Главные особенности китайской политики реформ и открытости. Реформы в китае Рыночные реформы дэн сяопина

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.

ПЕКИН, 18 дек - РИА Новости, Мария Чаплыгина. Китай в четверг отмечает 30-летие начала политики реформ и открытости, которая возвела Поднебесную на первое место среди развивающихся стран и сделала одной из мощнейших держав современности; в условиях глобального финансового кризиса на Китай рассчитывают ведущие мировые экономики.

Историческое решение о начале политики реформ и открытости было провозглашено в КНР на открывшемся 18 декабря 1978 года пленуме ЦК Компартии Китая 11-го созыва. На этом четырехдневном форуме высшее руководство страны под руководством идеолога или, как принято называть его в Китае, архитектора реформ Дэн Сяопина, решило сменить прерогативы государственной политики: модернизация и экономическое развитие должны были прийти на смену теории "продолжения революции при диктатуре пролетариата" и политической установки на ведение "классовой борьбы".

В четверг утром в Пекине ведущие СМИ Китая начнут трансляцию торжественного заседания с участием главных лиц страны, посвященного началам реформ. Задолго до юбилейного дня по всей стране шли тематические выставки, выпускались памятные монеты и медали, эксперты давали высокие оценки достижениям реформ.

"Практике нет конца, история предвещает будущее. Встав на новый исторический старт, при динамично меняющейся ситуации в мире путь развития Китая не будет гладким. Под великим знаменем социализма с китайской спецификой китайский народ полон уверенности и решимости не отступать ни перед каким риском и препятствием, неуклонно проводить политику реформы и открытости, углублять понимание научного развития, способствовать социальной гармонии, сделать нашу страну еще более прекрасной и внести новый вклад в развитие всего мира и прогресс человечества", - пишет в преддверии юбилея главная газета Китая "Жэньминьжибао".

Китай встречает юбилей торжественными ужинами и растяжками на горящих неоном улицах. Страна, пересевшая с велосипедов на автомобили (сегодня в Китае насчитывается 168 миллионов автомашин, что в 35 раз больше, чем в 1978 году), обошедшая в 2008 году США по количеству Интернет-пользователей (в ноябре текущего года их число превысило 290 миллионов), доказала миру правильность выбранного пути, продемонстрировала возможность достижения поставленной цели - социализма с китайской спецификой, построения социалистической рыночной экономики.

За 30 лет ВВП Китая вырос в 15 раз. Если в 1978 году его объем составлял лишь 362,4 миллиарда юаней, то в 2007 году ВВП достиг 5 триллионов 433,1 миллиарда юаней. Средние темпы роста ВВП за годы реформ составили, по данным китайских экономистов, 9,8%. Объем золотовалютных запасов КНР стал самым большим в мире и по состоянию на ноябрь 2008 года превышает 1,9 триллиона долларов.

Толчком к поэтапному развитию и реформированию страны, подавляющее большинство населения которой составляет крестьянство, стала аграрная реформа. Дэн Сяопин поставил перед народом конкретную цель - жить сыто и достойно. Благодаря внедрению системы семейного подряда, Китай смог в считанные годы накормить страну, обеспечить невиданный рост урожая.

Затем реформа пришла в город: государственным предприятиям было предоставлено больше полномочий в определении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, принятии решений в отношении найма работников и распоряжении большей частью прибыли. Китайское правительство также способствовало созданию негосударственных предприятий. Сегодня количество частных предприятий в Китае достигло 6,24 миллиона.

Одним из направлений китайских реформ стало решение о необходимости открытия страны внешнему миру, создание Специальных экономических зон. Были установлены дипотношения с США, в страну пришли первые иностранные капиталы. В 2001 году КНР была принята во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Именно внешнеэкономический фактор: иностранные инвестиции и внешняя торговля сыграли значительную роль в успехе китайских реформ. Сегодня число предприятий с участием зарубежных инвестиций составляет 419,1 тысячи единиц, а прямые иностранные инвестиции в 2007 году достигли 74,7 миллиарда долларов.

Курс на реформы и открытость, на пути которых были и внутренние партийные разногласия, студенческие протесты на площади Тяньаньмэнь и смена лидеров страны, остается в Китае неизменным. Это, в частности, было в очередной раз провозглашено на прошедшей в начале декабря в Пекине Всекитайской центральной экономической конференции. Власти страны подтвердили, что даже во время всемирного экономического кризиса, из-за которого рост китайской экономики в октябре уже замедлился до 9% по сравнению с 11,4% в 2007 году, "встречающиеся трудности являются трудностями роста и прогресса, долгосрочные тенденции в развитии нашей экономики не претерпят изменений".

