тому или иному социальному или психологическому типу.

  • Трансцендентность

Готовность выйти за свои «пределы», постоянное самосовершенствование как способ бытия, вера в возможность развития и преодоления внешних и внутренних преград на пути к своей цели и, как следствие, незавершенность, противоречивость и проблемность.

  • Целостность и субъективность

Внутреннее единство и тождество (равенство самому себе) в любых жизненных ситуациях.

  • Активность и субъективность

Умение изменять себя самого и условия своего существования, независимость от окружающих условий, умение быть источником собственной активности, причиной поступков и признание ответственности за совершаемые дела.

  • Нравственность

Основа взаимодействия с окружающим миром, готовность относиться к другим людям как к высшей ценности, равноценной собственной, а не как к средству достижения целей.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к .

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого .

Структура индивидуальных качеств

Для более точного определения качества личности человека, следует выделить его биологическую структуру. Она состоит из 4 уровней:

  1. Темперамент, включающий характеристики генетической предрасположенности (нервной системы).
  2. Степень уникальных психических процессов, позволяющая определить личные качества человека. На получение результата влияет уровень индивидуального восприятия, воображения, проявления волевых признаков, чувств и внимания.
  3. Опыт людей, характеризующийся знаниями, способностями, возможностями и привычками.
  4. Показатели общественной направленности, включая отношение субъекта к внешней среде обитания. Развитие личностных качеств выступает направляющим и регулирующим фактором поведения – интересы и взгляды, убеждения и аттитюды (состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и ), моральные нормы.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Индивидуальные черты характера

Характер выступает совокупностью черт индивидуума, которые проявляются в разных типах деятельности, общения и отношений с людьми.Развитие личностных качеств формируется на фоне жизненных процессов и рода деятельности людей. Для более точной оценки характера людей следует детально изучить поведенческие факторы в конкретных обстоятельствах.

Разновидности характера:

  • циклоидный – переменчивость настроения;
  • гипертимная акцентуация заключается в высокой активности, недоведении дел до конца;
  • астенический – капризные и депрессивные личные качества;
  • сенситивный – робкая личность;
  • истероидный – задатки лидерства и тщеславия;
  • дистимный – сосредоточенная на негативной стороне текущих событий.

Индивидуальные способности людей

Индивидуальные психологические качества личности способствуют достижению успеха и совершенства в определенной деятельности. Они определяются общественной и исторической практикой личности, результатами взаимодействий биологически-психических показателей.

Существуют разные уровни способностей:

  1. одаренность;
  2. талант;
  3. гениальность.

Развитие алгоритма личностных качеств и способностей людей характеризуется умением научиться новому в умственной сфере. Специальные особенности проявляются в конкретном виде деятельности (музыкальной, художественной, педагогической и др.).

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе , составлении плана и учета последствий.

Человеческие чувства

Стойкое отношение людей к реальным или воображаемым объектам возникают и формируются на основе культурно-исторического уровня. Меняются лишь способы их проявления, исходя от исторических эпох. индивидуальны.

Мотивации личности

Мотивы и побуждения, способствующие активации действий, формируются из . Стимулирующие качества личности бывают осознанными и неосознанными.

Они проявляются в виде:

  • стремления к успеху;
  • избегания неприятностей;
  • получения власти и др.

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

  • самооценка. проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
  • оценка отношения индивидуума к социуму. Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
  • уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
  • выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
  • при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
  • наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
  • измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на

Формирование качеств личности - системные воспитательные воздействия, приводящие к нужному устойчивому поведению. Практически то же самое, что воспитание качеств личности. Например, воспитание ответственности , воспитание самостоятельности, воспитание взрослости ...

Нужно учесть, что, начиная с 80-х годов ХХ века в Советском Союзе и далее в России слово "формирование" попало, по сути, в список запретных слов как в педагогике, так и в психологии. "Формирование" стало считаться жестко привязанным к "субъект-объектному" подходу, исключающему внутреннюю активность личности, и поэтому подходом недопустимым. Разрешено и рекомендовано говорить о "развитии качеств личности", поскольку это более отражает "субъект-субъектный" подход, а именно предположение, что ребенок всегда сотрудничает со взрослым в деле своего роста и развития.

