Выбираем синтетический клей для склеивания различных материалов. Смотреть что такое "клеи синтетические" в других словарях

КЛЕИ СИНТЕТИЧЕСКИЕ, композиции на основе синтетических веществ, применяемые для соединения (склеивания) различных материалов; обладают хорошей адгезией, когезионной прочностью, достаточной эластичностью, способны отверждаться с образованием прочных клеевых соединений. Основой большинства клеев синтетических являются полимеры или вещества (олигомеры, мономеры), превращающиеся в полимеры в процессе склеивания. В зависимости от природы полимера клеи синтетические подразделяют на термореактивные (склеивание происходит в результате отверждения клеевой плёнки за счёт химических превращений компонентов клея) и термопластичные (склеивание происходит или вследствие испарения растворителя из клея-раствора, или при охлаждении ниже температуры текучести клея-расплава). По назначению клеи синтетические подразделяют на конструкционные (обеспечивающие передачу динамических и статических нагрузок) и неконструкционные (применяемые для приклеивания декоративных, облицовочных или изоляционных материалов и покрытий, крепления мелких ненагруженных деталей). Для изготовления клеев синтетических обычно используют синтетические каучуки (смотри в статье Резиновые клеи), термореактивные олигомеры, термопласты. Часто применяют смеси двух и более полимеров (например, термопластичного и термореактивного), что позволяет сочетать в клеях синтетических достоинства каждого из них. Клеи синтетические выпускают в виде жидкостей различной вязкости (жидкие мономеры и олигомеры, растворы, суспензии и эмульсии полимеров), паст, плёнок, порошков или прутков, расплавляемых перед употреблением, наносимых на горячие поверхности и пр.

Основой термореактивных клеев синтетических могут служить эпоксидные смолы, карбамидо-, меламино-, резорцино и феноло-формальдегидные смолы, полиэфирные смолы, изоцианаты, полиароматические олигомеры (полиимиды, полибензимидазолы, полифенилены), кремнийорганические полимеры и др. Современные термореактивные клеи синтетические представляют собой, как правило, сложные композиции, в которые кроме основного реакционноспособного компонента входят отвердители, ускорители, ингибиторы и замедлители отверждения, загустители и разбавители, наполнители, стабилизаторы, тиксотропные добавки, ПАВ, антипирены, вещества, повышающие липкость, пластификаторы, растворители. Выпускают одноупаковочные клеи синтетические (чаще горячего отверждения), которые поступают к потребителю в готовом для применения виде, и двухупаковочные клеи синтетические (готовятся смешением отдельных компонентов непосредственно перед склеиванием). Клеи синтетические на основе термореактивных олигомеров обычно имеют хорошую адгезию к различным материалам (металлам, пластмассам, керамике, древесине, коже, тканям и др.), теплостойки (наиболее теплостойкими из клеев синтетических являются клеи на основе полиорганосилоксанов), образуют прочные клеевые соединения, позволяющие применять эти клеи синтетические в качестве конструкционных клеёв. Наиболее широко используемые клеи синтетические на основе эпоксидных смол характеризуются незначительной усадкой при отверждении, высокой химической стойкостью, отличными диэлектрическими характеристиками. Условия склеивания и основные свойства некоторых термореактивных клеев синтетических приведены в таблице.

Основой термопластичных клеев синтетических могут служить поливинилацетат, поливиниловый спирт, поливинилацетали, поливинилхлорид, поливинилиденхлорид, насыщенные полиэфиры сложные, полистирол, полиамиды, полиакрилаты, полиолефины (в том числе сополимеры этилена с винилиденхлоридом и этилена с пропиленом) и др. Часто клеи синтетические на основе термопластов содержат растворители, наполнители, пластификаторы, модифицирующие добавки. Для большинства термопластичных клеев синтетических характерна высокая эластичность, низкая теплостойкость (обычно до 60 °С). Термопластичные клеи синтетические применяются в основном в качестве неконструкционных клеёв.

Достоинства клеев синтетических - простота технологии их использования, возможность прочного соединения различных материалов, многообразие условий эксплуатации и др. - обусловливают их широкое применение в машиностроении, судостроении, строительстве, деревообрабатывающей, электротехнической, лёгкой, химической промышленности, медицине, быту и др.

