Клавдия шульженко личная жизнь дети. Биография Клавдии Шульженко. Творческий путь, интересные факты. Клавдия Шульженко и Георгий Епифанов, «Связался черт с младенцем…»

Последовал строгий вопрос режиссера Николая Николаевича Синельникова: "Что мы умеем?" От смущения Клава выпалила: “Все!" И более робко пояснила: "Петь, декламировать и танцевать!” Синельников остановился на первом и попросил помочь Клаве исполнить популярнейшую тогда песню Дмитрия Балацкого “Розпрягайте, хлопці, коней” концертмейстера Дуню. Дуней оказался заведующий музыкальной частью театра, начинающий композитор Исаак Дунаевский. Поговаривали, что Клавдия тут же влюбилась в Дунаевского, но он не обращал никакого внимания на молоденькую симпатичную статистку. Через пять лет, встретившись с Шульженко в Ленинграде, Дунаевский на свой комплимент похорошевшей певице получил шутливо-мстительный ответ: “Пять лет назад надо было думать, когда волос на голове было побольше”.

Но это из области околотеатрального фольклора. А вот факты, свидетельствующие о длительной творческой дружбе, связавшей этих талантливых людей. В Харькове встретились они молодыми, начинающими, поэтому сочувствовали друг другу и ценили взаимную поддержку. На несколько лет судьба развела их в разные стороны. А в 30-м году на сцене Ленинградского мюзик-холла состоялась творческая встреча известного композитора с завоевавшей популярность эстрадной певицей: Шульженко играла роль в спектакле "Условно убитый", музыку к которому написал Дмитрий Шостакович, а за дирижёрским пультом стоял Дунаевский.

Москва. 1939 год. В Колонном зале Дома Союзов проходит Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады. В ложе - жюри под председательством И.Дунаевского, а на сцене в числе участников - Клавдия Шульженко. Звучит лирическая песня "Записка" в её исполнении, вызвавшая восторженную, бурную реакцию публики и покорившая жюри. По условиям конкурса "бисы" запрещены, но публика не отпускает певицу. "Из-за кулисы я взглянула на Дунаевского, - вспоминает певица. - Он улыбнулся и разрешающе кивнул. В нарушение правил я спела на "бис". Излишне говорить, что Шульженко стала лауреатом этого конкурса.

Москва. 1953 год. Съёмки фильма-концерта "Весёлые звёзды" режисссёра Веры Строевой. Одной из приглашённых для участия в этом фильме звёзд эстрады была К.Шульженко. Требовательной к своему репертуару актрисе и певице нужны были новые, неизвестные зрителю, песни. И она просит помочь ей давнего друга Дунаевского. Несмотря на чрезвычайную занятость (это было время интенсиной работы над опереттой "Белая акация"), композитор откликается на просьбу и пишет новые песни. Одна из них - лирический вальс "Молчание" - вошла в репертуар не только эстрадных исполнителей, но и камерных певцов. Как сейчас говорят, она стала эстрадным "хитом". Дунаевский вначале сочинил мелодию, и Шульженко заметила, что это так хорошо, что не нужно никаких слов, нужно только слушать и молчать. Так были написаны слова песни о молчании М.Матусовским:

...Не спугни очарованья
Этих тихих вечеров -
Ведь порою и молчанье
Нам понятней всяких слов...

До ухода из жизни Дунаевскому оставалось два года...

Клавдия Ивановна Шульженко - эстрадная певица, актриса театра и кино родилась 11/24 марта 1906 года в Харькове.

Брала уроки вокала у профессора Харьковской консерватории Н. Л. Чемизова. В 1923 году начала работать в Харьковском драматическом театре и в том же году дебютировала как певица, исполнив романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь». Принимала участие во всех дивертисментах, даваемых в театре, параллельно выступая в рабочих клубах и на летних эстрадных площадках города. Исполняемые в этот период «Шахта №3»» и Песня о кирпичном заводе» считаются первыми образцами современной бытовой песни. В 1927 композитор Юлий Мейтус специально для Шульженко написал несколько новых произведений («Красный мак», «Красная армия», «Гренада»), которые вскоре стали популярными.

