Приазовская булгария. Великая Болгария. Great Bulgaria. Болгария. Образование и наука

Приазовских болгар и другие родственные им племена в 80-х годах VI века подчинил себе Тюркский каганат. Однако в борьбе против этих восточных тюрков болгары, объединившись вместе, сумели создать большой и сильный союз племен, известный в истории под названием Великая Болгария. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло (кстати, к этому же роду принадлежал в свое время грозный Аттила, вождь гуннов). Главой же государства Великая Болгария, его ханом стал в 632 году Кубрат, племянник Органы. В отдельных источниках, например, в хронике византийского историка Иоанна Никуисского, Кубрат назван крещенным и воспитанным в Византии при дворе императора Ираклия.

Однако некоторые исследователи берут это сообщение под сомнение и говорят, что был крещен и жил в Константинополе не Кубрат, а его дядя Органа. Кубрат же, очевидно, оставался в язычестве, как и все тюрки того времени верил в “Тенгри” (“тенгрианство” – это начальная форма единобожия), ведь неспроста он получил тюркский титул “хан” и имя его было тюркским. Будучи умелым политиком и талантливым полководцем, Кубрат сумел создать централизованное государство, которое недаром было названо в источниках того времени “Великим”.

Великая Болгария занимала территорию в Приазовье, нижнем течении Дона и на Таманском полуострове. Столицей являлся Фанагурис (Фанагория), бывший греческий город-порт на Тамани. Одним из больших городов был также Таматарха – позднее, уже в русский период, он стал известным под названием Тмутаракань.

Население государства вело полукочевой образ жизни. По берегам Дона располагались летние кочевья; некоторые из них достигали довольно крупных размеров длиной до одного или полутора километров вдоль реки. Но люди жили в основном в поселениях как открытых, так и укрепленных земляными валами. Среди укрепленных поселений были настоящие крепости с каменными стенами толщиной иногда до 7 м. Жили как в юртах, так и в настоящих домах, причем юрты были характерны не только для кочевий, но и для других поселений, даже городов – так было во всем полукочевом средневековом мире.

Эти поселения и жилища со всеми другими остатками материальной культуры составляют салтово-маяцкую археологическую культуру. Название этой культуре дали два известных памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. Хотя салтово-маяцкая (или просто салтовская) культура является государственной культурой Хазарского каганата, считается, что ее создали в основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. Эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д. Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты – это в основном арабские диргемы и частично византийские монеты VIII–начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII–IX веками.


Данная культура является крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Позднее она явилась одной из основ культуры волжских булгар.

Кубрат скончался в 50–начале 60-х годов VII века (некоторые отмечают более раннюю и точную дату – 642 год). Его смерть явилась фактическим концом существования созданного им объединения. Вообще, подобные мимолетные государства, пусть с громкими названиями, держались лишь на власти могущественного монарха и после его смерти, как правило, распадались. Так получилось и с Великой Болгарией.

В летописи византийского монаха Феофана Исповедника, составленной в 810–815 годах, приводится древнеболгарская легенда, согласно которой Кубрат оставил после себя пятерых сыновей. Завещал он им никогда не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали над всеми и не попадали в рабство к другим. Легенда эта была широко распространена позднее в устной форме на западе. Там приводится такой эпизод: вот умирающий хан позвал своих сыновей, велел принести связку гибких прутьев и приказал каждому попробовать переломить ее. Никто из них не смог этого сделать. Тогда Кубрат взял из связки один из прутьев и легко его сломал. Вот, сказал он, связку не мог одолеть молодой, сильный воин, тогда как отдельный прут без труда переломил немощный, умирающий старик. И в жизни так: собранные вместе болгары будут непобедимы, а каждая выделившаяся орда будет легко разбита и покорена врагами...

В легенде названы имена трех сыновей Кубрата: старшего звали Батбай, второго – Котраг, третьего – Аспарух (имена двух последних не указываются). Однако крупные исследователи истории хазар и протоболгар М.И.Артамонов и С.А.Плетнева утверждают, что, согласно историческим источникам, у Кубрата было лишь два сына: Батбай и Аспарух. Имя Котраг они связывают с одним из болгарских племен – с котрагами. В целом же сведения о пяти сыновьях отражают вхождение в состав Великой Болгарии пяти этнических групп, т. е. крупных племен.

К этому времени территория Великой Болгарии была значительно урезана нападавшими с востока хазарами.

Сыновья Кубрата остались хозяевами лишь южных районов по Кавказскому предгорью: Батбаю достались земли по Кубани, Аспаруху – верховья этой реки и возвышенность современного Ставрополя.

Хазары все больше теснили болгар. Аспарух с племенем онагуры ушел на запад: вначале он достиг устья реки Дунай, здесь к нему присоединились прибывшие туда ранее другие болгарские племена – кутригуры, а также славяне, которые появились в тех краях сравнительно недавно. Сильная военизированная организация болгар включила в себя славян, и они, составив все вместе сильный союз, вскоре разгромили 50-тысячную византийскую армию – самую крупную регулярную армию того времени. Это произошло в 679 году, а через два года, в 681 году, создали новое болгарское государство на западе – Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска.

Господствующее положение в стране почти на 200 лет заняла династия болгарских ханов: вначале – Аспаруха (до 816 года), затем – Омутарха. Однако постепенно усилилась славянизация болгар, уже при славянском царе Борисе (852–889) в 865 году было принято христианство, а в 894 году – славянская письменность,

созданная там братьями Кириллом и Мефодием. Славянский язык стал официальным языком церкви и государства. Постепенно исчезло этническое различие между тюркоязычными болгарами и южными славянами. В сущности, болгары были поглощены более многочисленными славянами, но оставили за ними свой этноним, т. е. самоназвание.

Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях в Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары, т. е. кубанские, стали называться “черными”. С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар – обратите внимание на близость слов “болгар” и “балкар”. А слово “кара” вообще составляло часть этнонимов ряда тюркоязычных народов, подчеркивая тем самым, что они были смуглыми, чернявыми. Помимо карачалы, были, например, кара-ногаи, известные уже нам кара-хазары, кара-китаи (кара-китаи–это не китайцы, а тюркские племена, обитавшие в VI–VIII веках в Северо-Восточном Китае). Следует также отметить, что с именем Батбая связан известный в науке Перещепкинский клад золотой и серебряной посуды, драгоценного оружия, украшений, в том числе и золотых перстней его отца Кубрата и двоюродного дяди Органы. Клад найден у с. Малая Перещепина Полтавской области.

Раньше писали, что третья группа болгар во главе с легендарным Котрагом после смерти Кубрата направилась на. Среднюю Волгу. То, что не было такого ханзадэ (царевича), а существовало племя котрагов, уже научно доказано. К тому же археологические исследования показали, что болгары появились в наших краях не сразу после описанных событий середины VII века. Все болгары, оставшиеся в Приазовье и прилегающих районах, вошли в Хазарский союз племен и создали вместе с ними и особенно аланами названную выше салтовскую археологическую культуру и существовали там почти до конца VIII века.

Появились же болгары в Среднем Поволжье, на территории нашего Татарстана и прилегающих землях южнее и юго-западнее, именно где-то в конце VIII–начале IX веков.

Ключевые слова

ДУНАЙСКАЯ БОЛГАРИЯ / БАЛКАНО-ДУНАЙСКАЯ КУЛЬТУРА / BALKAN-DANUBE CULTURE / САЛТОВО-МАЯЦКАЯ КУЛЬТУРА / SALTOV-MAYATSKAYA CULTURE / КРЕМАЦИЯ ИЗ ИЗМАИЛА / CREMATION FROM ISMAIL / МОГИЛЬНИК СЛОБОДЗЕЯ / CEMETERY AT SLOBOZIA / FIRST BULGARIAN KINGDOM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы - Руссев Николай Дмитревич

Болгария возникла в районе дельты Дуная, являвшемся важной частью ханских владений. После крещения северо-восток Болгарии постепенно обособился, став прибежищем последователей традиционного образа жизни. Погребения связываемой с болгарами балкано-дунайской культуры немногочисленны, но разнообразны и совершены по языческим обрядам кремация из Измаила , погребение у Садового и могильник Слободзея .

Похожие темы научных работ по истории и археологии, автор научной работы - Руссев Николай Дмитревич

  • О возможной роли венгров в истории Карпато-Днестровских земель в IX-X вв

    2018 / Рабинович Роман Аронович
  • К вопросу о полиэтничности в раннесредневековой Молдове

    2006 / Рабинович Роман
  • Карпато-днестровские земли и Киевская Русь: особенности взаимодействия

    2007 / Рабинович Роман
  • Этногенез волохов, предков молдаван, по данным археологии (историографический аспект)

    1999 / Федоров Георгий Борисович
  • Этнокультурная ситуация в IX веке в Нижнем Поднестровье и венгерский фактор

    2018 / Тельнов Николай Петрович
  • «Яко ту вся благая сходятся»: антропология дунайской трагедии 968-971 гг.

    2000 / Н. Д. Руссев
  • История гетов в лесостепи юго-восточной Европы (конец vi – вторая половина iv вв. До Н. Э.)