Лит.: Кардашов Д. А. Эпоксидные клеи. М., 1973; он же. Синтетические клеи. 3-е изд. М., 1976; он же. Конструкционные клеи. М., 1980; Кардашов Д. А., Петрова А. П. Полимерные клеи. М., 1983; Петрова А. П. Клеящие материалы. М., 2002.

Раствор синтетической смолы в растворителе представляет собой синтетический клей. Он универсален и пригоден для склеивания самых разных материалов - от бумаги до металла. Синтетические клеи в общем можно разделить на термореактивные и термопластичные.

Термореактивные синтетические клеи

Эта группа отличается тем, что при высыхании раствор полимеризуется и в исходное состояние возвращен быть не может. Только высокоактивными растворителями удается частично растворить такой синтетический клей. К этой группе относятся:

  • полиэфирные
  • эпоксидные
  • фенолформальдегидные составы.

Их можно применять для склеивания металлов между собой и с неметаллическими материалами.

Термореактивные синтетические клеи выпускаются:

  • однокомпонентными - полностью готовыми к употреблению;
  • двухкомпонентными - когда в отдельной фасовке поставляются пластификатор и отвердитель;
  • трехкомпонентными - если к двум компонентам добавляется наполнитель, что повышает пластичность.

Для более прочного соединения склеиваемые детали рекомендуется нагревать и после склеивания сильно прижимать друг к другу.

Термопластичные синтетические клеи

После высыхания их можно вернуть в исходное состояние путем растворения или нагревания. Это различные полиэтиленовые, полиакриловые, полиамидные синтетические клеи и универсальные клеи расплавы . Применяют их для склеивания неметаллических материалов.

Эмульсия поливинилацетата легко растворяется в воде и разбавляется ей до требуемой консистенции. После высыхания можно получить водостойкий клей ПВА , который используется для склеивания различных материалов.

Эпоксидные ЭД-5 и ЭД-6 - это наиболее известные двухкомпонентные синтетические клеи. Их применяют при склеивании пластмасс, металлов, при выполнении ремонтных работ корпусов автомобилей. При пропитке этими воднодисперсионными клеями стекловолокна получаются стеклопластиковые изделия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Синтетический клей

2. Обивочные, прокладочные, уплотнительные и электроизоляционные материалы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Клеевые соединения являются наиболее прогрессивными видами соединений элементов деревянных конструкций заводского изготовления. Их основой являются конструкционные синтетические клеи. Эти соединения характеризуются рядом важных достоинств. Склеивание дает возможность из досок ограниченных сечений и длин изготовлять клееные элементы несущих конструкций любых размеров и форм. Они могут быть прямыми и изогнутыми, постоянного, переменного и профильного сечения, длиной, измеряемой десятками метров, и высотой, измеряемой метрами.

Клеевые соединения являются прочными, монолитными и имеют такую малую податливость, что ее можно не учитывать при расчетах и считать клееные элементы как цельные. Клеевые соединения являются водостойкими, стойкими против загнивания и воздействия ряда химически агрессивных сред, что обеспечивает долговечность клееных элементов. Эти соединения технологичны, и их осуществление без затруднений механизируется и автоматизируется, требуя ограниченных трудозатрат. Однако склеивание допускается только в специально оборудованных отапливаемых цехах с приточно-вытяжной вентиляцией для удаления вредностей и под строгим лабораторным контролем. При склеивании имеется возможность использовать древесину маломерную и пониженного качества путем удаления значительных пороков с последующим стыкованием. Клеевые соединения являются безметалльными. Это оправдывает экономическую целесообразность применения склеивания и является причиной быстрого роста объемов производства клееных деревянных конструкций.

1. Синтетический клей

Синтетические клеи применяют при выполнении электромонтажных работ. В их состав входят вещества, которые в большинстве случаев пожароопасные и вредные. Из-за этого в работе с использованием клеев необходимо строго соблюдать противопожарные, санитарно-гигиенические нормы. Отметим, что нужно особенно осторожно обращаться с клеями, произведенными на основе эпоксидных смол.

Клеи марок БМК-5, БМК-5М, 88-Н, БФ-4, БФ-2 и др. применяют в склеивании различных электротехнических материалов. Детали из металла соединяют клеями марок БФ-4 и БФ-2, а также стекла, фарфора, пластмассы и древесины. Напильником или металлической щеткой зачищают поверхности склеиваемых деталей, а потом ацетоном обезжиривают, при этом соблюдая противопожарные и санитарно-гигиенические правила работы с применением ацетона.