Что должно быть сформировано

Дети и взрослые начинают вести себя как нужно, как от них требуется, когда имеют для этого:

  • необходимый опыт, умения и навыки,

Учить, давать образцы, поддерживать. Особое внимание - возрасту максимальной восприимчивости.

  • нужное поведение для них стало привычным,

Для этого человек (ребенок) должен быть вовлечен в жизнь и дела, где происходит именно такое поведение. Иногда это может быть обеспечено психологическими методами, иногда - административными. Лучше, если это обеспечивается мягкими и гибкими методами, но по необходимости методы могут быть и силовыми, жесткими.

  • у них есть интерес или выгода вести себя так, как мы хотим,

Помогает убеждение, привлечение внимания к выгодам нужного нам поведения. А также создание ситуаций, когда такой интерес появляется.

  • у них есть соответствующие жизненные ценности: "Таким быть надо, таким быть хорошо".

Образцы и внушения

  • у них есть убеждение (верования), что в данной ситуации именно так и следует себя вести,

Образцы и внушения

  • у них личностная самоидентификация "Я - тот, для кого такое поведение естественно! У меня получается быть таким!"

Инициация

  • нужное поведение ребенка (взрослого) получает подкрепление и поддержку.

Общественное мнение и дрессировка

Доклад на тему «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях», может быть использован классным руководителем, учителем или при выступлении на МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»

МО СКО

Доклад на тему: «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях»

Подготовила

Учитель истории

и обществознания

Калиненко Ю.А.

2014г.

«Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях»

«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия

индивидуальностей в классе, есть личность,

Которой безразличны жизни её учеников»

Уильям А.Вард.

Человек – это саморазвивающая система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через своё сознание и свою душу. Главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить опыт старшего поколения, обогащать и развивать его.

Цель моей педагогической деятельности:

Формировать активное самостоятельное мышление у учащихся и развивать их индивидуальные способности.

В процессе педагогической деятельности решаю следующие задачи:

Создание условий для интеллектуальной активности учащихся;

Развитие внутренних мотиваций познания;

Выработка потребности к самообразованию;

Развитие воображения;

Формирование практических умений и навыков.

Слишком много учащихся страдают от различного рода умственных заболеваний, это вызывает у них ряд неудач. Неудача только одного типа – заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, отсутствие чувства собственной значимости на каком – либо этапе обучения несёт вероятность того, что успеваемость ребёнка резко падает. Поэтому, мне необходимо было создать такие условия, при которых все дети учились бы успешно на столько, нас колько они это могут.

На психологическом уровне исключение жестких внешних требований достигается путём обеспечения свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны учителя, так и со стороны детей, а также посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи за счёт изменения оценочной деятельности учителя и учащихся.

Решение основных задач, связанных с процессуальным и внутренним изменением в учебном процессе, вижу в следующем:

1. Активное включение самого ученика в поисковую учебно – познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации.

2. Организация совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности.

3. Обеспечение диалогического общения не только между учителем и учеником, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Наша школа небольшая, поэтому в одном классном коллективе представлены все категории обучающихся:

1. Учащиеся, составляющие большинство, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

2. Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени.

3. Способные, которым по силам то, с чем не могут справиться все остальные.

Поэтому на уроках создаю такую ситуацию для учащихся, чтобы они охотно включались в деятельность, так как чем выше мотивация, тем интенсивнее деятельность школьников. С целью повышения значимости отдельных видов учебной деятельности, практикую оформление лучших творческих работ, рефератов, дополнительных заданий. Всё это позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности, специфическим особенностям каждого учащегося. К примеру на уроке в 6 Г классе проводилась работа на лучшее изображение рыцарского сооружения, в качестве закрепляющего момента. Дети очень активно работали.

Весь процесс обучения представлен тремя этапами: первый – учитель обучает всех учащихся; второй – учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса; третий – самостоятельная работа учащихся, которая предполагает обучение по принципу «ученик – ученик, «ученик – группа учеников». То есть на отдельных этапах урока я стараюсь предоставить ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, вступать в спор, дополнять, исправлять, оценивать друг друга.

Такую работу необходимо проводить с пятиклассниками в адаптационный период. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Работа в парах формирует у учеников умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности.