    2010 / Левинский Александр Николаевич
  • Дирхемы на территории Молдовы: культурно-исторический контекст

    1999 / Рабинович Роман Аронович
  • Предки русинов и кочевники: Вопросы этнокультурного взаимодействия

    2014 / Суляк Сергей Георгиевич
  • Восточнославянские древности VIII-X вв. Днестровско-прутского междуречья

    1999 / Тельнов Николай Петрович

North-Eastern Possessions of the First Bulgarian Kingdom in 7th-10th cc.: History and Burial Sites

Bulgaria emerged in delta of the Danube River, which was an important area of khan"s possessions. A?er Christianization, north-eastern part of Bulgaria gradually got separated and became an asylum for advocates of the traditional way of life. Burials of the Balkan-Danube culture associated with Bulgarians are not numerous, but they are diverse and follow pagan rites: cremation from Ismail , a burial from Sadovo and a cemetery at Slobozia .

Текст научной работы на тему «Северо-восточные владения Дунайской Болгарии VII-X вв. : история и погребальные памятники»

Н. Д. Руссев

North-Eastern Possessions of the First Bulgarian Kingdom in 7th-10th cc: History and Burial Sites.

Bulgaria emerged in delta of the Danube River, which was an important area of khan"s possessions. After Christianization, north-eastern part of Bulgaria gradually got separated and became an asylum for advocates of the traditional way of life. Burials of the Balkan-Danube culture associated with Bulgarians are not numerous, but they are diverse and follow pagan rites: cremation from Ismail, a burial from Sadovo and a cemetery at Slobozia.

Tinuturile nord-estice ale Taratului Bulgar Tn sec. VII-X: istoria si monumentele funerare.

Bulgaria a aparut Tn delta Dunarii, o zona de mare importanta pentru tinuturile hanului. Dupa adoptarea cre§tinismului, nord-estul Bulgariei treptat s-a izolat, devenind astfel un refugiu pentru adeptii modului traditional de viata. Cu toate ca mormintele ce se atribuie culturii balcano-dunarene asociate cu bulgari nu sTnt numeroase, ele sTnt diverse §i executate conform traditiilor pagTne: mormTntul cu crematie de la Ismail, mormTntul din Sadovo §i cimitirul din Slobozia.

Н. Д. Руссев.

Северо-восточные владения Дунайской Болгарии VII-X вв.: история и погребальные памятники

Болгария возникла в районе дельты Дуная, являвшемся важной частью ханских владений. После крещения северо-восток Болгарии постепенно обособился, став прибежищем последователей традиционного образа жизни. Погребения связываемой с болгарами балкано-дунайской культуры немногочисленны, но разнообразны и совершены по языческим обрядам - кремация из Измаила, погребение у Садового и могильник Слободзея.

Keywords: First Bulgarian Kingdom, Balkan-Danube culture, Saltov-Mayatskaya culture, cremation from Ismail, cemetery at Slobozia.

Cuvinte cheie: Taratul Bulgar, cultura balcano-dunareana, cultura Saltov-Mayatskoye, crematia de la Ismail, cimitirul din Slobozia.

Ключевые слова: Дунайская Болгария, балкано-дунайская культура, салтово-маяцкая культура, кремация из Измаила, могильник Слободзея.

Во второй половине VII в. по узкой полосе степей, прилегающих к черноморскому побережью, к Дунаю пробились болгары Аспаруха. Согласно сообщениям византийских авторов, хан «поселился у Истра, достигнув места, удобного для поселения, сурового и неприступного для противника, называемого на их языке Оглом». Среди его болот, рек и круч болгары устроили своего рода крепость. Здесь в 679-680 гг. Аспарух впервые разгромил и прогнал войска ромеев, заставив императора Константина Погоната (668-685) платить

дань (Чичуров 1980: 61, 162). «Повесть временных лет» отметила, что пришли «от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян» (ПВЛ 1996: 10/146). В другой трактовке концовка фразы передана словами «были насильники славянам» (ПВЛ 1950: 208), зафиксировавшими господствующее положение болгар на Нижнем Дунае. Вероятно, с этого времени развиваются взаимозависимые процессы освоения болгарами византийского опыта и расставания с традициями степи.

© Н. Д. Руссев, 2010.

1. Между цивилизацией и варварством

Уже Тервел (700-721), сын Аспаруха, вмешался в спор за византийскую корону. Двинув на Константинополь «весь подвластный ему народ булгар и славинов», он вернул власть свергнутому с престола Юстиниану II (685-695, 705-711). За эту услугу император уступил болгарам некоторые пограничные территории, хотя коренные владения хана по-прежнему находились в низовьях Дуная. На это указывает маршрут Юстиниана II, прибывшего из крымского изгнания «к Тервелю, владыке Булгарии», императора Галиада не случайно бросила якорь в устье Дуная (Чичуров 1980: 63, 163-164). Очевидно, близлежащие земли по обе стороны реки являлись ядром «Булгарии» и надежно контролировались центральной властью.

В дальнейших болгарско-византийских отношениях ключевым фактором стали славяне. При Константине V (741-775) они во множестве перешли из болгарских владений в земли империи, войска которой совершили не менее пяти больших походов против северных соседей. Показательно, что в войнах с болгарами василевс, подобно своим предшественникам, раз за разом направлял флот к устьям Дуная. В кампании 756 г. участвовало до 500 кораблей ромеев: «Очутившись у реки Истр, они предали огню земли булгар и взяли немало пленных». В событиях 763 г. император отправил к Дунаю около 800 судов. Тогда же 20 тыс. славянских воинов «из соседних племен» сражалось на стороне болгар. В 774 г. против них был выдвинут «флот из 2-х тысяч хелан-диев», причем в дельту реки направился и сам василевс (Чичуров 1980: 68-69, 166-167; Златарски 1970: 278-306).

Кризис Болгарии, наступивший в том числе в связи с прекращением династии Дуло, удалось преодолеть лишь при Круме (803-814). Вторжения этого хана в Византию 811-813 гг. привели к разрушению многих крепостей Восточной Фракии, а у Адрианополя болгары взяли огромный плен - только мужчин до 10 тыс. По приказу хана невольников с семьями поселили «в Болгарии за Дунаем», где-то в низовьях Серета, Прута и Южной Бессарабии. За христианами, именующимся в источниках «македонцами», сохранили право ношения оружия и даже военную организацию во главе со стратилатом. В число перемещенных ромеев попал ребенком и будущий император Василий I (867-886), основатель Македонской династии (Златарски 1970: 357-358). По-видимому, в землях к северу

от дельты Дуная болгары испытывали особенный недостаток оседлого населения.

Предполагается, что появившееся тогда для обозначения северных владений Болгарии, на левом берегу реки - определение «за Дунаем» (Божилов 1979: 176-185), касалось территорий, установленных договором с Франкской империей. Судя по всему, они проходили по Тисе к верховьям Прута, а далее вниз по реке, линии Леово - Бендеры и затем по Днестру к морю (Златарски 1970: 323). В «Деяниях венгров» недвусмысленно сообщается, что болгарский хан завладел пространством между Тисой и Дунаем «до самых пределов рутен и поляков и там поселил скла-вов и болгар» (ЛИБИ 2001: 13, 25). «Описание крепостей и областей на северном берегу Дуная» баварского географа начала IX в. говорит, что задунайские земли Болгарии обширны и на них находится пять крепостей. Их население весьма многочисленно, что по мысли анонима объясняет, почему этому народу нет нужды строить большое количество крепостей (Гюзелев 1981: 68-70, 80). Некоторые исследователи распространяют задунайские территории Болгарии до Днепра (Божилов 1979: 183-184).

Действительно, хан Омуртаг (814-831) вел борьбу с хазарами на северо-во стоке. Около 818-824 гг. во время похода в земли каганата утонул в Днепре болгарский военачальник Окорсис (Бешевлиев 1979: 212-214, № 59). Возможно, правитель Болгарии вмешался в дела соседей, стремясь защитить родственных «каваров» или «кабаров» (Константин Багрянородный 1991: 163). Предполагается, что речь идет о «черных болгарах», взбунтовавшихся против насаждавшегося в Хазарии иудаизма (ср. Димитров 1998: 21; Златарски 1970: 393-395).

Проводя территориально-административные преобразования, Омуртаг разделил разросшееся Болгарское государство на 10 частей, подорвав племенную автономию славян. Отныне центральную область, именовавшуюся «внутренней», окружало 9 провинций - «комитатов», начальники которых назначались из Плиски и зачастую являлись близкими родственниками хана. Один из комитатов с центром в Доростоле (Силистре) составляли земли Добруджи и юга Карпато-Днестровского региона. Важнейшая задача его комита состояла в охране устий Дуная от византийского флота. Другой северовосточный комитат, вероятно, включавший редко населенные районы до Днепра, мог возглавлять упомянутый Окорсис (Венедиков 1979: 92-95).