"Из-за глобального финансового кризиса мы не откажемся от политики реформы и открытости внешнему миру", - заверили участники конференции.

Китай продолжает утвержденный в 1978 году курс и не сомневается в том, что его главным вкладом в ликвидацию мирового кризиса станет внутренняя стабильность и твердость национальной экономики.

Предстоящее в четверг празднование, которое началось задолго до официальной даты, разделяют многие жители страны.

"Думаю, что Дэн Сяопин был великим и мудрым руководителем. Заложенный им политический курс оказался, может быть, единственно верным", - считает сотрудник одного из китайских вузов по имени Ян.

При этом многие отмечают, что достигнутый прогресс и "открытость" внешнему миру имеют и негативные последствия.

"Да, нам дали возможность зарабатывать деньги, выбраться из бедности, мои родители не могли когда-то даже мечтать о том, что сейчас имею я, но пугает то, как слепо порой мы перенимаем блага Запада, копируем, теряя свою идентичность", - делится в беседе с РИА Новости современный китайский художник Тань, отмечая, что ставшее синонимом современному Китаю слово "открытый", может нести негативные последствия для будущих поколений.

Наряду с "открытостью", с развитием экономики Китай вынуждено приобрел и иную проблему - стремительное расслоение общества, сокращение возможностей для социальной мобильности, растущее число бесправных рабочих мигрантов из деревень на фоне богатеющих городских предпринимателей, и нередко коррумпированных представителей власти.

Достигнутое благодаря реформам сокращение числа бедноты (с 500 миллионов в 1978 году до 24 миллионов по последним данным) нивелируется увеличивающимся разрывом между бедными и богатыми, порождает опасность социальной нестабильности. В этих условиях некоторые наблюдатели отмечают возрождение в молодых китайских умах интереса к идеям марксизма и Мао Цзэдуна, что порождает рассуждения о том, не произойдет ли в Китае в скором времени возвращения к попыткам установления социальной справедливости через "диктатуру пролетариата" и "классовую борьбу".

Китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики «большого скачка » и командных методов, проводимых Мао Цзэдуном . Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» - Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму , однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма . В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка - главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика - главный критерий истины. Некоторые авторы также обращали внимание на внутрикитайские источники экономических идей и практик, на которые опирались реформаторы

Этапы реформ

Первый этап социально-экономического обновления страны начался после третьего пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва и охватил 1978-1984 гг. Первая часть китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, которые пришли на смену ра́спущенным «коммунам», «большим» и «малым» бригадам (1984 год). Сама земля вне городов была объявлена собственностью «коллектива сельских жителей». Таким образом, сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.

В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия подстрекались к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментирование с новыми формами владения начались и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская Народная Республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Во внешней политике Была внедрена «политика открытых дверей», согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным, и в 1987 переход был далёк от завершения. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция - высочайший страх китайских потребителей - стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а также западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Её нельзя было охарактеризовать ни как плановую экономику, ни как рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством. Под руководством Дена Сяопина вся страна «ехала верхом на тигре» (двигалась к высокому прогрессу, но без тотального контроля) и поэтому уже невозможно остановить процесс без риска.

Несмотря на взрывной рост в 1980-х, китайская экономика всё ещё разделяла множество основных отличительных черт с экономиками остальных развивающихся стран. Валовой национальный продукт на душу населения в 1986 составлял ¥849 или около $228 (по обменному курсу 1986 года), отражая низкий средний уровень производительности труда. Как и во многих странах, это не могло способствовать началу длительных усилий по индустриализации до середины двадцатого века, основная китайская рабочая сила (более 60 %) всё ещё была занята в сельском хозяйстве, которое давало 30 % стоимости общего объёма продукции. Сельскохозяйственные работы в основном всё ещё велись вручную. Современное оборудование главным образом использовалось в промышленности, но в значительной степени было прообразом старых моделей с низкой продуктивностью.

В других отношениях экономика Китая несколько отличалась от оной большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Господство государства и коллективной собственности, центральное управление фирмами вместо финансовой системы, перераспределение ресурсов между регионами, распределение зерна и субсидированное предоставление жилища отразились в системе распределения доходов, которые были намного ограниченнее, чем почти во всех остальных развивающихся странах. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков - групповых единиц, сменивших коммуны.