Коллективная познавательная деятельность предполагает соотношение: «Учитель – коллектив – ученик». В процессе коллективной работы на уроке можно лучше узнать как тех учеников, которые увлекаются предметом, так и тех, у кого этот предмет вызывает затруднения. Из коллективных форм работы я использую групповую работу на уроке.

При фронтальной организации работы на уроке каждый ученик попадает под непосредственный контроль учителя на 2-3 минуты. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является работа в группах. Во - первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвёртых, только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

Наиболее сильные учатся формулировать вопросы, овладевая новыми умственными операциями, а слабые чаще дают осмысленные ответы на вопросы. У меня на уроке группы сформированы по 3-4 человека. Групповую работу использую в различных звеньях учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении, повторении и при проверке знаний.

На уроке «СБО» в 7В классе по теме «Режим дня» была проведена проектная работа по группам под названием «Здоровый образ жизни».

Задания для 1-й группы:

1. С помощью таблиц составьте режим учебного и режим выходного дней.

2. Подсчитайте, сколько времени ученик должен спать и находиться на воздухе.

3. Сколько раз в день ребёнок должен питаться?

4. На основе этого скажите, какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым?

Задания для 2-й группы:

1. Найдите в словаре, что обозначают слова личная гигиена .

2. Разделите предметы гигиены на группы.

3. Сформулируйте правила личной гигиены. Нарисуйте к ним знаки.

Задания для 3-й группы:

1. Разложите рисунки на группы: растительного происхождения, животного происхождения. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

2. Откройте конверт «Витамины». Внимательно прочитайте статью. Составьте таблицы о витаминах. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

3. Откройте конверт «Добавки». Внимательно прочитайте статью. Выделите в одну группу этикетки, на которых указано содержание добавки. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

После отчетов каждой группы составляется «Дерево здоровья» и делается вывод. Если кто-то и сомневался в необходимости вести здоровый образ жизни, то после задорных призывов ни у кого не осталось сомнений. У нас получился иллюстрированный и полезный проект благодаря дружной работе в группах.

В своей работе выделяю пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

Работа в парах;

Групповая работа (на принципах дифференциации);

Межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели);

Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.

Эти формы в моей педагогической деятельности позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Мой опыт показал, что коллективный поиск увлекает большинство учащихся, уменьшает число равнодушных, делает для них процесс обучения более интересным, содержательным, насыщенным. Уже после нескольких занятий организованных по группам наблюдается возросшая активность учащихся в обсуждении нового материала, в выработке собственных суждений, в организации диалога, в межгрупповой дискуссии. Такое обучение обеспечивает повышение активности учащихся в процессе обучения, более гибкую структуру организации учебных занятий с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

В своей работе использую следующие подходы при организации групповой самостоятельной деятельности учащихся:

Ученик должен быть заинтересован в её выполнении, что поддерживается ясностью задачи и осознанием важности её выполнения;

Руководство и помощь индивидуально и группам;

Уровень трудности гарантирует высокий уровень успеха;

Краткие периоды обучения, основанные на смене видов деятельности, устанавливаемых учителем;

Любая работа учащихся должна быть проверена, ошибки исправлены, а результаты оценены.

Обязательно в своей деятельности использую приёмы поощрения учащихся такие как:

Поощряю достижение определённых результатов;

Сообщаю учащимся о значимости достигнутых результатов;

Делаю сравнение прошлых и настоящих достижений учащихся;

Связываю доступное с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть;

Проявляю заинтересованность в любых успехах учащихся.

Поощрения стимулируют учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимся как одобрение.

Преимущество такой системы обучения я вижу в следующем:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

Каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;

Обсуждение одной информации с несколькими учащимися увеличивает число ассоциативных связей, обеспечивает более прочное усвоение.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

В 8Г классе детям тяжело дается групповая деятельность, в этом классе я чаще всего применяю индивидуальную работу. Качакаев Руслан очень любит выходить к доске, пример на доске написаны словарные слова из прошлой темы нкжно вставить пропущенные буквы или записать определение полностью. Халялян Хдр больше предпочитает читать, ему дается задание найди ошибки в тексте, познакомь с биографией и т.д. Игнатов Ярослав любит рисовать.