Около 837 г. византийцам удалось вывезти на родину пленников, поселенных за Дунаем Крумом. Посланные императором Феофилом (829-842) корабли вошли в реку, на левом берегу которой болгарский комит вступил в бой с «македонцами». В отсутствие находившихся у южных границ страны основных сил, болгары прибегли к помощи живших неподалеку венгров. Тем не менее, часть византийцев сумела прорваться к кораблям и возвратиться на родину вместе с семьями (ГИБИ 1964: 156-157; 1965: 136-137; ср. Златарски 1970: 432-435; Венедиков 1979: 92-93; Димитров 1998: 21-22). Как сказано в старославянском варианте этой истории, в числе спасшихся ро-меев и будущий василевс «от злыих же избег сетей блъгарскыих» (ХКМ 1988: 197).

Крутой поворот в истории Болгарии произошел с принятием христианства, когда «очень жестокий и воинственный болгарский народ в большей своей части оставил идолов, отрекся от языческих суеверий, поверил в Христа» (Гюзелев 2006: 188). Подвиг хана Бориса, крещенного в Михаила, состоял в том, что «силой Христа и крестным знаком он победил черствое и непокорное болгарское племя, ... разорил их жертвенники» (Богданов 1980: 66). Христа ради в 865 г. он уничтожил 52 рода старой болгарской знати, олицетворявшие верхушку приверженцев язычества (Гюзелев 1969; 2006: 188; Божилов 1995: 86; Рашев 2001: 124).

Между тем его сын Владимир-Расате, заняв престол, стал «всеми средствами возвращать новокрещенный народ к языческим обрядам». Однако в 893 г. отец, ушедший было в монастырь, взялся за оружие, лишил власти Владимира и «созвал все свое царство» - собор, который возвел на трон Симеона. Старому князю пришлось публично припугнуть младшего сына повторением судьбы брата на случай, если он «отступит от истинного христианства» (Гюзелев 2006: 188; Рашев 2001: 150-152).

«Полугрек» Симеон стремился создать новую империю, в которой Византия увидела угрозу своему существованию. Поэтому в 922 г. вселенский патриарх уверял царя болгар, что императоры «не перестанут возбуждать для вашей гибели всякий народ» (Тихомиров 1947: 137). Еще в 894-896 гг. венгры, разорив задунайские владения болгар от Днестра до Тисы, при поддержке императорского флота переправились через Дунай, опустошили Добруджу и достигли Преслава. Только помирившись с греками, Симеон в союзе с печенегами сокрушил венгров (Димитров 1998: 29-37).

Очевидно, что обособление владений Болгарии за Дунаем происходило по мере христианизации балканских земель и притока новых волн кочевников. Все более значимым становилось воздействие печенежского фактора. Болгарское руководство вынужденно лавировало между единоверными византийцами и этнически близкими тюркскими язычниками. Не случайно константинопольский патриарх в 917 г. укорял Симеона за многократные попытки «посредством браков своих детей» (МДСБ 1991: 83) добиться союза с печенегами, кочевья которых находились уже вблизи Дуная. В середине X в. четко зафиксировано, что «булгары проявляют постоянное старание и заботу о мире и согласии с пачинакитами», явно опасаясь агрессии соседей. Земли печенегов от владений Болгарии разделяли всего полдня пути (Константин Багрянородный 1991: 41, 157, 163). Разумеется, болгары и печенеги общались друг с другом на своих тюркских наречиях. Махмуд Кашгарский прямо указывает, что язык печенегов родствен говорам болгар и сувар (Коледаров 1977: 57).

Приведенные факты отражают тесные взаимосвязи остававшихся в степях СевероЗападного Причерноморья болгар-язычников с родственными по языку и культуре печенегами. Не стоит забывать, что к Дунаю с востока время от времени переселялись и новые группы собственно болгар. Так кавары, проиграв войну хазарам, бежали из родных мест и «поселились в земле пачинакитов» (Константин Багрянородный 1991: 163).

Как выясняется, среди болгар еще долго держались традиции предков. На периферии им ничего не угрожало, а в христианизированных землях они лишь отступили, приняв латентные формы существования. В середине X в. элементы тюркского язычества отмечены даже в царствующем доме. Баян - один из сыновей Симеона - «настолько изучил магию, что внезапно мог превращаться из человека в волка и во всякого другого зверя». Вместе с братом Иоанном они носили не принятую при дворе одежду византийского образца, а традиционное «болгарское платье» (Гюзелев 2006: 189, 263). Царской власти приходилось смотреть сквозь пальцы на демонстративные проявления приверженности язычеству, начиная от чисто внешних атрибутов до шаманских обрядов. Очевидно, все еще существовало идолопоклонничество с культом Тангры. И к своим божествам, и к своим единоверцам ревнители старой религии должны были обращаться по-дедовски, на болгарско-тюркском наречии.

Такая обстановка в северо-восточных областях державы Симеона и его преемника Петра (927-970) способствовала мирному проникновению сюда печенегов. Новые переселенцы из степей Северного Причерноморья упрочивали живучесть тюркского язычества в приду-найском регионе, постепенно придавая краю иной вектор этнополитического развития.

В современной исторической науке нет четких представлений о судьбе населения, сохранявшего после крещения Болгарии основы материальной и духовной культуры своих предков, в том числе тюркский язык и тан-гристскую религию (см. Добрев и др. 2008). Значительная часть тюркоязычных болгар, лишенных отчасти ославянившейся, отчасти уничтоженной аристократии, была вытолкнута на обочину общественной жизни. По всей видимости, они уцелели в степях по обе стороны Нижнего Дуная, включая исторический «Огл» («Онглос») и «Болгарскую пустыню» - Добруджу, где имелись условия для скотоводческого уклада жизни и еще в середине XII в. паслись «огромные стада диких животных» (Божилов, Гюзелев 2004: 379). Такие политически аморфные группы сравнительно легко взаимодействовали с более активными тюрками-язычниками, представители которых в благоприятной обстановке могли составить ядро вновь формирующегося этнополитического конгломерата. Этот процесс заметен уже в середине X в., когда Болгария без сопротивления сдала печенегам почти все свои степные владения к северо-востоку от низовий Дуная.

Ускоренное наслоение существенной «печенежской добавки» на болгарскую основу происходило после установления власти Византии в Нижнем Подунавье, где отмечено пребывание т. н. «миксоварваров» (Тъпкова-Заимова 1976: 126-128). Михаил Атталиат утверждает, что пришедшие из-за Истра «скифы» (печенеги) не только принесли в городскую повседневность «скифский образ жизни», но и кардинально изменили настроения горожан - некоторые из них задумали отбросить власть ромеев, используя «печенежский народ». Когда болгарин Нестор, отправленный катепаном в не желавшую подчиняться императору Дристру (Силистру), обнаружил тут передавших крепость печенежскому вождю Татрушу сородичей, он переметнулся на сторону «местных жителей» и начал непримиримую войну с византийцами, приобщив к ней «и печенежское племя» (ГИБИ 1965: 183).

Археологические проекции, развернутой здесь исторической картины, хотя и существуют в историографии, до сих пор толкуются далеко неоднозначно.

2. Сплетенье захороненных традиций

С ранне средневековыми болгарами в междуречье Прута, Нижнего Дуная и Днестра связывается балкано-дунайская культура, которую на протяжении ряда десятилетий сближают со староболгарской культурой в Болгарии (Ваклинов 1977), культурой Дриду в Румынии (ЕаЪапа 1967), салтово-маяцкой культурой в России и Украине (Артамонов 1962; Плетнева 1981). Несмотря на то, что изучение данного круга древностей ведется давно, проблематика в целом остается не вполне ясной даже для специалистов. В частности, это касается и погребальных памятников, консервировавших наиболее характерные признаки этнических традиций дохристианской эпохи.

В свое время была высказана точка зрения о том, что на территории Молдавской ССР следует различать 4 варианта балкано-дунайской культуры, названных именами наиболее исследованных памятников - Калфа, Ханска, Петруха и Стынкауцы. В рамках того же обобщения проводились и первые попытки анализа погребального обряда (Хынку 1974: 143-147).

Особенный интерес представляют материалы двух грунтовых некрополей лесостепной полосы, расположенных у поселения Ханска - Кэпрэрия и Лимбарь, которые соответственно датированы X-XI и XII-XIV вв. Захоронения здесь совершались главным образом по христианскому обряду, но с отдельными языческими элементами, которые более явственны на памятнике Кэпрэрия. В пределах этого кладбища, на котором открыто 75 погребений, выделена территориально обособленная группа из 8 скорченных захоронений и 7 кенотафов, которые не находят аналогий в числе 96 могил, раскопанных на Лимбарь. Предполагалось, что они являются тюрко-болгарскими (салтовскими); их носители уже утратили этнографические характеристики, но еще сохраняли антропологическую специфику. На обоих некрополях зафиксированы случаи ритуальных погребений домашних животных и расчленения покойников, а также элементы, возможно, свидетельствующие о распространении богомильского обряда положения умерших в могилу (Хынку 1970; 1973; 1974: 140-143).