Весной 1928 года Шульженко отправляется в Ленинград, где 5 мая, в День печати, принимает участие в концерте для журналистов в Мариинском театре. После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера» в январе 1929 года, дирекция Ленинградского мюзик-холла приглашает Клавдию Шульженко вступить в труппу театра. В репертуаре певицы появляются песни «Никогда», «Негритянская колыбельная», «Физ-культ-ура!». В 1929 Шульженко гастролирует в Киеве и Нижнем Новгороде. Вместе со многими известными артистами принимает участие в программе «Аттракционы в действии». После резкой критики со стороны РАПМа и Репертуарного комитета решает испытать себя в новом жанре. С помощью этнографа Э. Паперной отбирает несколько народных песен для новой программы: украинские «И шуме, и гуде», а также «Распрягайте, хлопцы, коней», русскую «Две кукушечки», немецкую «Левый марш» (на стихи В. В. Маяковского) и др.

Участвует в театральных постановках. 2 октября 1931 года на сцене мюзик-холла состоялась премьера спектакля «Условно убитый», главные роли в котором исполняли К. Шульженко и Л. Утесов. Для героини Шульженко Маши Фунтиковой Д. Д. Шостакович написал две песни - «Ах, как приятно вечерком» и «Милый, видишь там и тут…». Режиссер М. Авербах приглашает Шульженко на роль комсомолки Веры в кинофильме «Кто твой друг?». В комедии Э. Иогансона «На отдыхе» певица исполняет лирическую песню за героиню фильма Тоню. Пластинка с записью «Песни Тони» стала фонографическим дебютом Шульженко. В этом же году в студии Заикина были записаны песни «Распрягайте, хлопцы, коней», «До свиданья, тихий Дон», а также написанная Полем Марселем (П. А. Русаковым) специально для Шульженко «Дружба» (Когда простым и нежным взором…). В 1937 году Клавдия Ивановна Шульженко становится солисткой джаз-оркестра под руководством Я. Б. Скоморовского. В первой песенной программе были представлены: «От края и до края» И. Дзержинского, «Если Волга разольется» И. Дунаевского, джазовая интерпретация «Тачанки» К. Листова и др. Большое внимание уделялось новым лирическим произведениям, пришедшим на смену «цыганским» романсам. В 1938 году в репертуаре певицы появились песни «Руки» И. Жака, «Записка» Н. Бродского, «Челита» Фернандеса.

В 1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В январе 1940 года был организован джаз-оркестр под управлением Шульженко и В. Коралли. Выступление нового коллектива решено было сделать театрализованным. В первой программе «Скорая помощь» обыгрывались эпизоды, связанные с организациями, призванными оказывать «скорую помощь» в быту. Вторая целиком строилась на «радиоконферансе». Появилось много шуточных песен: «Курносый», «О любви не говори», «Упрямый медведь», «Нюра». Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов. В конце 1941 года в репертуаре певицы появилась песня «Синий платочек», ставшая одной из самых популярных песен военного времени. Участвовала в съемках фильма «Концерт фронту», в 1943 году представила программу «Города-герои». В 1945 году Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки республики. С лета 1945 года певица стала выступать сольно. Сотрудничала с известными аккомпаниаторами: Л. Фишманом, Б. Мандрусом, Д. Ашкенази. Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко в 1947 году обращается к сюите В. Соловьева-Седова «Возвращение солдата» и «Симфоническому вальсу» А. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». С 1950 году сотрудничает с И. Дунаевским, который пишет для певицы «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс», а также песни для фильма с участием Шульженко «Веселые звезды». В 60-х годах Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. На концерте, посвященном 25-летию битвы под Москвой, исполняла «Давай закурим», «Синий платочек», «Моя тень». В 1965 году выступила на первом фестивале советской эстрадной песни. В 1971 году Клавдии Ивановне Шульженко было присвоено почетное звание народной артистки СССР. С конца 70-х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня «Вальс о вальсе» Э. Колмановского на стихи Е. Евтушенко.

Умерла Клавдия Ивановна в 1984 году в Москве.

Николай Картозия

Публикации раздела Музыка

Фронтовая звезда Клавдия Шульженко

У Клавдии Шульженко для каждой песни была отдельная роль - с жестами и мимикой, интонациями и даже реквизитом. В военные годы певица дала сотни концертов на фронтах Великой Отечественной , и ее «Синий платочек» был символом будущей Победы. Читайте историю о том, как Клавдия Шульженко стала одной из самых известных артисток Советского Союза.