Ацетон - это огнеопасное средство. Соблюдать крайнюю осторожность при его использовании. Нужно строго следить, чтобы ацетон не имел контакта с кожей, а также не попадал на окружающие предметы, одежду, и т.п., чтобы вблизи от него и на рабочем месте, где вы его будете использовать ни в коем случае не должно быть пламени, так же нужно, чтобы пары ацетона быстро удалялись при помощи вытяжной вентиляции, тем более, если работы выполняются в закрытом помещении.

На поверхности детали, подготовленные к соединению, наносят по два-три слоя клея, просушивая всякий слой в течение 1 часа при температуре 20°С или же 15 мин при 60°С. После этого проклеенные поверхности с усилием придавливают друг к другу и помещают на 30-50 минут в сушильный шкаф с температурой 150-160°С.

Детали из резины склеивают клеем марки 88-Н или приклеивают их к металлу, стеклу, фарфору, пластмассе, древесине. Их склеиваемые поверхности так же подготавливают, как описано выше, но для обезжиривания используют бензин, а не ацетон. Бензин такое же вредное и огнеопасное вещество соблюдайте противопожарные и санитарно-гигиенические правила работы с применением бензина.

На обезжиренную и зачищенную металлическую, фарфоровую или другую деталь наносят клей в два слоя, просушивая каждый слой 5-10 минут, а на поверхность резины - слой один, который сушат 3-5 минут. После чего склеиваемые поверхности придавливают друг к другу и держат их в таком положении 24 часа при температуре 20-40 °С.

Для приклеивания к строительным конструкциям деталей электроустановок применяют клеи марок БМК-5 и БМК-5М. Основания приклеиваемой детали и поверхности строительной конструкции зачищают и наносят на них слой клея толщиной 0,3-0,5 мм, устанавливают деталь и крепко придавливают её в течение 10-12 секунд.

При выполнении электротехнических работ можно применять клеи марок БФ-4 и БФ-2, при этом одновременно соблюдая соответствующие правила. склеивание древесина синтетический автоматизация

Швеллерную, листовую, полосовую, угловую сталь применяют в качестве конструкционных материалов, а также и стальные ленты. Шайбы, болты, винты, используют в крепежных изделиях, предназначенных для образования разъемных неподвижных соединений. Требования ко всем этим изделиям и материалам, их размерам, массе и различным другим характеристикам установлены ГОСТ.

Синтетические клеи широко применяют для пропитки измельченных древесных отходов при производстве плитных материалов и различных изделий, а также для изготовления клееных деталей и конструкции из обработанных кусковых отходов. В зависимости от способа получения синтетические клеи подразделяют на две группы: конденсационные и полимеризационные.

К первой группе, получаемой путем соединения двух или нескольких веществ с образованием нового высокомолекулярного полимера, относятся следующие клеи: фенолформальдегидные (крезол- и ксиленолформальдегидные), мочевино-формальдегидные (карбамидные) и меламино-формальдегидные. Ко второй группе, изготовляемой путем уплотнения одного вещества с превращением его в высокомолекулярный полимер, относятся поливинилацетатные и полиамидные клеи.

2. Обивочные, прокладочные, уплотнительные и электроизоляционные материалы

Тип обивочных материалов, применяемых для подушек и спинок сидений, а также для внутренней обивки кабин и кузовов, влияет на вид автомобиля, его стоимость, затраты по уходу за обивкой во время эксплуатации.

Важнейшее требование к обивочным материалам - необходимая механическая прочность, эластичность и износостойкость (сопротивление истиранию). Это относится в первую очередь к материалам для обивки подушек и спинок сидений, так как они подвергаются разрыву, истиранию и многократным изгибам. От прочности, эластичности и износостойкости обивки зависит срок ее службы.

Одновременно обивочные материалы выполняют декоративные функции, поэтому они должны иметь красивый внешний вид, иметь определенный цвет, рисунок, поверхность и выработку. Кроме того, обивочные материалы должны легко очищаться от пыли и других загрязнений, а обивка подушек и спинок сидений легковых автомобилей - такси и автобусов - должна выдерживать многократную обработку дезинфицирующими растворами.