Кроме того, погребения открыты в лесном массиве - Оргеевских кодрах - на памятниках, отнесенных к варианту Петруха. Так, в пределах селища Лукашевка V зафиксированы три ингумации с западной ориентацией. Отличительной чертой могильника у поселения Бранешты XIII является присутствие

на фоне абсолютного большинства совершенных по-христиански погребений кремаций - 97 против трех (Хынку 1969; 1974: 140).

Среди жилищ и ям на городище Калфа раскопано 6 погребений разной ориентации, из которых только одно содержало вещи. Все они интерпретированы как нехристианские, принадлежащие праболгарам и датированы концом X в. - временем, когда жизнь в этом пункте вовсе прекратилась (Чеботаренко 1973: 73-75).

Трактовка всей совокупности описанных археологических комплексов как вариантов единой балкано-дунайской культуры встретила довольно резкие возражения (Федоров, Чеботаренко 1974; Бырня, Рафалович 1978; 1983; Чеботаренко 1982). В результате культурно-хронологическая атрибуция памятников, в том числе погребальных, была пересмотрена. Поселения типа Стынкауцы пришлось исключить из числа памятников балкано-дунайской культуры. Материальная культура поселений центральной части Пруто-Днестровского междуречья (варианты Петруха и Ханска), согласно другой трактовке, сложилась в контактной зоне древнерусского и южнославянского населения под влиянием кочевых волн, прибывавших сюда через степи Северного Причерноморья, и в целом датируется X-XII вв. (Чеботаренко 1982: 41-42). Еще одно мнение состоит в том, что памятники типа Петруха - Лукашевка являются результатом этнокультурного синтеза древнерусского населения с поселившимися в регионе салтовцами (Рабинович, Гукин 1991: 208-211).

После пересмотра артефактов Бра-нештский могильник считается оставленным христианским населением второй половины X - первой половины XI вв., которое сохраняло некоторые языческие черты погребальной обрядности. В частности это выразилось в наличии при умерших значительного числа вещей (всего более 300 экз.) и кремации отдельных усопших. Анализ погребального инвентаря - керамики, украшений, орудий труда и предметов вооружения - дали основания для определения древнерусской этнической принадлежности памятника. Сравнительно-антропологическое изучение позволило установить восточнославянский облик людей, похороненных в районе Бранешт, и их этногенетическую связь с проживавшими севернее древлянами (Федоров, Чеботаренко 1974: 105-108; Великанова 1975: 91-113; 1983: 25).

Поселение Лукашевка V относится к последнему периоду обитания посада древнерус-

ского Лукашевского городища. Здесь найдены безынвентарные погребения, два из которых совершены одновременно внутри заброшенного жилища, но ориентированы в разные стороны. Судя по всему, трупы людей были закопаны в спешке без строгого соблюдения обряда. Не случайно вблизи них, практически на том же уровне обнаружен скелет собаки. Возможно, открытые останки являются свидетельствами гибели посада, датируемой около середины XII в. На селище встречаются материалы, характерные не только для восточных, но и южных славян, что отмечено в полуземлянке 5 с двумя погребенными. Известны на памятнике и находки вещей, свойственных для кочевников (Федоров, Чеботаренко 1974: 103-105; Федоров, Чеботаренко 1982: 30, 42-45). Типологически и хронологически сходная ситуация с захороненными в котловане заброшенной землянки убитыми людьми отмечена и на селище Бранешты XIII, что может указывать на общность судеб этой группы обитателей Оргеевских кодр (Рабинович, Гукин 1991: 213-214).

Могильники Кэпрэрия и Лимбарь признаны в значительной мере синхронными в пределах XI в., хотя захоронения на первом начали и прекратили совершаться раньше. Погребения Кэпрэрии принадлежат смешанному населению, включавшему славян и осевших рядом с ними кочевников - алано-болгар и печенегов. Материалы некрополя Лимбарь оказались неоднородными, связанными с восточными и южными славянами, а в какой-то мере и со степняками. Краниологические измерения показали, что погребенные здесь люди представляли «механическую смесь». Исследование установило близость женских черепов этого могильника местным славянам, а мужских - людям с некоторыми монголоидными чертами. Это население, пришедшее в Пруто-Днестровское междуречье с востока, обнаружило близкое родство с болгарской группой носителей салтово-маяцкой культуры, но по антропологии существенно отличалось от обитателей балкано-карпатской области (Федоров, Чеботаренко 1974: 108-116; Великанова 1975: 114-138; 1983: 25-26; Чеботаренко 1982: 54).

Так, к собственно балкано-дунайской культуре оказались принадлежащими только памятники типа Калфа, определенные как южнославянские, во многом идентичные староболгарским поселениям, едва ли надолго пережившим гибель Первого Болгарского царства. Четыре десятилетия назад речь шла о 89 памятниках, разделенных на две группы: нижнедунайскую VIII-X вв. - 62 поселения

Рис.1. План погребения №10 из кургана №1 у с. Саровое, 1990 г.

и нижнеднестровскую X в. - 27 (Чеботаренко 1969: 211-229). Последние сводные данные о количестве «древнеболгарских (южнославянских) поселений степного междуречья Дуная и Днестра» касаются 137 памятников конца VIII - начала XI вв.: 102 селища зафиксированы в районе придунайских озер, а 35 - по правой стороне Нижнего Днестра (Козлов 1991; 1996: 109, рис. 5; 1997: 103, рис. 1, 3). Показательно, что если первоначально часть поселений Пруто-Днестровского региона даже авторитетные исследователи считали вариантом салтово-маяцкой культуры (Плетнева 1967: 7-8, 12, 187-188; 1981а: 64-65; 1981б: 75-77), то затем спорные памятники стали восприниматься как «единая культура Болгарского государства IX-X вв.» (Плетнева 1990: 88).

Особенности археологических комплексов региона VIII-XII вв., конечно же, свидетельствуют об условности их отнесения к одному культурно-хронологическому горизонту. Что касается погребальных памятников, то имеющихся данных для точных заключений, к сожалению, не хватает. В том числе и по этой причине географически «широкозахватные» подходы не могут сделать результаты новых работ научном в плане ни выразительными, ни правдоподобными (см. ТеПшс 1996; Musteata 2005).

Определенные надежды на это появились недавно, в связи с публикацией интереснейшего могильника рассматриваемой эпохи, открытого на левобережье Днестра. Еще в 1994 г. между населенными пунктами Чобручи и Слободзея, в северо-восточной части образованного рекой мыса, был раскопан насыпанный в эпоху энеолита курган. В нем обнаружены 43 разновременных погребения, из которых 26 впускных и наиболее поздних принадлежат раннесредневековым кочевникам. Простые ямы, западная с сезонными отклонениями ориентация трупополо-

жений, ритуальное разрушение большинства скелетов и найденный в 14 могилах погребальный инвентарь позволили отнести этот функционировавший на протяжении около полувека, несомненно, языческий некрополь к концу VIII - первой половине IX вв. По мнению издателей материалов, погребальный комплекс на левом берегу Днестра может быть причислен к степному болгарскому варианту салтово-маяцкой культуры и в то же время к раннему периоду балкано-дунайской культуры (Щербакова и др. 2008: 4-6, 12, 69, 91-92, 137).

Вероятно, сопоставимым с захоронениями из-под Слободзеи может являться впускное погребение № 10, обнаруженное в 1990 г. при раскопках расположенного на берегу Днестровского лимана у с. Садовое (Белгород-Днестровский район Одесской области Украины) кургана № 1. Оно сохранилось частично - только кости голеней и часть ступни. Судя по положению ног, погребенный был уложен головой на запад (рис. 1). Могильная яма, контуры которой прослежены не четко, была подпрямоугольной формы со скругленными углами - 150^55 см, глубина не превышала 60 см. Как сказано в полевом дневнике, по всей площади ямы на разных уровнях - от 35 до 60 см - найдены «обломки разбитого горшка (гончарного) балкано-дунайской культуры с характерным волнистым орнаментом». Они и являются основанием для причисления захоронения к болгарским древностям. К сожалению, поиски в фондах Одесского археологического музея этих достаточно крупных керамических фрагментов пока не принесли ожидаемых результатов1.

1 За информацию о данном погребении приношу благодарность автору раскопок, научному сотруднику Одесского археологического музея НАНУ А.Е. Малю-кевичу.

В сентябре того же 1990 г. на территории бывшей турецкой крепости Измаил (Одесская область Украины) велись охранные археологические раскопки. Раскоп тянулся от Дуная вдоль общежития местного техникума механизации и электрификации сельского хозяйства, со стороны расположенной в здании бывшей мечети диорамы «Штурм крепости Измаил». Здесь мною выявлены следы ран-несредневекового могильника, по всей видимости, почти полностью разрушенного культурными напластованиями османского периода.

Речь идет об открытых примерно в 100 м от берега Дуная трех обломках днищ и не скольких фрагментах стенок гончарной керамики, а также раздавленном горшке с остатками кремации. Культурный слой времени бытования найденной керамики практически целиком уничтожен позднейшей деятельностью людей, надо думать, в XVII-XVIII вв. По этой причине проследить его не удалось. За исключением горшка-урны, остальные фрагменты раннесредневековой посуды зафиксированы в перемещенном состоянии на глубине 0,6-0,8 м от современной дневной поверхности - кв. 301 и 307 (Росохацкий 1991: 4, рис. 18, 2-4).