Одно из составляющих результативной деятельности учащихся и учителя контроль усвоения, посредством которого определяется полнота и качество выполнения ориентированных, исполнительских действий. В ходе контрольной проверки у учащихся есть возможность сопоставить свою работу с требованием учителя, выяснить недочёты, внести коррективы в свою подготовку.

Контроль усвоения и закрепления знаний и внесения корректив в подготовку учащихся провожу при помощи:

Устного опроса;

Контрольных и срезовых работ;

Тестового контроля;

Взаимопроверки и самопроверки.

Особое внимание в классах СКО я отвожу домашнему заданию, стараюсь давать индивидуальное домашнее задание. Так например в 9 Г классе по тем е пища дети должны были отследить и записать свой суточный рацион, на уроке же мы разбирали, кто из учащихся питается правильнее всех. Выяснилось много ошибок, так же мы разбирали режим дня и тему экономика.

Считаю, что коллективная деятельность учащихся на уроке в различных её проявлениях способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка любого возраста.

Как в учебной работе, так и во внеклассной деятельности стараюсь разнообразить формы работы с учащимися. Провожу праздники, конкурсы, беседы, часы общения. Что позволяет мне с ребятами лучше узнать друг друга, сдружиться, раскрыть свои способности. Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В 9 Г классе проводились игры по ПДД, по пожарной безопасности, по здоровому образу жизни. Детям очень нравится решать ребусы, отгадывать различные загадки. Игра сплочает детей увлекает их урока.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

ВЫВОД

Развитие личностных качеств в педагогике имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, развитие школьника – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Таким образом, проанализировав выше сказанное, можно сказать, что индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренней дифференциации” и "индивидуализации” по существу тождественны и работают на развитие личности учащегося.


Именно эффективность развития Личности – во многом определяет Всё, чего человек способен достичь в своей Жизни! Посудите сами, если человек непрерывно совершенствуется, если постоянно растёт его сила разума, духа, воли, чувств, то для него, рано или поздно, будет достижима абсолютно любая вершина. Потому что он своим развитием, когда-то станет соответствовать ей.

Не может достичь того, чему он не соответствует по своему уровню: по знаниям, по силе, по своим личным качествам, по масштабности мышления, по развитым талантам и навыкам и т.д. Например , обычный продавец-исполнитель, который обучен только хорошо считать и обслуживать покупателей – сразу не сможет руководить магазином, эффективно организовывать процесс, управлять людьми, вести договора и мн.др. Ему для этого нужно вырасти, и вырасти, прежде всего, как личность, как лидер! А рост – это рост личных качеств и талантов человека, его знаний и способностей. Для руководства магазином (управления бизнесом) нужны организаторские таланты и качества, навыки влияния на людей и управления ими, умение держать в голове и вести множество дел и процессов одновременно. Одним словом, нужно знать и уметь на много больше, чем знает и умеет обычный продавец, даже самый лучший продавец.

Другими словами , обычному продавцу, чтобы стать владельцем магазина – нужно стать другим человеком, иной, более сильной и развитой личностью, с намного бо льшим набором качеств и способностей, и иным взглядом на жизнь! И это будет уже птица совершенно другого полёта (другой уровень)!

Если вы хотите достичь какую-то очень высокую цель (например, стать Президентом или Миллиардером) – вам нужно вырасти до уровня этой цели! То есть, этой цели достигнет уже другой по своей силе человек, кем вы станете в процессе своего развития!

Как быстро вы сможете достичь своей заветной Цели? Зависит от того, на сколько быстро вы развиваетесь как ! А от чего, от каких качеств зависит скорость вашего развития? Есть первоочередные качества определяющие рост человека, а соответственно и его успешность по жизни! Мы рассмотрим их в ниже приведённой статье, которая была взята из открытых источников Интернета.

ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ,

или во что верят люди?

Несмотря на то, что для подготовки спортсменов при­ме­няются последние достижения науки и техники, они все же не способны показать результаты, доступные пред­ставите­лям эзотерических систем (например, Шри Чинмой одной рукой поднимает две тонны). Принципиальными от­личиями подготовки последних являются: целенаправлен­ное форми­рование личных качеств, использование энерге­тических тех­ник (самовнушение, медитация) в неразрыв­ной связи с фи­лософской подготовкой, то есть с разви­тием мышления, что и рассматривается в данной статье.