В середине 1980-х большинство китайцев по американским меркам оставались в нищете, но несколько важных измерений показали, что качество их жизни было значительно лучше, чем предполагалось исходя из уровня валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Согласно данным Мирового банка в 1984 потребление энергии на человека составляло 485 килограмм в нефтяном эквиваленте - больше, чем в любой другой «малодоходной» стране, и выше среднего для «ниже-среднедоходных» стран. В 1983 дневной рацион на душу населения составлял 2 620 калорий - на 11 % выше основных требований и примерно настолько же выше среднего по странам, относящимся к «вышесредним». Показательно, что начальная смертность в 1985 была 39 человек на 1000 - намного ниже, чем в среднем по «выше-среднедоходным» странам, а продолжительность жизни от рождения была 69 лет - выше, чем среднее по «выше-среднедоходным» странам.

Несмотря на крупные экономические достижения, достигнутые Китаем с 1949 и драматическими открытиями 1980-х, серьёзные дисбалансы и дефицит устояли. Дефициту способствовал государственный беспорядок, который разрушил экономику в период Культурной революции (1966-76), недостаточная гибкость в процессе планирования и серьёзные оплошности в ценовых структурах. Огромный дефицит, не отвечающие требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и других высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валютой для закупок передовых технологий из других стран и неадекватные правовые и административные меры против внутренней и внешней торговли - всё это способствовало затруднению модернизации.

Важным побочным продуктом программы реформ с 1970-х стало громадное увеличение количества доступной информации об экономике. Правительство собирало и публиковало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованная система сбора статистики была разрушена в конце 1950-х, было доступно крайне мало статистической информации в течение 1960-х и начале 1970-х. Это продолжалось до 1979, когда Государственное бюро статистики покончило со статистическим «затемнением», опубликовав официальную экономическую статистику. В последующие годы Государственное бюро статистики публиковало всё больше заметок, включая ежегодные экономические сборники и статистические ежегодники, которые постепенно стали лучше и информативнее. В дополнение, большинство провинциальных областей и городов точно так же как и главные промышленные и экономические районы, специализирующиеся на добыче угля и сельском хозяйстве, начали выпускать свои собственные специализированные статистические ежегодники. В начале 1980-х начали выпускаться многочисленные периодические издания, множество из которых специализировалось на экономических данных и анализе. Хотя китайские статистические понятия и методы во многих отношениях всё ещё отличались от оных в других странах, и соответствия некоторым данным вызывало сомнение даже у китайских экономистов, иностранные аналитики в 1987 всё же имели доступ к богатому и растущему объёму данных, которые способствовали широкому анализу китайской экономики.

Тем не менее, переход на рыночные рельсы в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие.

Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иванов, Игорь Сергеевич
  • Гостиница

Смотреть что такое "Политика реформ и открытости" в других словарях:

    Китайские реформы

    Китайские экономические реформы - Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放; палл.: Гайгэ Кайфан) программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной… … Википедия

    Реформы в Китае - Политика реформ и открытости (кит.: 改革开放; палл.: Гайгэ Кайфан) программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной… … Википедия

    Дэн Сяопин - 邓小平 Реформатор Китая … Википедия

    Древний Китай

    История КНР - История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

    Экономика Китайской Народной Республики - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Усов, Виктор Николаевич - Виктор Николаевич Усов 2009 год Дата рождения: 5 января … Википедия

Открытость промышленности сделала Китай «мировой фабрикой».

Промышленность Китая открылась внешнему миру достаточно рано, и хотя поначалу это вызывало споры, тем не менее единства мнений удалось достичь достаточно легко, что сделало промышленность полностью открытой отраслью. На примере промышленности можно заметить, что многие отрасли, которые сравнительно рано открылись и начали участвовать в конкуренции, в конце концов стали быстро и мощно развивающимися, чрезвычайно конкурентоспособными. Открытость - это процесс оптимизации распределения ресурсов, которая достигается посредством механизмов рынка и конкуренции.