Горшок с безынвентарной кремацией (рис. 2) выявлен на останце при переходе к материковому грунту - северо-восточный угол кв. 315, глубина 1,2 м. Форма ямы, в которую он был помещен, не прослеживалась также из-за позднейших перекопов. Пережженные человеческие кости заполняли примерно две

Рис.2. Горшок-урна из Измаила, 1990 г.

трети объема сосуда. Трупосожжение можно отнести к числу чистых, хотя наряду с кальцинированными костями обнаружены несколько угольков погребального костра. Остатки скелета (фрагменты трубчатых костей длиной 4-6 см и черепной крышки) дают возможность заключить, что погребение принадлежало взрослому человеку.

Погребальной урной служил гончарный сосуд вытянутых пропорций, характерный для балкано-дунайской культуры. Размеры горшка: высота - 26 см, диаметр венчика - 18 см, максимальный диаметр тулова - 23 см, диаметр дна - 11 см. Сложно профилированный венчик отогнут наружу. Шейка сосуда короткая, довольно резко переходит в крутое плечо, где горшок достигает наибольшего диаметра, а затем сужается ко дну. В центральной части плоского дна расположено рельефное клеймо - изображенный широкой линией круг, в который вписан исполненный тонкими линиями квадрат с крестом (рис. 3).

Горшок изготовлен из плотного глиняного теста, содержащего примесь крупного песка. Обжиг горновой, закисный. Тулово сосуда практически сплошь покрывает врезной орнамент из прямых горизонтальных линий. Орнаментальное поле начинается сразу же под венчиком и спускается ко дну горшка (Росохацкий 1991: 5, рис. 18, 1). Судя по найденным поблизости в кв. 301 и 307 керамическим обломкам, подобным образом можно охарактеризовать и другие сосуды, от которых сохранились только фрагменты.

Совершенно, очевидно, что на территории османской крепости Измаил XVI- XIX вв. некогда находился ранне средневековый некрополь с кремациями в урнах, к сожалению, совершенно бесперспективный для целенаправленного археологического изучения. Можно допустить, что могильник принадлежал открытому в 1979 г. С. В. Паламарчук поселению балкано-дунайской культуры Матроска2, находящемуся ниже по склону на берегу р. Репида, которая впадает в Дунай в пределах современного Измаильского порта (Козлов 1991: прил. 1, № 40).

Близкую аналогию погребальной урне из Измаильской крепости удалось найти среди богатого керамического материала поселения Орловка IV, расположенного в 6 км к северу от одноименного села Ренийского района Одесской области. Открытое разведками

2 Подъемный материал с памятника хранится в фондах Измаильского музея А.В. Суворова.

Рис.3. Дно горшка-урны с клеймом (а), прорисовка клейма (б).

Л. В. Субботина в 1964 г. на плато восточного берега озера Кагул небольшое селище площадью 200x100 м (Чеботаренко 1969: 222-223) исследовал в 1985 и 1987 гг. В. И. Козлов. Значительный интерес представляет керамика Орловки IV, в частности 1142 фрагмента из постройки 2 (погреб). Они принадлежат не менее чем 54 горшкам, 40 из которых удалось реконструировать. В их числе выявлен сосуд очень похожий на горшок-урну из Измаила. У этих изделий сходными вплоть до совпадения деталей оказались формы, размеры, характер орнаментации и клейма на дне (Козлов 1991: прил. 1, № 65, рис. 67: 33)

Разнообразие и «культурная гибридность» сравнительно малочисленных погребальных памятников требуют более корректной постановки вопроса о специфике развития этнокультурных процессов на северо-востоке владений Дунайской Болгарии в VII-X вв. и в тех же местах, но уже после падения болгарской государственности - в XI и отчасти в XII вв.

Во втором случае надо иметь в виду, что группы поселений типа Ханска и Петруха - Лукашевка, несомненно, появились тогда, когда Болгария как государство потеряла власть над большей частью региона. Как представляется, возможное участие в их формировании носителей балкано-дунайской, а равно и салтово-маяцкой культур должно стать предметом отдельного исследования.

Думается, что оба массива ранне средневековых поселений, являющиеся собственно балкано-дунайскими, возникли в результате освоения южной части Пруто-Днестровского

междуречья встречными волнами разновременных переселенцев из-за Дуная, Поднестровья и Заднестровья. Единственное погребение, принадлежащее придунайской группе, - кремация из Измаила - безукоризненно вписывается в круг такого рода дохристианских древностей, известных в Болгарии и Румынии по материалам IX в. Погребальные памятники Приднестровья, напротив, представлены исключительно ингумациями. По целому ряду признаков они также должны интерпретироваться как языческие, в какой-то мере близкие к кочевническим.

Особое внимание привлекает могильник Слободзея, который вопреки географической близости к приднестровской группе, находится в зоне, где до сих пор не выявлен ни один памятник как балкано-дунайской, так и сал-товской культур. По характеру он, безусловно, неоднороден, что отличает его от уже известных языческих некрополей болгар. По некоторым чертам (захоронению чучел

Рис.4. Горшок из погреба Орловка IV (по В. И Козлову).

коней, наличию отдельных сосудов) можно предполагать пребывание в группе продвинувшихся сюда с востока кочевников не только болгар, но и представителей других племен, в частности печенегов. На это указывает и возможность более поздней (вплоть до первой половины X в.) датировки части погребений - №№ 16, 17, 36, 38, 40.

Для памятников балкано-дунайской культуры характерно практически полное отсутствие типично христианских погребений и предметов культа, например обычных и даже массовых для северо-восточных земель современной Болгарии находок нательных крестиков и медальонов. Это может указывать на то, что задунайские земли после христианизации,

действительно, оставались своеобразным убежищем язычников.

Разумеется, еще не все высказываемые здесь предположения и догадки находят достоверные подтверждения. Приходится, как и прежде, рассчитывать на скорые открытия новых погребальных комплексов рассматриваемого культурно-исторического круга, а также на усовершенствование методов точного датирования вещевых находок. Словом, «неотработанность вопросов хронологии» в качестве причины расхождений в трактовках этих древностей (Плетнева 1967: 7-8, 12, 187-188; 1981а: 64-65; 1981б: 75-77) остается для археологов-медиевистов камнем преткновения.

Литература

Бешевлиев В. 1979. Първобългарски надписи. София: изд-во на БАН.

Богданов И. 1980. Безсмърни слова. Коментирани лите-ратурни паметници. София: изд-во на Отече-ствения фронт.

Божилов И. 1979. «Анонимът на Хазе»: България и Византия на Долни Дунав в края на X век. София: изд-во на БАН.

Божилов И. 1983. Цар Симеон Велики (893-927): Злат-ният век на Средновековна България. София: изд-во на Отечествения фронт.

Божилов И. 1995. Седем етюда по Средновековна история. София: Анубис.

Божилов И., Гюзелев В. 2004. История на Добруджа. Т. 2. Средновековие. Велико Търново: Фабер.

Божилов И. Димитров Х. 2004. РгоЬэЪи^апса. (Заметки по истории протоболгар до середины IX в.). БушпёпоЬи1дапса IX, 7-61.

Бырня П. П., Рафалович И. А. 1978. Проблема местного населения Днестровско-Прутского междуречья X-XII вв. и балкано-дунайская культура. Известия АН МССР. Серия общественных наук (1), 65-75.

Бырня П. П., Рафалович И. А. 1983. Проблемы этнической истории Днестровско-Карпатских земель в конце I - начале II тысячелетия н. э. В.: Зеленчук В. С. (отв. ред.). Славяно-молдавские связи и ранние этапы этнической истории молдаван. Кишинев: Штиинца, 79-98.

Ваклинов С. 1977. Формиране на старобългарската култура VI-XI век. София: Наука и изкуство.

Великанова М. С. 1975. Палеоантропология Прутско-Днестровского междуречья. Москва: Наука.

Великанова М. С. 1983. Итоги и перспективы палеоан-тропологических исследований в Днестровско-Прутском междуречье. В.: Зеленчук В. С. (отв. ред.). Славяно-молдавские связи и ранние этапы этнической истории молдаван. Кишинев: Шти-инца, 20-30.

Венедиков И. 1979. Военното и административното устройство на България през IX и X век. София: военно изд-во.

ГИБИ 1964, 1965: Гръцки извори за българската история. Т. V, VI. София: изд-во на БАН.

Гюзелев В. 1969. Княз Борис I. София.

Гюзелев В. 1981. Средновековна България в светлината

на нови извори. София: Народна просвета.

Гюзелев В. 2006. Покръстване и христианизация на българите. Извороведческо изследване с приложение. София: Тангра ТанНакРа ИК.

Димитров Д. 1987. Прабългарите по Северното и За-падното Черноморие. (Към въпроса за тяхното присъствие и историята в днешните руски земи и ролята им при образуването на българската държава). Варна: Георги Бакалов.

Димитров Х. 1998. Българо-унгарски отношения през средновековието. София: Академично изд-во «проф. Марин Дринов».