Певицами рождаются

Первым сценическим опытом для Клавдии Шульженко стали семейные спектакли. Еще в Харькове вся семья бухгалтера управления железной дороги участвовала в импровизированных представлениях прямо во дворе собственного дома. Чаще всего ставили сказки, и публика стекалась с окрестных домов со своими табуретами. Иван Шульженко любил петь и надеялся, что его дочь тоже станет певицей.

Но сама она грезила кино и сценой. Девочка знала чуть ли не наизусть весь репертуар Харьковского драматического театра. По настоянию отца Клавдия Шульженко начала заниматься вокалом с профессором консерватории Никитой Чемизовым, но преподавателю учить юную исполнительницу было практически нечему: голос у нее был поставлен от природы.

Песня как мини-спектакль

На просмотре в театральную труппу Николая Синельникова Шульженко исполнила песню «Распрягайте, хлопцы, коней». Аккомпанировал будущей звезде заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский .

«Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли» , - говорил Синельников молодой артистке. Так зародилась особая манера певицы: для каждой песни - свои интонации и свой образ, подкупающая искренность и видимая простота.

В 1923 году Клавдия Шульженко впервые пела на сцене - романс «Звезды на небе» в спектакле «Казнь», а спустя всего пять лет артистка выступала на сцене Мариинского театра на концерте ко Дню печати. Молодая певица приехала уже со своим репертуаром. Еще в Харькове артист Брейтингам и тогда студент консерватории Юрий Мейтус написали для Шульженко «Силуэт», балладу «Красный маяк» и зарисовку «На санках», которую Клавдия Ивановна исполняла многие годы.

В Ленинграде, на сцене Мюзик-холла , она исполняла две песенки в спектакле «Условно убитый» на музыку Дмитрия Шостаковича . За дирижерским пультом был Исаак Дунаевский. Там же, на сцене Мюзик-холла, певица встретила будущего мужа - конферансье, исполнителя сатирических куплетов и чечеточника Владимира Коралли. Несмотря на рождение сына Георгия в 1930 году, творческая пара много гастролировала.

Спустя девять лет Шульженко стала лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Три песни - «Девушка, прощай», «Челита» и «Записка», исполненные певицей, поразили жюри.

Фронтовые дороги

Великая Отечественная война привела артистку в армию. Организованный в 1940-м году джаз-оркестр под управлением Шульженко и Коралли стал настоящим фронтовым ансамблем. Певица выступала перед бойцами и в больничных палатах, и на передовой. Неизменное концертное платье и каблуки - будь-то Дом культуры, аэродром или лесная опушка. Только во время блокады Ленинграда состоялось более 500 концертов. Клавдию Ивановну наградили медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.

Клавдия Шульженко среди солдат на фронте.

Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами. Ленинградский фронт, 1941 год.

Голос Шульженко звучал на всех фронтах, а воплощением нежности и затаенной тоски по дому стала песня «Синий платочек». Салонный романс, написанный изначально на польское стихотворение, получил совершенно иное звучание. Автором нового текста был лейтенант Михаил Максимов, и песня стала неизменной спутницей Клавдии Шульженко на всех концертах и военного, а потом и мирного времени.

Любовь по переписке

Клавдия Шульженко и Георгий Епифанов, 1960 год.

В послевоенные годы Клавдия Ивановна Шульженко по-прежнему много выступала и записывала пластинки. Первая, еще 1940 года, определила судьбу певицы. Знаменитый кинооператор Георгий Епифанов в те годы купил пластинку с песней «Челита» и буквально влюбился в голос. А попав на концерт Шульженко, был покорен его обладательницей. «Г. Е.» писал Шульженко всю войну. Через долгих 16 лет они встретились, и в 1957 году Клавдия Ивановна, на тот момент уже расставшись с Владимиром Коралли, снова выходит замуж. Теперь уже письма и телеграммы отправляла Шульженко - с гастролей: «Сегодня пела только для тебя, мой родной, любимый Жорж».

Народная артистка

Клавдия Шульженко стала символом эпохи, непритязательные песни в ее исполнении становились историями из жизни, «окартиненными» то кастаньетами, то связкой писем, то веткой сирени, то синим платочком, что взмывал над сценой и «падал с опущенных плеч».