Если говорить более конкретно, то стратегия «привлечения зарубежного» привела к тому, что в результате импорта и привлечения в страну зарубежных предприятий, которые инвестировали в открытие заводов в Китае, у китайских предприятий появилось больше конкурентов. Если вспомнить период до политики реформ и открытости, то в то время китайские предприятия не имели заграничных конкурентов и сталкивались лишь со слабой конкуренцией на внутреннем рынке. Участие в мировой конкуренции стало для промышленных предприятий огромной движущей силой, оказало сильное давление и привело к прогрессу.

Что касается стратегии «выхода за границу», то есть экспорта продукции, выхода китайских предприятий на мировой рынок и их участия в международной конкуренции, то вначале отечественные предприятия не были особенно активными, на экспорт отправляли только большие партии продуктов ресурсного типа. В 80-х годах мало кто верил, что у экспорта произведенной в Китае продукции имеются сколько-нибудь значительные перспективы. Однако после начала политики открытости все предприятия, начиная с занимающихся давальческой торговлей и заканчивая поставляющими промышленные товары, включились международную конкуренцию, а затем, следуя стратегии «выхода за границу», стали создавать предприятия в других странах. При этом китайская промышленность и предприятия не исчезли, наоборот, начали развиваться быстрее, а Китай стал мощной производственной державой, «мировой фаб­рикой». Немалое количество китайских отраслей превратились в важные звенья глобальной производственной цепочки.

С помощью конкуренции китайцы избавились от монополизма. Прежде внутренняя конкуренция была не на высоком уровне, она отсутствовала и между внешнеторговыми предприятиями, среди которых наблюдалась отраслевая сегментация: химия, металлы, минералы, зерно, продукты животноводства, текстиль, легкая промышленность, механизмы, измерительная техника и другое. Каждая компания отвечала за импорт-экспорт в определенной сфере, руководствуясь разными финансовыми нормативами, что не способствовало развитию конкуренции. В 1979 году китайское правительство с целью привлечения иностранного капитала издало закон о создании совместных предприятий с иностранным капиталом. Эти предприятия стали конкурентами для отечественных предприятий, а отраслевая сегментация производственной промышленности и монополия начали исчезать.

С появлением конкуренции китайские предприятия стали быстро прогрессировать, и отрасли с наибольшей открытостью и конкуренцией развивались быстрее других. Промышленность начала двигаться к процветанию и мощи.

Политика открытости способствовала реформе внутренней политики.

Политика открытости нанесла сильный удар традиционной системе политики централизованного планирования, повлекла за собой серию крупных реформ внутри страны, в том числе реформы системы цен, НДС, возвратной экспортной пошлины, коммерциализации валютного курса, а также инициировала проведение переговоров по Генеральному соглашению о тарифах и торговле и переговоров с ВТО, а также другие реформы, оказывающие глубокое и далеко идущее влияние. В начале 80-х необходимо было привлечь иностранный капитал, и значит, система внутренней политики должна была ускорить движение к нормам рыночной экономики, равноправной конкуренции. И вместе этим следовало обдумать вопрос достижения равенства конкуренции с предприятиями других стран на международном рынке.

Равенство в конкуренции и открытость взаимосвязаны. Под равной конкуренцией имеется в виду не только конкуренция между отечественными предприятиями и предприятиями с иностранным капиталом, но и честная, полноценная конкуренция между отечественными предприятиями. Политика открытости внешнему миру не только содействовала развитию частного бизнеса в стране, но и ввела понятие «национального режима», дающего иностранным компаниям нацио­нальный статус. Независимо от того, с отечественным капиталом предприятие или с иностранным, предоставляемые условия должны быть одинаковыми. Открытость также стимулировала проведение реформы трех важнейших курсов политики: либерализация и упрощение торговли и инвестирования, коммерциализация валютного курса, ослабление валютного контроля, включая в том числе снижение барьеров для доступа на рынок. Постепенно это привело к тому, что конкуренция и рынок стали общеприменимыми механизмами проводимой политики.

Схожие процессы проведения политики открытости в сервисной сфере.

В прошлом экономическая наука причисляла индустрию услуг к некоммерческим отраслям или же к отраслям, где коммерция недопустима, но вследствие масштабного прогресса информатизации и транспортного сообщения и благодаря развитию глобализации немалое количество услуг стали коммерческими, начали говорить, что «мир плоский». Открытие индустрии услуг Китая проявило те же закономерности, что и в производственной промышленности. Посредством политики открытости внешнему миру предприятия вовлекались в конкуренцию, повышались эффективность управления и качество обслуживания, а также стимулировалось реформирование соответствующей политики внутри страны.