Добрев и др. 2008: Добрев П., Алексиев-Хофарт А., Нанкинов Д., Икономова И., Добрева М. Българска държавност на север от Дунав като политически и културен феномен. София: Тангра ТанНакРа ИК.

Златарски В. 1970. История на българската държава през средните векове. Т. I. Първо българско царство. Ч. 1. София: Наука и изкуство.

Йотов В. 2004. Въоръжението и снаряжението от българското средновековие (VII-XI век). Варна: Зограф; Велико Търново: Абагар.

Козлов В. И. 1991. Население степного междуречья Дуная и Днестра конца VIII - начала XI вв. н. э. (балкано-дунайская культура). Дисс. ...канд. ист. наук. Ленинград. (Экземпляр рукописи хранится в библиотеке ВАШ).

Козлов В. И. 1997-1999. Богатое I - поселение Первого Болгарского царства на левобережье дельты Дуная. Добруджа 14-16, 98-130.

Коледаров П. С. 1977. Историческата география на Се-верозападното Черноморие по данните на Константин Багренородни. ИП (3): 50-64.

Константин Багрянородный 1991. Об управлении империей. Москва.

Кузев А. 1980. Раннесредневековый некрополь под Варной. In: Rapports de III-e Congres International d"Archeologie Slave. 1975. T. 2. Bratislava: Veda, 259-263.

ЛИБИ 2001: Латински извори за българската история. Т. V. София: изд-во на БАН.

МДСБ 1991: Международни договори на средновековна България (681-1396). София.

Плетнева С. А. 1981. Салтово-маяцкая культура. В: Плетнева С. А. (отв. ред.) Степи Евразии в эпоху

средневековья. Москва: Наука, 62-75.

Плетнева С. А. 1982. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей. Москва: Наука.

ПВЛ 1950: Повесть временных лет.Ч. I, II. Москва; Ленинград.

ПВЛ 1996: Повесть временных лет. Ч. I, II. Санкт-Петербург.

Рабинович Р. А., Гукин В. Д. 1991. Результаты раскопок на поселении Бранешты XIII и некоторые спорные вопросы изучения памятников типа Петруха-Лукашовка. В.: Бырня П. П. (отв. ред.). Древности юго-запада СССР (I - середина II тысячелетия н. э.). Кишинев: Штиинца, 205-224.

Рашев Р. 1982. Старобългарскиукрепления доДолни Ду-нав (VII-XI в.). Варна: Георги Бакалов.

Рашев Р. 1995. Североизточната археологическа граница на Първото Българско царство. БСП 4, 89-95.

Рашев Р. 2000. Прабългарите през V-VII в. Велико Търново: РаЬег.

Рашев Р. 2001. Прабългарите и Българского ханство на Дунав. София: «Классика Стил» ООД.

Росохацкий А. 1991. Отчет об охранных раскопках в Измаильской крепости в 1990 г. Одесса. Архив Музея истории Придунавья, г. Измаил, Одесская область Украины.

Тихомиров М. Н. 1947. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVI в. В: Пичета В. И. (отв. ред.). Славянский сборник. Москва: ОГИЗ, 125-201.

Тельнов и др. 2002: Тельнов Н., Степанов В., Руссев Н., Рабинович Р. «И... разошлись славяне по земле». Из истории Карпато-Днестровских земель VI-XIII вв. Кишинев: Высшая Антропологическая Школа.

Тъпкова-Заимова В. 1976. Долни Дунав - гранична зона на византийския запад. Към историята на се-верните и североизточни земи, края на X-XII в.

София: изд-во на БАН.

Федоров Г. Б., Чеботаренко Г. Ф. 1974. Памятники древних славян (VI-XIII вв.). АКМ 6, 40-116.

ХКМ 1988: Среднеболгарский перевод Хроники Константина Манассии в славянских литературах. София.

Хынку И. Г. 1969. Поселения XI-XIVвеков в Оргеевских кодрах Молдавии. Кишинев: РИО АН МССР.

Хынку И. Г. 1970. Лимбарь - средневековый могильник XII-XIV веков в Молдавии. Кишинев: РИО АН МССР.

Хынку И. Г. 1973. Кэпрэрия - памятник культуры X-XII вв. Кишинев: РИО АН МССР.

Хынку И. Г. 1974. Памятники балкано-дунайской культуры (X-XIV вв.). В: Зеленчук В. С. (отв. ред.). Древняя культура Молдавии. Кишинев: Штиинца, 127-150.

Чеботаренко Г. Ф. 1973. Калфа - городище VIII-X вв. на Днестре. Кишинев: Штиинца.

Чеботаренко Г. Ф. 1982. Население центральной части Днестровского-Прутского междуречья в X-XII вв. Кишинев: Штиинца.

Чеботаренко Г. Ф. 1983. Балкано-дунайская археологическая культура в зарубежной историографии. В.: Зеленчук В. С. (отв. ред.). Славяно-молдавские связи и ранние этапы этнической истории молдаван. Кишинев: Штиинца, 58-79.

Чичуров И. С. 1980. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. Москва: Наука.

Щербакова и др. 2008: Щербакова Т. А., Тащи Е. Ф., Тельнов Н. П. Кочевнические древности Нижнего Поднестровья (По материалам раскопок кургана у г. Слободзея). Кишинев: Elan Poligraf SRL.

Musteatä S. 2005. Populatia spatiului pruto-nistrean în secolele VIII-IX. Chi§inäu: Pontos.

Tentiuc I. 1996. Populatia din Moldova centrala în secolele XI-XIII. Ia§i: Ed. Helios.

Nicolai Russev (Kishinev, Moldova). Doctor habilitât of history. High Anthropological School. Nicolai Russev (Chi§inau, Moldova). Doctor habilitât în istorie. Universitatea «Çcoala Antropologicâ Superioarâ». Руссев Николай Дмитревич (Кишинев, Молдова). Доктор хабилитат истории. Университет «Высшая антропологическая школа». E-mail: [email protected]




Аспарух В 675 году младший сын Кубрата Аспарух со своими людьми ушел на запад, на реку Дунай. В этих местах жили многочисленные славянские племена. Аспарух стал их предводителем и создал на новом месте государство Дунайскую Болгарию, которая быстро стала процветающим государством. Одно время даже гордая Византия платила ей дань. Постепенно болгары перемешались со славянским населением, и так как славян было намного больше, почти совсем забыли свой болгарский язык. Сейчас это современное государство Болгария. И в названии этого государства сохранено древнее имя племени Аспаруха.




Миграция булгарских племен В VIII веке болгары начали постепенно уходитъ в места, где в Волгу впадает река Кама. И в течение IX и X веков туда сходились все новые группы болгар и других племен Хазарского каганата, в том числе и сувары, так как на это государство стали нападать кочевые племена и войска арабов.


Проверь свои знания 1. Батбаю принадлежали племена: а) серебрянных булгарб) золотых булгар в) черных булгар 2. Племена Батбая оказались в подчинении: а) хазар б) славян в) алан г) сармат 3. Булгары, оставшиеся между Черным и Касп. морями позднее вошли в состав: а) чеченцев б) балкарцев в) украинцев г) болгар 4. Аспарух со своим племенем ушел на реку: а) Северский Донец б) Волга в) Кубань г) Дунай 5.В места, куда ушел Аспарух, жили племена: а) марийцев б) украинцев в) половцев г) славян 6. В этих местах булгары стали властвовать потому, что: а) были богаче и сильнее б) были выше по культуре и у них имелся опыт организации государства в) были лучше оснащены оружием г) были воинственны и умели организовывать государство 7. Государство Аспаруха называлось: а) Дунайская Булгария б) Золотая Булгария в) Серебрянная Булгария г) Славянская Булгария 8. Первая столица Булгарии Аспаруха: а) Фанагория б) София в) Плиска г) Булгар 9. Столица современной Болгарии: а) Фанагория б) София в) Плиска г) Булгар 10. Государственный язык современной Болгарии: а) славянский б) чувашский в) русский

Как тюрки и славяне основали Дунайскую Болгарию. Часть 1

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк, колумнист «Реального времени», рассказывает об истории Дунайской Болгарии.

Как славяне стали подданными болгарского хана

Одним из интереснейших аспектов истории Балкан является история Первого Болгарского царства. Нас конкретно интересует процесс превращения Дунайской Болгарии из ханства тюрков в славянское царство. История этого государства изучалась многими учеными, такими как В. Златарски, П. Павлов, Д. Димитров, Р. Рашев, В. Гюзелев, У. Фидлер, Э. Трыярски. Вопрос взаимоотношений дунайских болгар с ромеями интересовал многих византистов и славистов. Задачей данного исследования является анализ письменных источников о взаимоотношениях болгар с славянами и ромеями, а также исследование внутриполитических процессов в середине Дунайской Болгарии.

Согласно сведениям Никифора и Феофана Исповедника сказано, что болгарское племя оногуры кочевало в местности, известной как Онгл, между Дунаем и Днестром (миграция датирована Феофаном 671 годом). Их осадил император Константин Погонат, однако то, что он отъехал на лечение было воспринято как боязнь болгар, и ромейские войска бежали. Болгары преследовали их.