Свою последнюю пластинку «Портрет» Клавдия Ивановна Шульженко записала в 1980 году, тогда же написала сборник мемуаров «Когда вы спросите меня…». А в 1983 году на телеэкраны вышел фильм «Вас приглашает Клавдия Шульженко» - история о жизни певицы, рассказанная от первого лица.

Клавдия Ивановна родилась в 1906 году в маленьком поселке под Харьковом. Ее творческая карьера началась на Родине с распевания народных украинских песен. Дебют на большой сцене произошел, когда ей было 17 лет. В тот момент молодую артистку приняли в один из театров Харькова. Уже через несколько лет началась плодотворная работа в Мариинском театре в Ленинграде и Московском мьюзик-холле. Столичная публика по достоинству оценила силу голоса молодой исколнительницы.

В 40-х годах Шульженко серьезно увлеклась джазом. В то время в Советском союзе это музыкальное направление было недостаточно известно, да и не особо одобрялось властями. Артистка выступила в роли новатора. Она сама изучала теорию и подбирала исполнителей для своего джазового ансамбля, который был первым в СССР.

Когда началась война, Клавдия Ивановна стала ездить на фронт вместе со своим музыкальным коллективом, поднимая боевой дух солдатам. За время боевых действий артистка дала более тысячи концертов. Она выступала на передовой, рискуя своей жизнью, и в военных госпиталях. Именно Шульженко стала первой исполнительницей песни «Синий платочек», ставшей невероятно популярной в Союзе.

Клавдия была смелой и уверенной в себе женщиной. Она стала первой артисткой в СССР, осмелившейся выйти на сцену в брючном костюме. Шульженко обожала наряжаться и французские духи. Даже во время войны ей удалось сохранить свой несессер с парфюмерией.

После войны ее концертная деятельность не закончилась. Клавдия Ивановна побывала в Польше, Венгрии, Германии. Ее мечтой была поездка во Францию, к могиле Эдит Пиаф. Ведь именно с ней постоянно сравнивали Шульженко, когда говорили о ее таланте и глубине голоса. Этой мечте не суждено было исполниться: власти не выпускали туда артистку.

В репертуаре Клавдии Ивановны более сотни музыкальных композиций. Она сотрудничала с множеством известных композиторов, режиссеров, артистов и другими творческими личностями. Ее дискография насчитывает более двух десятков пластинок. Самыми любимыми песнями артистки были «Школьный вальс», «Письмо матери», «Друзья-однополчане».

Личная жизнь

Первый и единственный официальный брак состоялся в 1930 году с Владимиром Коралли. Он был творческой личностью, как и его молодая жена. Через два года у пары родился ребенок – сын Игорь. Артисты прожили 25 лет вместе, после чего пришли к решению о разводе. Причиной тому стала ревность партнеров.

Через два года после разрыва с мужем артистка встречает новую любовь. У нее начинаются романтические отношения с кинооператором Георгием Епифановым. На тот момент Шульженко исполнилось уже 50 лет, а ее новый партнер был моложе ее на 12 лет.

Уход из жизни

Последние годы жизни знаменитая артистка провела в столице в собственной квартире, доставшейся ей практически перед смертью. Клавдия Ивановна совершенно не умела экономить. Даже живя на скромную пенсию, она не могла себе отказать в элитной французской парфюмерии. Артистка дорожила антикварными вещами, хотя большинство пришлось продать.

Шульженко часто посещали молодые артисты. Они хотели помочь ей финансово, но Клавдия Ивановна запрещала приносить деньги и принимала только гостинцы.

Великая актриса и певица ушла из жизни 17 июня 1984 года. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище в Москве.

Клавдия Ивановна Шульженко – выдающаяся советская певица и актриса, лауреат множества наград, народная артистка СССР, РСФСР. В 1971 году Шульженко получила звание народной артистки СССР, в 1976 - награждена орденом .

Детство и юность

Родилась Клавдия Шульженко 24 марта 1906 года, в городе Харькове. В семье Ивана Ивановича Шульженко, служившего бухгалтером в управлении железной дороги, и его супруги было двое детей. Клава и ее брат Коля жили вместе с родителями во флигеле небольшого дома на улице Владимирской.