Известно, что в сфере индустрии есть определенные отрасли, подобные оборонной промышленности, которые неподвластны обычным принципам рыночной конкуренции, но большая часть отраслей может быть включена в конкуренцию через политику открытости. В индустрии услуг также существуют сферы, относящиеся к разряду «чувствствительных», есть и сервис, который невозможно сделать трансграничным, рыночные механизмы не в состоянии охватить все полностью. Но к большинству других сервисных областей политику открытости применить можно. Понимание политики открытости в индустрии услуг и процесс внедрения политических реформ схожи с процессами в промышленности. Что касается стратегии «привлечения зарубежного», то привлечение иностранного капитала в индустрию услуг началось с гостиничного хозяйства, общепита, транспортной и других подобных отраслей, а затем непрерывно распространялось на другие сферы услуг. Что касается стратегии «выхода за границу», то все начиналось с того, что экспортная продукция промышленных предприятий плюс послепродажное обслуживание «выходили» вместе, а затем данная стратегия распространилась также на банковскую, страховую, медицинскую, туристическую, культурную сферы, а также на морские перевозки, программное обеспечение, розничную торговлю, сферу платежей и другое.

Развитие экономических зон повысило уверенность в политике
открытости.

Достаточно давно Китай принял решение об открытии и развитии четырех специальных экономических зон. В то время насчет этого были разные мнения, но потом эффективность таких специальных зон стала очевидной, опыт распространился и на другие районы. Вступление Китая в ВТО также вызвало много споров, но реальность показала глубокое положительное влияние этого шага на Китай. После образования правительства нынешнего состава появились силы, продвигающие развитие Шанхайской зоны свободной торговли. Поначалу также имелись разногласия, но сейчас насчитывается уже 11 зон свободной торговли, передовой опыт идущих впереди распространился по всей стране, и это свидетельствует о том, что все уже поняли, как много реальной пользы принесла политика открытости.

Финансовое обслуживание является конкурентной сферой услуг.

Финансы являются важной составной частью индустрии услуг. Неважно, каким образом рассматривать разделение индустрии услуг на виды - исходя из содержания переговоров с ВТО или же с точки зрения китайской статистической системы - финансы являются важной составной частью индустрии услуг. Часто говорят, что финансы - это ядро современной экономики. В 1993 году на третьем пленуме ЦК партии 14-го созыва финансовый сектор был назван артерией национальной экономики. Я оцениваю сложившуюся тогда обстановку таким образом: во-первых, финансовый сектор, а особенно банковский сектор, играл очень заметную роль в распределении ресурсов; во-вторых, банковский сектор все еще управлялся четырьмя специальными банками, каждый регулировал свое направление, и конкуренция между ними была слабой; в-третьих, крупные финансовые учреждения все еще отвечали за малое количество операций стратегического характера, не существовало полноценной коммерциализации; в-четвертых, отсутствие финансовой стабильности то и дело приводило к хаосу. Мешало ли это рыночному характеру финансового сектора? Относился ли финансовый сектор к конкурентной индустрии услуг?

Следует отметить, что в 90-е годы в соответствии с 50 Положениями о социалистической рыночной экономике, принятыми на третьем пленуме ЦК 14-го созыва, стратегические обязанности специализированных банков были сокращены; четыре специализированных банка были полностью преобразованы в многовекторные коммерческие банки в рамках конкурентного рынка. Третий пленум ЦК 14-го созыва четко указал, что рынок играет решающую роль в распределении ресурсов, и чем важнее роль финансового института, тем ярче выражен его рыночный характер. Мировой экономический кризис дал нам понимание, что для противостояния финансовому кризису необходимо прежде всего обеспечить надежность финансовых учреждений, и нельзя терпеть ни высокий уровень заемных средств, ни низкий уровень собственного капитала, ни безнадежные кредиты и т.п., ведь закрытость и отсутствие конкуренции всегда приводят к низким стандартам. Поэтому очевидно, что финансовое обслуживание является конкурентной индустрией услуг внутри рыночной экономики.