По данным Константина Апамейского в 681 г. был подписан мирный договор по которому признавали образование Болгарии. Ставка Аспаруха была перенесена до городов Одессос и Маркианополя. Граница болгар доходила до гор Гемус (Старой Планины). Конфедерация семи славянских племен во главе с северами приняла власть болгар. Болгары жили в Малой Скифии (Добрудже) и Мезии. Георгий Кедрин и Иоанн Скилица сообщали, что во времена императора Константа ромеи воевали против славиний. В 679 г. указывалось, что болгары вторглись и перешли Дунай. Они стали у Варны и в битве с ромеями победили. По сведениям хазаро-европейской переписки хазары гнали вннтров (оногуров) с Кавказа до реки Руна (Дунай). В болгарской апокрифической летописи отмечалось, что на Дунае Испор царь (Аспарух) погиб в битве с измаильтянами. Р. Рашев считает этими измаильтянами хазар. Георгий Амартол сообщал, что в 680 г. болгары из местностей около Меотиды пришли во Фракию, против них выступили ромеи и осадили их в крепости на Дунае. Император болел и временно оставил войска, однако это привело к бегству и поражению ромеев. Много ромеев было перебито болгарами. Кагану скифов (болгар) были отправлены дары и с ним был заключен мирный договор. Лев Грамматик сообщал, что каган, правитель скифов, заключил мир с ромеями. Перед этим сказано, что болгары перешли Дунай и стали лагерем в болотистой местности у Варны. Туда подошли ромейские войска, однако император был вынужден отлучиться на лечение в Месемврию, что стимулировало слухи в войске. Ромеи начали панически убегать, а болгары их преследовать. Болгары заняли Мезию и получили от ромеев годовую дань. В 681 г. хронист Агафон сообщал, что оногуры-болгары разбили христиан.

Печать Тервела. Фото ChernorizetsHrabar / wikipedia.org

Как болгары вернули императора на престол, а тот пошел войной на друзей

Около 680 (690) г. Феофан сообщал о походе на булгар и славян. Юстиниан II одержал победу над булгарами и прошел до Фессалоник, взял в плен множество славян, которых потом расселил в Малой Азии. На обратном пути он был разбит булгарами. В 700 г. умер Аспарух, и ханом булгар стал Тервел. В 696 (706 г.) сообщалось, что Юстиниан ранее свергнутый с престола жил в ссылке в Херсонесе. Император Тиверий III Апсимар попросил кагана убить Юстиниана, однако того предупредили и он убил Папатца и Валгитцу, которым каган поручил убить Юстиниана. После этого Юстиниан бежал и на судне попал к Тервелу. При помощи булгар и славинов, воюющих на стороне Тервела, Юстиниан вернул себе престол в 697 (707) г. и вошел в Константинополь. В 698 г. он щедро одарил Тервела и развернул террор против своих политических противников. В 700 г. Юстиниан нарушил мир с булгарами, однако около Анхиала его войско было разбито, и император позорно бежал. Против Юстиниана подняли бунт Вардан и Филиппик. В 711 г. сказано, что Никита Ксилонит писал Артемию, чтобы он пришел к Тервелу и с помощью булгар напал на воцарившего Лева Исаврийца. Тервел дал им войска и деньги, однако Константинополь не принял их, и тогда булгары выдали Ксилонита и Артемия. Лев Исавр казнил их, а булгары обезглавили патриция Сисиния Реднаку. В 718 г. сказано о осаде арабами Константинополя, но при этом не было упомянуто о Тервеле.

В 754 г. сообщалось о бунте булгар против своих господ и о том, что ханом стал Телетзин (Телец). Много славян переселилось к ромеям, а те направили против нового булгарского правителя войска и флот. Телетзин отправил 20 тыс. своих подданых на защиту проходов в горах, а сам на Анхиальском поле сражался с войсками Константина Копронима. Много булгар было перебито, много уведено в плен. Пленных император провел в цепях по Константинополю во время триумфа, а после него всех их убили ромеи. У булгар же стал правителем Сабин, зять Кормисоса, который давно был правителем булгар. Телетзина же булгары сами убили. В 756 г. сообщалось, что у булгар воцарился хан Паган. Паган прибыл в Константинополь со своими бойлами, император же встретил их с Сабином (который бежал к ромеям во время восстания против его власти). Василевс в присутствии Сабина укорял Пагана за ненависть к Сабину. Он уверял булгар в миролюбии, однако организовал поход против булгар и дошел до Тунзы, предав огню поселения булгар и славян. Он казнил Севера (князя славянского племени северов). Под 766 г. сообщалось, что правитель булгар Чериг узнал, что его родные выдают его планы ромеям. Тогда он задумал интригу, вследствие которой ромейский император изрубил родствеников Черига.

Омуртаг шлет послов к византийцам. Миниатюра из Мадридского Скилицы. Фото wikipedia.org

Византийский император из хазар

В 767 г. сказано, что Константин выступил в поход на булгар, но гемороидальные колики этому помешали, и в конце-концов Копроним умер, и его престол унаследовал Лев Хазар, который получил свою кличку потому, что был сыном хазарской хатун, которая была женой Константина Копронима. В 769 г. Чериг породнился с новым ромейским правителем, который дал ему титул патрикия и выдал за него сестру своей жены Ирины. В 801 (811) г. сказано, что военачальник булгар Круммос стал под Сердикой и овладел ею хитростью. Он угрожал также императору. Никифор в 803 г. собрал большое войско и вторгся в Булгарию, опустошал поселения булгар и взял дворец хана. Крум просил мира, но после отказа императора перешел в контрнаступление и казнил христиан, а потом разбил Никифора. Многие знатные ромеи погибли вместе с императором. После этого императором стал Михаил, который собрал новое войско. Тем временем Круммос взял Девельтос, а христиане Анхиала и Веррои оставили свои поселения. Булгары опустошали Фракию и Македонию. В 805 г. сообщалось, что Круммос отправил к ромеям послом Даргамира. Правитель булгар угрожал осадой Месемврии, император Михаил же не принял мира с булгарами из-за плохих советников, и булгары взяли Месемврию, а потом Девельтос. Круммос сначала у Версиникии, а потом у Адрианополя ждал, что ромеи дадут ему битву, однако ромеи испугались, и он не отдал приказа их преследовать только из-за того, что считал, что это какая-то военная хитрость.

Продолжатель Феофана указывал, что в скифском походе Никифора (811 г.) Ставракий погиб, а будущий император Лев V передал булгарам деньги, чтобы хоть на какое-то время успокоить булгар. Крум добился от ромеев уплаты дани и после этого заключил мир. Лев тем временем сверг Михаила и стал императором. Тогда Крум отправил против ромеев свое войско, Лев же отстроил длинные стены и около Месемврии, заманив булгар в засаду, разбил их. В 822-823 гг. булгарский хан Мортагон (Омуртаг) отправил своих послов к императору Михаилу II Травлу из Аморийской династии. Он заключил союз с ним. Он старался поддерживать мир с ромеями со времени императора Льва, с которым хан старался поддерживать мир. Против Михаила восстал Фома Славянин. Войска булгар в битве около поселения Кидукт разбили войска ромеев, а сам Фома бежал в Адрианополь.

Осада булгарами Адрианополя. Миниатюра из Мадридского Скилицы. Фото wikipedia.org

Как булгары с арабами воевали во имя Византии

Никифор сообщал, что в 704 г. Юстиниан снова овладел царством, бежав из Херсона к булгарам. Там он нашел помощь у Тервела. Он привлек его обещанием денег и браком со своей дочерью. Булгары пришли к Константинополю. В 707 г. сообщалось, что Юстиниан отправился с большим войском в Фракию, но под Анхиалом был разбит булгарами. В 710-711 гг. Юстиниан отправил флот к Херсонесу, однако часть войск взбунтовалась, и Филиппик сверг тирана. Кампании против булгар возобновились через длительное время. Константин Копроним в 756 г. воевал против булгар, которые начали войну из-за неуплаты ромеями дани. Булгары вышли к длинным стенам и вторглись в Фракию. Ромеи разбили их в битве у Маркелл. Сообщалось, что у булгар правителем был Телессий, а его союзниками были склавины. Этот правитель потерпел поражение от ромеев и его убили. Новым ханом стал Сабин, который как только взошел на престол начал переговоры и заключил союз с ромеями. Это не понравилось булгарам, и они восстали. Сабин бежал в Константинополь. Константин Копроним двинулся в Дунайскую Болгарию в 765 г. поскольку булгары отлучили от власти Умара, назначеного Сабином. Своим правителем они провозгласили Токту, брата Баяна. В битве с ромеями Токту и другие погибли, а кавхан бежал в Варну. Дунайская Болгария была опустошена ромеями, которые сжигали булгарские и славянские поселения.