Обивочные материалы могут подвергаться воздействию нефтепродуктов или их паров. Поэтому степень стойкости обивочных материалов к воздействию нефтепродуктов также характеризует их качество.

Важно, чтобы обивочные материалы допускали возможность их ремонта, в том числе методом склеивания. Одним из главных требований к обивочным материалам является их невысокая стоимость и недефицитность.

В настоящее время для обивки автомобилей применяют в основном синтетические материалы широкого ассортимента.

Прокладочные и уплотнительные материалы применяют на автомобиле для уплотнения неподвижных и подвижных соединений и предотвращения от вытекания или проникновения масел и других жидкостей, газа или пара. Они также защищают агрегаты и механизмы от попадания в них пыли и грязи.

От надежности прокладочных и уплотнительных материалов зависят потери масел и смазок, тормозных, амортизаторных, охлаждающих и других жидкостей, обеспечение условий нормальной работы агрегатов и механизмов, срок их службы и безотказность работы.

Для изготовления прокладок используют такие материалы, которые обладают упругостью, высокой прочностью на сжатие, в ряде случаев температурной стойкостью, хорошей стойкостью против воздействия масел, жидкостей и газов. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы при затяжке соединения с их помощью заполнялись неровности поверхности стыка, и достаточно прочными, чтобы не разрушались при установке и снятии.

Уплотнительные материалы, из которых изготовляют сальники, применяемые для вращающихся деталей, а также сальники и манжеты для деталей, совершающих возвратно-поступательное движение, не должны, кроме того, вызывать износа уплотняемой поверхности и не должны быстро изнашиваться сами.

Наиболее часто прокладки изготовляют из бумаги, прокладочного картона, пергамента, фибры, пробки, асбеста, войлока и резины.

Уплотнения (набивки) сальников изготовляют из войлока, асбеста, джута, пеньки, асбестовой ткани или парусины, пропитанных резиной, антифрикционных металлических сплавов и др. В ряде случаев мягкие набивки сальников обматывают металлической фольгой или проволокой, пропитывают связующими веществами и антифрикционными составами.

В качестве электроизоляционных материалов применяют такие материалы, которые не проводят электрический ток или проводят его очень слабо. Они должны также обладать необходимой механической прочностью, тепло- и влагостойкостью. Такими материалами при изготовлении и ремонте приборов электрооборудования автомобилей являются пластмассы, резины, электроизоляционные лаки, фибра и эбонит. Кроме того, для этих целей используют изоляционную ленту, изоляционную бумагу, прессшпан, слюду, текстильные ленты, лакоткани и др.

Электроизоляционные, прокладочные, уплотнительные, обивочные материалы

В качестве электроизоляционных материалов могут применяться только такие материалы, которые не проводят электрический ток или проводят его очень слабо. Они должны также обладать необходимой механической прочностью, тепло- и влагостойкостью. Такими материалами являются древесные материалы, пластмассы, а также резины, электроизоляционные лаки, асбест, фибра, слоистые пластики.

Кроме того, для этих целей используются изоляционная лента, прессшпан, слюда и др.

Бумага - листовой материал.

Картон - специально обработанная толстая бумага (толщиной 0,25--3 мм). В зависимости от способа обработки картон приобретает масло- и бензостойкость, электро- и термоизоляционность. Бумагу и картон применяют как электроизоляционный, прокладочный и уп-лотнительный материал.

Фибра - разновидность бумажного материала, изготовляют ее из бумаги, пропитанной раствором хлористого цинка. Отличается высокой прочностью и хорошо поддается механической обработке, масло- и бензостойка. Недостаток фибры - значительная гигроскопичность (влагопоглощаемость), поэтому при увлажнении она де­формируется. Фибры применяются для изготовления шайб, прокладок и втулок.

Прессшпан - выпускается в виде листов твердого картона. Его получают из бумажной массы, пропитанной льняным маслом. Он применяется для изоляции в электрических машинах.

Слюда - обладает высокими электроизоляционными свойствами и применяется как диэлектрик в конденсаторах, коллекторах, электрогенераторах и стартерах, в электронагревательных приборах.

Листочки слюды, склеенные глифталевой смолой под горячим прессованием, называют миканитом.

Изоляционные лаки (№ 458, 460, 447, 13, 1154 и др.) представляют собой смесь асфальта или битума, растительного масла, органического растворителя и сиккатива. Они применяются для изоляции обмоток полюсных катушек генераторов и стартеров, а также для защиты электродеталей от влаги и нефтепродуктов.