Мировой опыт показывает, что подавляющее большинство финансовых отраслей являются конкурентными сферами услуг. Когда в Китае появились иностранные коммерческие банки, в самом начале ожидалось привлечение капитала, но, оглядываясь назад, мы видим, что отечественные коммерческие банки многому научились в процессе конкуренции, это принесло в финансовую сферу Китая ряд перемен, таких как совершенствование услуг, создание рынка, возникновение бизнес-моделей, управленческий опыт. На рынке появились конкурентоспособные акции, значительно повысились эффективность управления, качество активов и корпоративного управления отечественных банков. Приход в страну банков с иностранным капиталом заставил реформировать внутреннюю политику, включая стандарты бухгалтерского учета, контрольные и управленческие стандарты, а также переход с налога на хозяйственную деятельность на НДС.

Некоторые исходя из личных интересов настаивают на том, что финансовый сектор нуждается в защите: подождем, мол, пока он вырастет и окрепнет, тогда и откроется для внешнего мира, тогда и будет участвовать в международной конкуренции. Опыт различных стран (в том числе и собственный опыт Китая) свидетельствует о том, что защита быстро приводит к лени, снижению финансовой обязательности, рентоориентированности и так далее, и в тоже время ослабляет конкурентоспособность, наносит вред развитию отрасли, делает рынок и его механизмы ненадежными и нестабильными.

На сегодняшний день в Китае многие финансовые учреждения уже «вышли за границу» и приспособились к международной конкуренции. Наиболее существенные изменения произошли в управлении рисками, ценообразовании, противодействии отмыванию денег. Сейчас существует уже пять финансовых учреждений, которые стали важными финансовыми учреждениями в глобальной системе, рыночными субъектами хозяйствования с достаточным капиталом и рациональным управлением. Развитие и оздоровление финансового рынка уже обратили на себя внимание международного рынка облигаций и структур фондового индекса развивающегося рынка. Все это подтверждает, что финансовое обслуживание является конкурентной индустрией услуг, получившей выгоду от политики открытости внешнему миру, и необходимо и в дальнейшем раширять эту политику.

Проект «Один пояс - один путь» предоставляет новые возможности китайскому финансовому сектору.

Когда центральная власть призвала к строительству «Одного пояса - одного пути», все активно откликнулись и способствовали претворению в жизнь установок этого проекта в разных аспектах. «Один пояс - один путь» - это дорога открытости, которая затрагивает множество новых моделей финансового сотрудничества, требует еще большей открытости, предоставляет новые возможности для финансовой открытости Китая и международного сотрудничества.

Развивающиеся финансы могут играть важную роль в реализации проекта «Один пояс - один путь». Китай в первую очередь рассматривает их как финансовую модель устойчивого развития в рыночных операциях, в самостоятельном хозяйствовании, с упором на долгосрочные инвестиции, с опорой на кредитную поддержку, с независимостью от государственных субсидий, с выходом в ноль или с ничтожно малой прибылью. Модель такого типа может наилучшим образом проявить себя в проекте «Один пояс - один путь». Такая модель не представляет опасности для финансовых ресурсов, поможет избежать опасности нравственных конф­ликтов и проблем рыночной деформации. Создание «Одного пояса - одного пути» также раскроет перед финансовыми учреждениями возможность размещения за границей, предоставляет пространство в финансовом обслуживании лучшего качества для развития торговли, инвестиций, движения капитала.

Подводя итоги и оглядываясь на историю проведения реформ в Китае и за границей, мы должны, повышая свои знания и укрепляя уверенность, продолжать непоколебимо идти по пути открытости внешнему миру. Исходя из опыта осуществления открытости в промышленности и индустрии услуг, можно сделать такой вывод: финансовый сектор не является исключением, он также подвластен законам конкуренции и открытости. Финансовое обслуживание в процессе открытия внешнему миру под воздействием рыночных механизмов получает энергию, прогресс и процветание, развивается гораздо быстрее.

Я верю, что при большой поддержке с разных сторон, а также благодаря общим усилиям китайская политика открытости внешнему миру обязательно поднимется на новую ступень.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

В.Г. ГЕЛЬБРАС

30 лет реформ открытости Китая

В декабре 1978 г. третий пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение, открывшее эпоху "реформ и открытости". Новая политика проводилась постепенно, в ходе поисков путей и форм ее реализации, осознания достижений и упущений, преодоления проблем и противоречий, возникавших на каждом новом этапе решения поставленных задач. Приходилось, порой существенно, менять многие взгляды и установки, уточнять сложившиеся представления о процессах, происходивших в стране и в мире. За прошедшие годы в Китае произошли огромные изменения, по достоинству названные в стране и за ее пределами "историческими".