Георгий Амартол указывал, что Юстиниан вернулся себе власть с помощью булгарского правителя. В 708 г. он нарушил мир с булгарами и напал на них, но был разбит и с позором отступил в Константинополь. Во время правления императора Филиппика булгары опустошили Фракию и дошли до Золотых Врат. Арабы под руководством Масламы осадили Константинополь в 717 г., но взять город им помешали холода, чума и помощь ромеям со стороны булгар, которые перебили 22 тыс. сарацин. Никита Ксилинит предоставил много подарков и денег Тервелу, и тот поддерживал его. Однако Лев Исавр погубил этого ромея. В 765 г. Константин Копроним совершил поход против булгар и около Анхиала сразился с ними. В этой битве византийский император понес поражение.

В 774 г. Телериг уничтожил византийскую агентуру при своем дворе, а его войска вторглись в Берзитию. В 775 г. Константин Копроним снова отправил свои войска против булгар, однако ничего не смог сделать из-за болезни и скоро умер. Константинопольский патриарх считал императора виноватым в том, что жители империи стали жертвами скифского (булгарского) меча. В 784 г. император Константин напал на булгар и победил их. В 796 г. хан Кардам требовал у ромеев чтобы они дали ему дань. Он угрожал подойти к Золотым Вратам. Император не дал дань и высмеял Кардама за его преклонный возраст. Булгары были разбиты и были вынуждены вернуться в свои земли. В 811 г. против скифов (булгар) двинулся в поход император Никифор. Он вторгся в булгарские владения, а хан Крум тем временем укреплял деревянные укрепления в горах. В битве, которая состоялась в горной местности, Никифор был наголову разбит и сам погиб. Из черепа императора Крум сделал чашу. Когда царствовал Ставракий, Крум требовал большую дань и это было условием мира. Не дождавшись дани, Крум двинулся вглубь ромейских территорий, осадил Адрианополь, также булгары стояли у Золотых Врат. Когда Крум подошел очень близко к стенам византийской столицы, один ромей нанес копьем Круму рану, которая впоследствии оказалась смертельной. Булгары отошли от Константинополя, а новый хан помог Льву в усмирении бунтующего полководца Фомы Славянина.

Крум собирает армию, чтобы разбить византийцев. Миниатюра из Мадридского Скилицы. Фото wikipedia.org

У ворот Царьграда

Лев Грамматик указывал, что Юстиниан II бежал из ссылки в Херсоне к булгарам, которые помогли ему снова стать императором. За это он дал булгарам провинцию Загорию за Старой Планиной. Вскоре он нарушил мир с булгарами и совершил поход против них. Однако Юстиниан потерпел поражение и бежал в Анхиал, а потом в Констанополь. В правление Филиппика булгары опустошали земли ромеев. При описании осады Констанополя Сулейманом и Масламой основная заслуга в победе приписана ромеям, но указано, что Сулейман сам атаковал владения булгар, чем вызвал ответные действия булгар, которые привели к погибели многих арабских воинов. Патрикий Никита Ксилинит предлагал за многие дары Тервелу присоединиться к заговору против Льва Исавра, но тот выдал замыслы заговорщиков. В 763 г. Константин Копроним организовал успешный поход против булгар. В Константинополе он праздновал триумф и провел по улицам пленных булгар. В 766 г. Константин совершил новый поход, но под Ахелоем был разбит и позорно бежал. При дворе Телерига в 774 г. были те, кто информировал ромеев о намерениях булгар, в частности о походе в Берзитию. Константин Копроним сделал вид, что готовится к войне против арабов, а сам готовился к войне против булгар. Пока он вел переговоры с послами, ромеи вторглись в Дунайскую Болгарию и одержали большую победу. Император сам планировал большой поход, однако гемороидальные колики привели к тому, что поход пришлось отменить, а потом и к смерти императора. Перед смертью Константина, воспользовавшись обманом, Телериг выявил византийскую агентуру при своем дворе и перебил ее. Во время регентства императрицы Ирины ромеи покорили славян Эллады. Были отстроены фортификации Веррои и Анхиала. Император Константин VI разбил булгар. Когда к нему прибыл булгарский посол с требованием дани, то он ответил, что не будет платить дань, поскольку Кардам стал слишком стар. В 796 г. ромеи разбили войска Кардама. Никифор вторгся в булгарские земли, а Круму пришлось строить деревянные укрепления, однако в битве в горах он победил ромеев. Император ромеев погиб, а его сын Ставракий был ранен. Ситуацией воспользовался куропалат Михаил, который осуществил переворот. Крум за мир требовал большую дань. Михаил направил против булгар войска, которые были разгромлены у Версиникии. Крум осадил Адрианополь и доходил до Золотых врат в Константинополе. Однако его подвела излишняя самоувереность. Один из защитников города ранил его копьем. Рана оказалась смертельной, и булгарские войска откатились от столицы. Правда 12 тыс. ромеев попали в плен и были переселены в Дунайскую Болгарию. Маламира в хронике было названо Владимиром. При регентстве в Византии императрицы Феодоры в крепостях были укреплены гарнизоны, а булгарские отряды опустошали сельскую местность в Фракии и Македонии. Булгарин Борис принял христианское имя Михаил и крестился.

Продолжение следует

Ярослав Пилипчук

Стало образование здесь славяно-тюркского государства — дунайской Болгарии.

В 626 г. булгарский хан Кубрат, принявший христианство от константинопольского патриарха, освободился от власти кагана и создал в причерноморских и азовских степях так называемую Великую Булгарию. Однако у булгар не было достаточно сил, чтобы контролировать такую огромную территорию, и во второй половине VII столетия они были вынуждены уступить южные степи хазарам - этнически родственному им северокавказскому народу. Одна из булгарских орд отступила на север и осела на средней Волге и нижней Каме, где позже, подчинив окрестные финские племена, образовала обширное государство — Волжскую Булгарию. Другая орда ушла в Восточное Приазовье (наши летописи знают ее под именем черных булгар). Третья временно обособилась в так называемом Углу, между Днестром и Дунаем, под защитой болот и рек.

Около 670 г., в поисках новых земель для поселения, эта последняя орда, возглавляемая ханом Аспарухом, переправилась через Дунай, разгромила ромеев и на их плечах вторглась в Мезию. Местное население, в основе своей уже славянское (представители так называемого Союза семи славянских племен), без сопротивления признало над собой его власть; недовольные просто переселились в соседние земли. Очевидно, дань, которую требовали булгары, была для славян предпочтительнее печально знаменитой византийской налоговой системы. В 716 г. Византия после ряда неудачных для нее военных конфликтов окончательно признала независимость Болгарского государства (Первое Болгарское царство со столицей в Плиске) и обязалась платить болгарским ханам ежегодную дань. С этого времени северобалканские земли окончательно обособляются от империи, и византийские писатели VIII - IX вв. совершенно теряют даже правильное географическое представление о них.

При царе Круме (803 - 814 гг.) границы Болгарии значительно раздвинулись за счет византийских владений: в 809 г. была захвачена София, в 813 г. взят Адрианополь. Его преемник Омуртаг (814 - 831 гг.) покорил славянские племена тимочан и браничевцев, захватил города Сирмиум и Сингидунум, что привело к образованию болгаро-франкского пограничья.

В 865 г. болгарский царь Борис I (852-889 гг.), удачно играя на противоречиях между Западной и Восточной церквями, принял христианство по греческому обряду, а спустя пять лет добился церковной независимости Болгарии от Константинопольского патриархата. Переселение в Болгарию Климента и Наума (учеников славянских просветителей Кирилла и Мефодия) привело к яркому расцвету славянской культуры в рамках христианского общества. Осуществленный ими перевод на церковнославянский язык основных библейских книг, а также произведений святых отцов заложил основы славянской литературы.

Сын Бориса, Симеон (893 - 927 гг.), получивший образование в Константинополе, правил в истинно имперском стиле. Он подчинил себе почти всю Сербию, Македонию, часть Фракии и значительные области по Дунаю, расширив территорию Болгарского царства от Адриатического моря на западе до Черного — на востоке. Хотя его неоднократные попытки взять Константинополь терпели крах, в 927 г. Симеон все-таки объявил себя «царем болгар и греков». Столица Болгарского государства при нем переместилась из Плиски в Преслав, обустроенный по образцу византийских городов. Царствование Симеона увенчало составление первого славянского судебника.

Первое Болгарское царство (VII-X вв.)

Поначалу новое государственное образование — Болгария — состояло главным образом из двух этнических групп: кочевников-булгар, взявших на себя функции политического господства и организации военной безопасности страны, и оседлых славянских племен, добровольно согласившихся содержать пришельцев, чтобы освободиться от подчинения императору. Возможно, какую-то роль в мирном подчинении славян булгарам сыграли воспоминания о периоде относительно мягкого гуннского владычества, ибо булгары были одним из главных племен в разношерстной гуннской орде.

Ассимиляция тюрок-булгар в славянской среде происходила очень быстро. Уже в указах царя Крума не делалось никаких различий по этническому признаку. Среди его приближенных находились лица со славянскими именами. Так, послом Крума в Константинополе был славянин Драгомир. В дальнейшем роль славян в составе элиты Болгарского царства только возрастала, и к концу X в. Болгария превратилась преимущественно в славянское государство.
________________________________________ ________________ __________
Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр

Поделиться