Изоляционная прорезиненная лента представляет собой суровую тонкую хлопчатобумажную ткань (миткаль), пропитанную с одной или двух сторон липкой сырой резиновой смесью.

Липкая изоляционная лента - это пленочный пластик, покрытий слоем перхлорвинилового клея. Изоляционные ленты выпускают различных размеров и цветов. Для придания плотности и герметичности соединениям деталей машин (трубы, различные соединения и др.) и устранения возможного просачивания жидкости и прорыва газов используют прокладочные и уплотнительные материалы.

Паронит - листовой материал из асбеста, каучука и наполнителей. Применяют для уплотнения водяных и паровых магистралей, а также для уплотнения трубопроводов и арматуры для нефтепродуктов: бензина, керосина, масла.

Войлок - листовой пористый материал, изготовленный из волокон шерсти. Он обладает высокими тепло- и звукоизолирующими, а также амортизирующими свойствами. Войлок используют для набивки сальниковых уплотнений и изготовления прокладок.

Важной задачей современного автомобилестроения является надежная герметизация и уплотнение соединений деталей и сборочных единиц, работающих в жестких условиях. Материал обычно используемых уплотни-тельных прокладок (паронит, картон и др.) не всегда обеспечивает надежную и длительную герметичность соедине­ний. Под действием температуры и вибрации прокладки со временем претерпевают ряд изменений, теряют свои уплотняющие свойства, в них возникают разрывы и трещины. В процессе эксплуатации это приводит к утечке масла, топлива и др. Для устранения таких неисправностей применяют различные герметики.

Уплотняющая жидкая прокладка ГИПК-244 предназначена для герметизации неподвижных соединений деталей и сборочных единиц, работающих в водяной, пароводяной, кислотно-щелочной и маслобензиновых средах.

Уплотняющая замазка У-20А предназначена для герметизации соединений в воздушной и водяной средах,

Герметик Эластосил 137-83 герметизирует неподвижные соединения в водяной, пароводяной, кислотно-щелочной и масляной средах.

Анаэробный клей ДН-1 обеспечивает герметизацию соединений с зазорами до 0,15 мм.

Минеральная вата - служит для изоляции поверхностей с низкими и высокими температурами нагрева. Возможно также применение минераловатных плит, проклеенных фенольной смолой или битумной эмульсией.

Тип материалов, применяемых для обивки подушек и спинок сидений, а также внутренней обивки кабин и кузовов, влияет на вид автомобиля, его стоимость, затраты по уходу за обивкой во время эксплуатации.

Обивочные материалы, используемые для изготовления и ремонта кабин, могут подвергаться воздействию нефтепродуктов и их паров. Поэтому важной характеристикой их качества является степень стойкости обивочных материалов к воздействию нефтепродуктов. Важно, чтобы обивочные материалы допускали возможность их ремонта, в том числе методом склеивания.

Для обивки подушек сидений грузовых автомобилей используется дерматин на башмачной ткани или автобим на башмачной ткани. Спинки сидений обиваются дерматином или автобимом на молескине.

Уплотнительные материалы. К ним относятся прокладочные материалы для уплотнения разъемных составных частей автомобиля и его сборочных единиц. Они в большинстве случаев бывают бумажные, асбестовые, резиновые, войлочные и пробковые.

Бумажные материалы толщиной до 0,5 мм условно относят к бумаге, а большей толщины - к картону (ГОСТ 9347--77). Обычно для придания бензо- и маслостойкости картон пропитывают специальными составами. Недостаток бумажных материалов - их невысокая теплостойкость. При температуре выше 130... 140°С они становятся хрупкими и теряют гибкость.

Асбест-минералы волокнистого строения. Они не горят и выдерживают нагрев до 350 °С. Его применяют для уплотнений в соединениях, работающих при высоких температурах. Обычно прокладки из асбестового картона заключают в стальную или медную оболочку.

Паронит - листовой материал, изготовляемый путем вулканизации каучука с добавлением асбеста и различных примесей (глины, талька и др.). Из него делают прокладки в соединениях, работающих в бензине, дизельном топливе и масле.