Одна родина

Отец девочки в свободное время играл на духовых инструментах, пел соло. Тогда были популярны любительские концерты, спектакли. Иван Иванович выступал с ансамблем художественной самодеятельности, а для соседей семья устраивала во дворе театральные представления, в которых участвовали и дети, самозабвенно пела и играла маленькая Клава.


Одна родина

Девочка училась в гимназии, но музыка и пение не вызывали у нее восторга. Клавдия предпочитала словесность, зачитывалась стихами русских поэтов, учила их наизусть и декламировала знакомым.

Родители отдали дочку, грезившую о театральной сцене, обучаться музыке в Харьковскую консерваторию, к профессору Н.Л. Чемизову. Никита Леонтьевич вселил в юную дебютантку веру в ее певческий талант, поведав ей, что голос ей дан от природы.

Мечты о театре

Девочка приходила в восторг от красивого папиного баритона, но с малолетства мечтала о театральной сцене. Неизгладимое впечатление на Клавдию произвели звезды немого кино, но еще больше она любила театр. Отец часто брал ее с собой на спектакли местного драмтеатра, где тогда служил режиссером Николай Синельников. В 15 лет юная Клавдия вместе с подружкой пришла к Синельникову«поступать в актрисы».


Ruspekh

На пробах девушки спели несколько песен и сыграли небольшой этюд. К слову, аккомпанировал подружкам молодой Исаак Дунаевский. Шульженко пришлась по душе режиссеру, и он зачислил ее в труппу. Роли молоденькой актрисе доставались эпизодические. Так, Клавдия Ивановна пела в хоре в оперетте и изображала умершую Настасью Филипповну в 4-м акте «Идиота». По словам отца актрисы, посетившего этот спектакль, выходило у нее это довольно убедительно.


Русский новостной портал

Потом были другие роли, часто связанные с песенными выступлениями, Шульженко пела в клубах, в других театрах после окончания спектаклей. Клавдия Ивановна твердо решила связать свою жизнь и биографию с театром. Жизнь ее в то время была расписана по минутам. С утра она шла на репетицию к Синельникову, затем занималась пением и музыкой в консерватории, брала уроки балетной хореографии и основ танца, а вечером играла в спектаклях.

Кстати, именно Синельникову поклонники творчества Клавдии Ивановны должны быть благодарны за ее яркое, душевное и проникновенное пение. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли», - наставлял юную актрису режиссер.

Первые успехи

Все изменилось в 1924 году, когда в Харьков с гастролями приехала знаменитая певица Лидия Липковская. Девушка набралась смелости и пришла к оперной диве в гостиницу. Та выслушала несколько песен и пришла в восторг. Липковская посоветовала певице сменить репертуар на лирический, поскольку так ее талант проявится еще ярче.

Затем случай свел Клавдию Ивановну с молодым композитором Павлом Германом. Он сам подошел к ней после выступления и предложил спеть сочиненные им песни. Так в ее репертуар вошли «Записка», «Шахта № 3», «Не жалею», «Кирпичики». Стихи для песен «Папиросница и матрос», «Красный мак», «На санках» написал для Клавдии артист Краснозаводского драмтеатра Брейтингам, а музыку сочинил Юрий Мейтус.

Карьера певицы

В 1928 году состоялся дебют в Мариинском театре, а в 1929 году - в Московском мюзик-холле. Ее песни столичная публика слушала с замиранием сердца, и долго еще не смолкал шквал аплодисментов.

Шульженко работала в Ленинградском мюзик-холле, спела две песни в спектакле «Условно убиты» на музыку Шостаковича. На 30-е годы приходится сотрудничество певицы с джаз-оркестром Скоморовского. В ее репертуар вошли песни «Андрюша», «Руки», «Мама» и другие. Песни Клавдии Шульженко того периода были откровенно лирическими и в одно время их даже запретили исполнять по политическим соображениям.

Клавдия Ивановна стала выступать с народными украинскими, русскими, испанскими, латиноамериканскими песнями. «Челита» и «Простая девчонка» на волне пропаганды дружбы народов вполне устраивали правительство по политическим аспектам, публика же воспринимала их как песни о сверстниках, о любви, дружбе и молодости. Критики ругали ее за мелодраматичность, а народ любил безоговорочно, за первыми граммофонными пластинками Шульженко выстраивались очереди.