1. Привыч­ное мышление

Основой привычного мышления, свойственного большей части лю­дей, является слабость (неспособ­ность к чему-либо) в ее различных проявлениях и отсутствие стрем­­ления от этой слабости избавить­ся. Держится она, в первую очередь, на трех «китах»: безответственно­сти, неадекватной самооценке и закрытости к познанию, которые нам передают сначала родители, затем улица, школа и т.д. в соот­ветствии с действующими в обще­стве стереотипами.

Попробуем изучить этих «китов» подробнее

– соот­ветствует неспособности или неже­ланию человека отвечать, прежде всего, за свои проявления (эмоции, состояния, способности и т.п.), судь­бу и происходящие события. Она задается пассивным отношением к жизни, чему наше общество весьма способствует незнанием или непо­ниманием духовных и социальных законов, техник самоизменения и, в конечном итоге, блокирует одну из основных составляющих созна­ния человека – его волю.

Неадекватная самооценка – чаще всего задается неправиль­ным воспитанием или отношением других, что может или подорвать веру человека в себя (тип «Ничто­жество» – «У меня ничего не по­лучится») или наоборот, поставить его выше окружающих (тип «Гор­дыня» – «Я всегда прав, Я совер­шенен»). В обоих случаях у чело­века формируется искаженное восприятие себя и реакций на себя окружающего мира, что соответ­ствует блокировке второй основ­ной составляющей сознания – духовности.

Закрытость к познанию – со­ответствует неспособности или нежеланию человека думать над тем, что может изменить его внут­ренний мир (представления, каче­ства и т.д.), даже если эти пред­ставления и качества заставляют его страдать, деградировать и ли­шают желаемого. В основе этого чаще всего лежит догматизм (дол­жно быть только так) и система мо­тивации, обвиняющая людей и мир в «несовершенстве» (несоответ­ствию представлениям), что блоки­рует последнюю составляющую сознания – интеллект.

Если у человека хотя бы одно из этих качеств отсутствует, то у него есть шанс стать на путь раз­вития. Как правило, это происходит с помощью , ее воздействия на незаблокированную часть со­знания: постановка в ситуацию выживания (активизация воли, на­пример, П.Брег), вход в тупик раз­вития (активизация , пе­реоценка себя и своей жизни), столкновение с непознанным (включение интеллекта). Одновре­менное же присутствие у человека всех указанных качеств практичес­ки полностью лишают его возмож­ности развития в данной жизни.

2. Эзотерическое мышление

Первое, что необходимо сделать для получения возможности изме­нять себя и свою жизнь, это при­знать, что состояния слабости, бед­ности и отсутствия счастья являются ненормальными для че­ловека, что он страдает там, где заблуждается или не имеет соот­вет­ствующей силы, чтобы спра­виться с той или иной проблемой. Следующий шаг – избавление от привычного мышления, то есть це­лена­прав­ленное формирование качеств, определяющих способности к развитию.

– первая ос­новная характеристика эзотери­ческого мышления, которая распро­страняется на все сферы жизни человека и включает в максималь­но возможный режим работы его волю (внутренний источник энер­гии преобразования и деятельно­сти). Взятие на себя ответствен­ности за свои проявления и свою судьбу является поворотным со­бытием в жизни человека, в же этому соответствует подключение к нему сил, отвечаю­щих за реализацию на Земле по­ставленных целей.

Динамическая самооценка – такое восприятие себя, которое мак­симально активизирует стремление человека к развитию и в то же вре­мя делает его устойчивым к различ­ным оценкам окружающих. Форми­рование данной самооценки сводимо к понятию следующей уни­версальной формулы: «У меня есть множество недостатков и досто­инств, но основное, что вселяет в меня уверенность, – стремление к совершенству, постоянная работа над собой, избавление от всех не­достатков и усиление достоинств».

Открытость к познанию – спо­собность непредвзятого восприя­тия и понимания преобразующей человека информации. Это, в пер­вую очередь, относится к критике (ее разумное использование по­зволяет осознать уже проявленные недостатки и избавиться от них) и следованию выбранному пути развития (во многих случаях че­ловек должен идти через доверие к Учителю, несмотря на то, что его слова могут противоречить обще­при­ня­тыми представлениям).