Войлок - плотный листовой материал, изготовленный из шерсти. Он обладает хорошими тепло-, звукоизолирующими свойствами, используется в уплотнениях.

Пробковые материалы изготовляют прессованием мелких частиц коры пробкового дуба. Прокладки из этого материала применяют для уплотнения соединений в среде воды и нефтепродуктов.

Обивочные материалы. Важнейшие требования к обивочным материалам: хорошая механическая прочность, износостойкость, достаточная эластичность, красивый внешний вид (определенный цвет и поверхность), легкое очищение от загрязнений, невысокая стоимость, возможность ремонта.

Для обивки и ремонта подушек и спинок сидений, потолков автомобилей, изготовления утеплительных чехлов и ремонта тентов применяют искусственную кожу, обивочные ткани и нетканые материалы.

Наиболее часто используют искусственные кожи на тканевой основе типа 600/60 (ТУ 17-1065-73), обивочную винил-кожу Т (ТУ 17-1010-73), ТР (ТУ 17-1105-74), из лубяных волокон на холстопрошивном полотне (ТУ 17-938-73) и прорезиненный дублированный тентовый материал (автент) по ТУ 17-1-312-79.

Обивочные материалы

Обивочные предназначены для отделки салона легковых автомобилей, автобусов и кабин грузовых автомобилей.

Обивочные материалы придают комфортабельность, улучшают тепло- и звукоизоляцию. Эти материалы должны хорошо мыться, не изменяя внешнего вида, не вытягиваться и не истираться в процессе эксплуатации.

В качестве обивочных материалов применяют ткани, изготовленные из натуральных (растительных) и искусственных волокон, а также используют войлок, натуральные кожи и кожезаменители, смолы, нанесенные на различные тканевые и бумажные полотна, и др. Наиболее широко применяют следующие натуральные ткани: парусину, обивочное сукно, вельветон, плюш, репс и др. Из синтетических материалов для отделки салона используют: нейлон, лавсан, капрон и др. Ассортимент синтетических материалов непрерывно возрастает.

Обладая целым рядом преимуществ по сравнению с натуральными материалами (лучшие эксплуатационные свойства и дешевизна) синтетические материалы занимают основное место при производстве обойно-отделочных работ.

Уплотнительные материалы

Для обеспечения герметизации в местах соединений с другом и не допущения утечки из этих соединений воды, масла, бензина и газов применяют уплотнительные материалы.

Такие материалы должны обладать высокой прочностью, эластичностью, хорошо формоваться и не быть очень жёсткими. Распространенным прокладочным материалом является бумага, обработанная химическими способами: пергамент, картон, фибра и др. Предельная рабочая температура этих материалов - не выше +1500 С. Термостойким уплотнительным материалом является асбест, который встречается в природе в виде волокон и обладает высокой эластичностью, гибкостью и огнестойкостью. Предельная температура применения асбеста - не выше + 350 С. Применяют асбест в качестве одного из компонентов прокладок для впускного и выпускного трубопроводов, головки цилиндров. Асбест как прокладочный материал применяют в сочетании с металлами, цементом, бакелитовой смолой, например феррадоткань из асбестового волокна и латунной проволоки. Применяют её в качестве антифрикционного материала для дисков сцепления. Для уплотнений деталей, соприкасающихся с нефтепродуктами, применяют листовой материал паронит, полученный путём вальцевания асбеста, вулканизированных каучуков и наполнителей.

Клингерит - прокладочный листовой материал, в состав которого входит графит, сурик, каучук. Прокладки из клингерита выдерживают рабочую температуру до 180…2000 С. Из пробковой крошки путём прессования получают листовой материал, из которого изготовляют прокладки для уплотнения деталей, работающих в среде нефтепродуктов при температуре 80…1500 С. Эту прокладку применяют в крышке топливного бака, в крышке клапанной камеры, в отстойнике топливного насоса и др.

Кроме того, в качестве уплотнительных материалов применяют мастику-герметик. В состав мастики входят: графит, свинцовый сурик, белила, смолы и другие компоненты. Герметик применяют для уплотнения резьбовых и фланцевых соединений.