В 1939 году певица стала лауреатом конкурса артистов эстрады, ее пластинки выпускаются большими тиражами, а фото помещают в журнале «Советское искусство», в Ленинграде специально для Клавдии Ивановны организован джаз-оркестр.

Когда началась война, Шульженко была на гастролях в Ереване. Клавдия Ивановна вместе с мужем вступила в ряды армии, а их джазовый оркестр получил статус фронтового. Более 500 концертов дали артисты в годы войны, выступали в осажденном Ленинграде, на Дороге Жизни, на линии фронта, под обстрелами. Два музыканта из труппы Шульженко умерли в Ленинграде от истощения.

В 1942 году после выступления к Клавдии Ивановне подошел Михаил Максимов и предложил исполнить песню собственного сочинения. Это был легендарный «Синий платочек». Проникновенное исполнение Шульженко, популярный мотив и душевный текст сделали эту песню знаменитой и поистине народной.


Одна родина

В 1943 году джаз-оркестр Клавдии Шульженко гастролировал по Кавказу и Средней Азии, начиная с лета 1945 года, певица начала выступать сольно. Дискография Клавдии Ивановны Шульженко (включая записи, вышедшие при жизни певицы) включает около двух десятков пластинок. В ее репертуаре – сотни песен, сотрудничество с известными композиторами и музыкантами, певцами и исполнителями. Самыми любимыми песнями самой исполнительницы были «Вальс о вальсе», «Молчание», «Друзья-однополчане», «Письмо матери», «Школьный вальс» и другие.

Личная жизнь

Первым и единственным официальным мужем Клавдии Ивановны Шульженко был артист из Одессы, конферансье, музыкант Владимир Коралли. Их брак продлился с 1930 по 1955 годы, в 1932 году у пары родился сын Игорь. Поводом для разрыва супругов послужила ревность.


Клавдия Шульженко с мужем и сыном | FMdon

В 1957 году Шульженко встретилась с Георгием Епифановым, кинооператором, который был заочно влюблен в легендарную певицу долгие годы. Он писал ей письма, подписываясь инициалами. На момент встречи Клавдии Ивановне было 50 лет, Жорж был моложе на 12 лет.

Смерть

Последние годы актриса проживала в Москве, в доставшейся ей уже под конец жизни отдельной квартире. Будучи на пенсии, она оставалась верна своим привычкам, как и в молодости, предпочитала французскую парфюмерию, не умела экономить, не хотела расставаться с последними антикварными вещами, хотя большую часть давно уже распродала.


Клавдия Шульженко в последние годы | Pesnyafet

Клавдия Шульженко мечтала посетить Францию, могилу легендарной , с которой ее сравнивали по силе и глубине таланта. Однако ее не выпускали, и певица побывала с гастролями лишь в Германии, Польше и Венгрии.

Клавдия Шульженко снималась в кино в эпизодических ролях, исполняла песни для кинокомедии «На отдыхе». В 1981 году увидели свет ее мемуары «Когда вы спросите меня…».


| Одна родина

Пожилую звезду советской эстрады часто навещали молодые музыканты, певцы, артисты, однако денег от них Клавдия Ивановна не принимала, брала только гостинцы. Удивительно, но только удавалось обмануть бдительность гордой и талантливой женщины. Уходя, она потихоньку прятала под салфетку купюру, а Клавдия Ивановна потом удивлялась, думая, что сама ее там забыла.


Мемориальная доска Клавдии Шульженко | Одна родина

Умерла гениальная исполнительница 17 июня 1984 года. Похоронена Клавдия Шульженко в Москве, на Новодевичьем кладбище.

  • Клавдия Ивановна отказалась прийти на новогоднюю вечеринку к сыну Сталина, сказав, что менять планы за несколько часов до нового года поздно и ее ждут друзья.
  • Шульженко была первой советской актрисой, вышедшей на сцену в брючном костюме, она обожала наряды, изысканные духи. Французский несессер с парфюмерией Клавдии Ивановне удалось сберечь даже во время бомбежек в Ленинграде.
  • Певица знала себе цену и не боялась властей. Когда ее пригласили на награждение орденом не в Кремль, а в другой зал, она отказалась от награды. Однажды Фурцева заставила ее ждать своей аудиенции, и Клавдия Ивановна, разозлившись, ушла, попросив передать, что «министр плохо воспитана».
Поделиться