Пройти этот первый этап пе­рестройки мышления наиболее сложно, так как приходится пре­одолевать множество внутренних преград, остальные же этапы при правильном подходе к обучению логически следуют друг из дру­га, поэтому на них уже перехо­дить легче. Этап второй – про­хождение третьего уровня раз­вития, предполагает целенаправленную наработку личных ка­честв через медитацию и дея­тельность. На следующих же этапах человек становится искусным «программистом» с помощью своих мыслей-программ, форми­рующих идеальное сознание.

3. Эзотерическое отношение к жизни

Жизнь для человека, вставшего на путь развития, перестает быть обязанностью и превращается в удивительную возможность для вы­полнения массы интереснейших дел. Во-первых, это саморазвитие, раскрытие в себе новых способно­стей, тайн подсознания и т.д., во-вторых, исправление своей кармы (искупление прошлых грехов и заблуждений), формирование будущей судьбы (совершение достойных поступков) и многое другое.

При этом человек учится, как довольствоваться малым и как до­стигать максимума во всех своих проявлениях: учиться жить, ставить и реализовывать достойные цели, не боясь потерять все в один миг. Одно из ключевых отличий чело­века, идущего по этому пути, – доминирование духовных ценнос­тей над материальными, когда по­нятие чести становится не пустым звуком, а одним из краеугольных камней его личности.

Честь – внутреннее требование человека к себе по соблюдению определенного кодекса чести, при­нятого в той или иной системе. Эти кодексы могут сильно различать­ся, но чаще всего в их основе ле­жат два основных правила:

1. Необходимость собственно­го безупречного поведения, не за­девающего чести и достоинства других, внимательность к ближним.

2. Необходимость защищать честь свою и своих близких, не ос­тавлять ни одно из оскорблений или унижений безнаказанным.

Правда, если для воина или ари­стократа защита чести может вы­ражаться в виде поединка, то для эзотерического человека это чаще проходит иначе, так как у него есть возможность пользоваться знания­ми о невидимом мире. То есть, по­единок может состояться, но в астральном мире, где в распоряжении человека магия, покровительство сил Света и т.д., основное, чтобы справедливость восторжествовала, и зло не оставалось безнаказанным.

Человек с полностью сформи­ро­ванным мышлением лишен стра­ха, он верит, что если его поведе­ние без­у­пречно, то он находится под по­кровительством Абсолюта, если же Бог посылает ему испы­тания, то он все их готов принять. Кроме этого он верит и имеет воз­можность пра­ктически проверить бессмертие своей души, войти в тонкий мир и по­общаться с давно ушедшими людь­ми, по истории их воплощений изучить законы судь­бы и многое другое.

4. Основные принципы энергетического развития

Эзотерика предоставляет челове­ку огромные, пока еще не изученные наукой возможности, но разобрать­ся самостоятельно в массе различ­ных рекомендаций, в том чи­сле по раскрытию энергетических спо­соб­ностей, довольно сложно. Поэтому из всех этих рекомендаций выделим основные, определяющие эффектив­ность развития человека, нарушение которых сводит почти все усилия на нет. Эти же принципы позволяют оценивать эффективность эзотери­ческих систем развития.

Принцип 1. В основе энергети­ческого развития (раскрытие эк­страсенсорных способностей, обуче­ние управлению своими энергиями и системами, усиление тела через са­мовнушение и медитацию и т.п.) – лежит накопление энергии (увели­чение ее объема, улучшение каче­ства). Накопление энергии – мно­голетняя цель, одна из основных в развитии, которая реализуется че­рез целенаправленный набор энергии, сохранение последней и ее рациональное использование.

Принцип 2. Набор энергии должен быть регулярным и комплексным (на все составляющие человека). При этом физические упражнения заряжают преиму­ще­ст­венно физическое тело, медитация – преимущественно тонкие тела, самовнушение – преимущественно чакры (созна­ние). Набор энергии только на какую-либо одну из составляющих человека вначале может дать определенные результаты, но затем, исчерпав свой резерв, блокирует дальнейшее развитие.