Этапы социально-экономического обновления страны

Первый этап охватил 1979-1984 гг. Главное его достижение - упомянутый пленум ЦК КПК объявил о завершении "культурной революции" и переходе к решению актуальных проблем развития страны. Власти обеспечили нормализацию положения во всех областях общественной жизни после разрушительной "культурной революции", но никаких новаторских мер, не говоря уже о революционных преобразованиях, пленум не предусмотрел. На нем был провозглашен лишь категорический отказ от идейно-политических догматов партии периода "культурной революции". В центр деятельности поставлен подъем производительных сил. Экономическая политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными нормами плановой экономики. Вместе с тем в коммюнике пленума содержались фразы, предвосхищавшие масштабы и глубину последующих преобразований, "подобных революции".

Огромное значение имело подтверждение стратегической цели развития страны. Пленум потребовал, по сообщению агентства Синьхуа от 24 декабря 1978 г., "в полном единодушии и дальше развивать политическую обстановку стабильности и сплоченности, немедленно мобилизоваться и, напрягая все силы и энергию, совершить новый великий поход во имя превращения нашей страны к концу нынешнего столетия в современную социалистическую державу". Дэн Сяопин был радикальнее: "Мы должны к концу нынешнего столетия достичь и превзойти передовой мировой уровень, то есть в течение 22 лет пройти путь, который прошли другие за 40-50 лет и даже больше" (агентство Синьхуа, 20 марта 1978 г.).

Тем временем в стране началось стихийное крестьянское движение. По официальным данным тогда голодало 250 млн крестьян и, вероятно, не меньшее их число вы-

Гелъбрас Виля Гдалиевич - доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

нуждено было вести полуголодное существование. Крестьянство добивалось отказа от уравнительного распределения результатов труда в рамках "коммун" и перехода к уравнительному распределению земельных угодий. Власти долго не могли согласиться с этим требованием. Уж очень оно противоречило марксистско-ленинским догматам и идеологии партии. Однако, убедившись в положительных результатах крестьянской инициативы, в 1984 г. партия объявила о закреплении подрядных земельных наделов за крестьянскими дворами. "Коммуны", "большие", "малые" бригады были распущены. Тем самым преданы забвению былые представления о "народных коммунах" как готовой форме перехода к коммунизму.

Восстановлены волостные органы власти. Вместо дарованной в результате аграрной реформы собственности на землю крестьянам было предоставлено право хозяйствования на подрядных земельных участках. Сама земля вне городов была объявлена собственностью "коллектива сельских жителей". Это понятие не конкретизировано до сих пор. Сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.

Второй этап охватил 1984-1992 гг. В 1984 г. была конкретизирована стратегическая задача роста экономики. К концу столетия намечено добиться увеличения ВВП в 4 раза и обеспечить выход Китая в состав ведущих экономик мира.

Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва принимает решение об экономической реформе. Провозглашается переход к созданию в стране планово-рыночной системы хозяйства под девизом "план - главное, рынок - вспомогательное". На практике начали широко использоваться подрядные формы хозяйственных связей в финансовой системе, в отношениях между органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими структурами реального сектора экономики. Мелкие и средние предприятия разрешено сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива, на условиях подряда частным лицам.

Расширены права государственных предприятий. Им разрешено после выполнения плана выпускать сверхплановую продукцию и самостоятельно реализовывать ее на рынке. Введена "двухуровневая" система цен: государственных, плановых, и договорных, рыночных. Эти нормы вызвали появление разнообразных отношений между органами власти и управления, производителями, торгово-сбытовыми организациями и потребителями, но одновременно - распространение спекулятивных и незаконных предпринимательских операций, способствовавших быстрому росту цен.

Государство взяло курс на резкое увеличение темпов роста экономики. Подъем сельскохозяйственного производства, сбор в 1984 г. максимальных объемов основных культур стали мощным фактором оживления всей хозяйственной жизни страны, заметного повышения уровня жизни населения, прежде всего крестьянства. В страну ввозится большое количество комплектного оборудования, позволившего создать совершенно новые отрасли тяжелой и легкой промышленности. В 1987 г. на три года раньше намеченного срока ВВП увеличен в 2 раза по сравнению с 1980 г. Тем самым была достигнута первая важная стратегическая цель.