Принцип 3. Сохранение энергии должно быть постоянным в тече­ние дня, что достигается через раз­витие самоконтроля и способнос­тей управления своим состоянием (в классической йоге этому соот­ветствует Нияма, в религиях – жи­знь с любовью в сердце). На на­чальных ступенях развития человек свои состояния практически не воспринимает, в то время как на последующих ступенях оно приоб­ре­тает огромную ценность (негативное состояние – потеря энер­гии, позитивное – ее сохранение и автоматический набор).

Принцип 4. Рациональное ис­пользование энергии предполага­ет умение ее вкладывать (в дела, общение и т.п.) таким образом, что­бы она приносила максимальную отдачу (достижение целей, разви­тие отношений). Это достигается рациональной организацией жиз­ни (ритм, полное использование своего потенциала, отсутствие пе­регрузок) и освоением психологии (с кем и каким образом общаться, чтобы это приносило радость, при­ток позитивных энергий, а не наобо­рот – их отток).

Итак, если у вас проснулся инте­рес к эзотерическим знаниям, и вы хотите их практически реализовать в себе, то желательно запомнить следующие основные правила:

1. Путь развития далеко не все­гда усыпан розами, к вершинам доходят лишь немногие, наиболее устремленные, поэтому никогда не отчаивайтесь и не падайте ду­хом – только в этом случае любые цели станут доступными.

2. Прежде чем приступить к изучению эзотерической теории, а тем более к ее практике, убедитесь, что внутренне вы к этому готовы, то есть взяли на себя ответственность за свои проявления и свою судьбу, выставили динамичную са­мооценку и открылись к познанию, к изменению себя.

3. Развиваться в какой-либо системе в большинстве случаев эффективнее, чем двигаться вперед самому, поэтому из всех доступных систем выберите ту, которая даст максимальные возможности или создайте свою.

«Формирование личностных качеств обучающихся в процессе освоения программы «Бисерное разноцветие»

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

В творческом объединении «Бисероплетение» реализуется образовательная программа Шикуновой Елены Владимировны «Бисерное разноцветие», рассчитанная на возраст детей 7-11 лет (младший школьный возраст).

В творческом объединении происходит социализация младших школьников - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей. Проблема приобщения к социальному миру была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Целью социализации в процессе образовательной деятельности является развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении (в группах занимаются разновозрастные дети), осознание самоценности собственной личности и других людей, умение выражать чувства и отношение к детскому коллективу, педагогу в соответствии с культурными традициями общества.

Специфическим для младших школьников является то, что включение их в учение и трудовую деятельность формирует осознание своих общественных обязанностей, выполнение поставленной педагогом цели, качественная подготовка к занятию, расширение кругозора за счет самостоятельной познавательной деятельности в сети Интернет, изучения литературы, формирование интереса и стремления к участию в жизни творческого объединения.

Социальная деятельность расширяет представление ребенка об обществе, приводит к развитию социальной компетенции и, как следствие, формированию личностных качеств обучающихся. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Его отношение с окружающими людьми тоже начинает соотноситься с этими требованиями - ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Поэтому, развитие социальной компетентности младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы.

Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна, город) и узким (семья, школа, творческое объединение) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Работа по сплочению детского коллектива, привлечение детей к выработке правил взаимодействия, обсуждение с детьми различных ситуаций взаимодействия и поведения хорошо вплетается в канву занятий бисероплетением. Для этого организуется работа в парах, в микрогруппах, где предоставляется возможность самовыразиться каждому ребенку, лучше узнать друг друга, выстроить конструктивные отношения. Ежегодные посещения выставочных залов, экскурсии, выходы в музей, совместные праздники «Рождественские посиделки», «Святая Пасха», «День Матери» способствуют установлению теплых, дружеских отношений в моем творческом объединении. При этом формируются такие личностные качества, как толерантность, эмпатия, дружелюбие. Ознакомление со способами и правилами поведения осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения, информирования, разбора конкретных ситуаций на занятиях и т. д.

Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.

Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально – значимой деятельности. Нужно дать понять ребенку, что конечный результат его деятельности, готовый продукт важен и нужен обществу (подарок, предметы быта, аксессуары, игрушки), то есть чем окружающие могут воспользоваться. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально младший школьник ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. Мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия ребенка направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности. Ожидание негативных последствий (порицания, насмешки, неудачно выполненной работы) становится определяющим в его поведении. Еще ничего не сделав, ребенок боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха. С этой целью на занятиях используются задания разного уровня сложности. Ребятам, быстрее других выполняющих задание, предлагаются более сложные схемы, тем же, кто затрудняется в процессе занятия, предоставляются задания простые. Таким способом достигается желаемый результат каждого ребенка.

Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учиться управлять ими. Это развивает способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции.

В-третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к самому себе и к окружающим, он становиться способным к адекватной самооценке. Самооценка относиться к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для младшего школьника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.

Осуществляется диагностика учебно-воспитательного процесса: анкетирование, опросы, тестирование, анализ творческих работ. В результате тестирования выявлено, что 80 % детей относятся к занятиям положительно, 17 % испытывают тревожность (это дети с синдромом гиперактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, при работе с ними возникает необходимость сначала успокоить ребят при помощи дыхательных упражнений, психологических расслабляющих тренингов), 3 % настроены негативно. Это учащиеся группы продленного дня, которым не нравится заниматься бисероплетением. Таким ребятам предлагаются варианты работ из других материалов: фетра, бумаги, фоамирана.

В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. Научаясь отличать свое мнение от мнения других людей, младшие школьники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия. Он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях. На моих занятиях этому способствуют психофизические игры: «Подари тепло другу», «Волшебная сила улыбки», «Необычный сундучок».

Следовательно, в младшем школьном возрасте формируются такие личностные качества как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, (умение определять эмоциональные состояния других людей), способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях, (умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций).

Формирование личностных качеств всегда предполагает адаптацию к социуму (приспособление себя к окружающим условиям, обстоятельствам) и самоопределение в социуме (это активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг). Социальный опыт ребёнка младшего школьного возраста – это многоуровневое единство познавательного, ценностного, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности.

Младшие школьники ещё не способны самостоятельно участвовать в реальной жизни общества. Понятия «учебный опыт» и «социальный опыт» различный Учебный опыт складывается непосредственно в учебной деятельности, он похож у детей одного класса. Социальный опыт отражает развитие личностных качеств конкретного ребёнка: присвоение им способов деятельности и общения, освоение социальных ролей, принятие нормативных ценностей, наличие представлений о себе как личности. Этот опыт влияет на формирование его желаний и интересов, направляет и сдерживает его активность. Если у ребёнка нет опыта творческих усилий в своей жизни, он не сможет раскрыться в общении, познании, практической деятельности.

Процесс воспитания в образовании непрерывен, но потенциал дополнительного образования очень высок. Именно дополнительное образование в силу своих сущностных и видовых особенностей обладает необходимым потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими результатами по организации образовательной деятельности в направлении персонификации образования, создания условий для свободного индивидуального выбора, развития мотивации.

Современные дети почти всю информацию о жизни получают посредством телевизора или компьютера, а не из событий и реальных встреч. В таком общении с жизнью нет собственного выбора, волевого усилия, мало оценки и почти полностью отсутствует сопереживание. В этих условиях нужно специально создавать ситуации, которые ребёнок воспринимал бы как яркое запоминающееся событие. Скромная по форме беседа может стать событием из-за переживания неповторимости момента единения с другими людьми, с их творчеством, с природой. Нравственное развитие младших школьников отличается своеобразием. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. Для развития нравственного сознания ребят и обогащения их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения используется коллективно-творческая деятельность: создание совместных панно «Дерево Дружбы», «Кто живет на лужайке?», которое позволяет детям почувствовать ответственность за своего товарища, оказать или попросить помощи, порадоваться результату совместных усилий.

Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении. Уровнем социального развития школьника могут служить качества, характеризующие меру его готовности к жизни в обществе: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость. дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному. Потенциал бисероплетения для такого развития неисчерпаем.

Радость, которую испытывает ребенок, научившийся создавать прекрасное своими руками, способствует формированию духовного мира и эстетического вкуса. Занятия бисероплетением помогают детям раскрыться, сделать увлекательным их досуг, объединить одним интересным делом и развивать свою индивидуальность.

Поделиться