Для обеспечения форсированного роста производства государство резко увеличивает капиталовложения в основной капитал, вводит в экономику чрезмерную массу ликвидности, что вызывает резкий рост цен. В результате в 1989 г. вспыхивают волнения населения. Наиболее крупная демонстрация на площади Тяньаньмэнь в Пекине подавляется с помощью армии. 1989-1992 гг. стали годами растерянности власти, затормаживания хозяйственных преобразований, наведения порядка в экономике и разрешения возникших проблем.

Третий этап охватывает 1992-2002 гг. В 1992 г. происходит отказ от ориентации на "планово-товарную" экономику. Страна переходит к строительству "социалистической рыночной экономики" и реализации стратегии ее экспортной ориентации. Начинается кропотливая работа по модернизации основ хозяйственной деятельности предприятий и их взаимоотношений с органами управления и финансовой системой. Стимулируется приток в страну иностранного капитала. Создаются районы по

производству экспортной продукции, где концентрируются прямые иностранные инвестиции. В эти же районы направляется преобладающая часть национальных капиталовложений. Ориентация деятельности предприятий на удовлетворение потребностей в первую очередь зарубежного рынка вызвала множество перемен в системе освоения новой техники и технологий, во внутризаводском управлении. Возникла система изучения мирового рынка. Экспортная ориентация экономики получает расширительное толкование под лозунгом "Идти вовне!". Начинается экспорт капитала.

Экспортная ориентация экономики потребовала концентрации гигантских средств на создании и расширении районов экспортного производства. Его наращивание привело к превращению экспорта в один из главных устоев роста экономики. В то же время произошла задержка роста экономики во внутренних регионах, нацеленной на удовлетворение внутреннего спроса и внутреннего рынка. Затормозилось повышение доходов населения. Власти предельно ограничили поддержку сельскохозяйственного производства, деревни, крестьянства, увеличив изъятие ресурсов из аграрной сферы.

В 1995 г. на пять лет раньше намеченного срока ВВП был снова увеличен в два раза. Тем самым была реализована очередная стратегическая цель роста экономики. В стране складывается система предприятий, принадлежащих государству и негосударственным собственникам. Происходит становление частного предпринимательства. Разрушается система пожизненной занятости. Государственные предприятия в целях повышения эффективности производства приступили к освобождению от излишнего персонала. Возникла необходимость создания систем социального страхования и социального обеспечения, ликвидации многих политико-экономических и социальных барьеров между предприятиями разных форм собственности, между населением города и деревни. Крестьяне получили возможность поиска работы в городах. Возникли мощные миграционные потоки внутри страны.

Четвертый этап датируется 2002-2008 гг., которые ознаменовали собой начало новой стадии индустриализации. С одной стороны, продолжает реализовываться стратегия "Идти вовне!" с наращиванием экспортного потенциала. Темпы его роста настолько высоки, что в стране возникают излишние производственные мощности в некоторых отраслях тяжелой промышленности. С другой стороны, развитие промышленности оказалось скованным из-за неразвитости внутреннего рынка.

Вступление Китая в ВТО вызвало изменения в развитии промышленности, в ее экспортной ориентации. Испытывая дефицит многих ресурсов, добиваясь овладения новыми международными рынками, Китай официально приступил к "транснациональному хозяйствованию", формированию собственных транснациональных корпораций, к активным действиям на мировых рынках капитала, сырья, сбыта продукции. Одной из таких мер явилось заключение договора со странами АСЕАН о создании в течение 10 лет зоны свободной торговли.

С середины 1990-х гг. велась работа по созданию "системы современных предприятий". Ее цель и содержание определялись потребностями преобразования государственных предприятий как ячеек единого государственного планового хозяйства в самостоятельные хозяйствующие структуры, находящиеся в собственности государства. В марте 2003 г. был сформирован Госкомитет по контролю и управлению государственным имуществом в составе Госсовета КНР. Его органы образованы на пров

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Комплексные проблемы общественных наук»

  • РЕФОРМА СОБСТВЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ КНР

    ЧЭНЬ ХАО - 2012 г.

  • ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИТАЕМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БУДУЩЕМ

    ЧЖАН БЭЙБЭЙ - 2007 г.

  • СИНОФОБИЯ - РУСОФОБИЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ИЛЛЮЗИИ

    ЯНКОВ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ - 2010 г.

  • КИТАЙ. ЧЕМ НЕДОВОЛЬНЫ УЙГУРЫ

    ГЕЛЬБРАС ВИЛЯ ГДАЛИВИЧ - 2010 г.

Поделиться