Заключение

Соединения на клеях - наиболее прогрессивный способ соединения древесины, отвечающий индустриальным методам изготовления. Этому во многом способствует наличие водостойких и биостойких строительных клеев (на основе синтетических смол), открывших широкие возможности использования клееных конструкций в индустриальном и гражданском строительстве. К достоинствам клееных конструкций относятся возможность компоновки крупноразмерных конструкций из мелкоразмерного сортамента, использование древесины низких сортов в менее напряженных зонах конструкций, отсутствие ослаблений врезками и врубками, надежная работа на сдвиг в швах и т.д. Недостатком клееных конструкций считается необходимость тщательного контроля в заводских условиях и сложность изготовления соединений при монтаже.

Технологический процесс склеивания состоит из нескольких операций, поэтому правильная подготовка поверхностей и подбор склеиваемых деталей по годичным слоям древесины играют не последнюю роль в прочности соединения. Если древесина неверно подобрана, то в процессе эксплуатации (при изменении температурно-влажностного режима} детали могут неравномерно разбухать, в результате клеевое соединение разрушится. Прочное и надежное соединение получится тогда, когда соблюдаются следующие условия:

· влажность древесины при склеивании должна быть такой, как в и процессе эксплуатации. При этом обе склеиваемые детали должны иметь одинаковую влажность;

· склеиваемые поверхности должны располагаться таким образом, чтобы годичные слои были направлены в противоположные стороны или под углом друг к другу;

· сопрягаемые поверхности должны быть очищены от пыли, жировых включений и подогнаны друг к другу без зазоров;

· соединяемые кромки лучше склеиваются, если они относятся к одной и той же части ствола

В настоящее время для создания клееных конструкций используют доски и брусья хвойных пород влажностью не более 12% и толщиной не более 42 мм в прямолинейных элементах и 33 мм в криволинейных. Применяют дощатые клееные конструкции в сочетании со строительной фанерой, а также с фанерой и сталью. Склеивание производят под давлением 0,3-0,5 МПа при длительности запрессовки 4-24 часа. Для склеивания шипы и все сопрягаемые поверхности деталей смазывают клеем, собирают и проверяют прямоугольность соединения. После этого склеенные элементы сжимают струбцинами или другими приспособлениями и оставляют до полного засыхания клея. Надежность соединения будет зависеть от того, как правильно будет зафиксированы склеиваемые детали до полного высыхания клея.

Поперечные сечения клееных конструкций бывают прямоугольными, двутавровыми, коробчатыми. Клееные соединения применяют при изготовлении несущих и ограждающих конструкций, выполненных из досок или строительной фанеры. К числу таких конструкций относятся составные из досок балки, дощато-фанерные балки, гнутые арки, рамы, щиты ограждающих частей зданий, стропильные фермы и др.

Список и спользованной литературы

1. М. Григорян, "Синтетическая бумага-материал будущего", № 12 2003 г.

2. И.Н. Коверинский "Основы технологии химической переработки древесины" 1998 г.

3. И. Терентьев, " Синтетическая бумага: испытание на прочность".

4. С. Моргульцев, "Новая синтетическая бумага "

5. Н.Ю. Яковлев "Слово о бумаге", 1988 г.

6. С. Воронин, " синтетическая бумага на основе полипропилена" (информация предоставлена компанией-поставщиком "Берег")

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Клеевые соединения как наиболее прогрессивный вид соединений элементов деревянных конструкций заводского изготовления. Анализ факторов, влияющих на склеивание древесины. Рассмотрение особенностей механической обработки пиломатериалов перед склеиванием.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2013

    Технологический процесс изготовления клееных деревянных конструкций. Производственная программа цеха. Расчет удельного расхода сырья и полуфабрикатов. Санитарно-гигиенические требования при работе с полимерными клеями и средствами защиты древесины.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Классификация деревянных клееных конструкций. Типовая технология изготовления элемента (бруса) путем склеивания. Способы сушки древесины, основные режимы. Дефекты, возникающие при камерной сушке. Требования к укладке пиломатериалов во время процесса.

    презентация , добавлен 24.11.2013

    Суть и понятие о соединениях, общие сведения о соединениях. Клеммовые, клеевые, заклепочные, конические, клиновые, профильные, сварные, паяные, шлицевые, штифтовые, шпоночные соединения. Соединения с натягом. Общие тенденции развития соединений.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Общие сведения о заводе. Анализ заводского технологического процесса изготовления узлов, сборки изделия, методика их проверки. Основное отличие оси от вала. Марки и химический состав сталей. Виды шлифовальных станков. Анализ используемого оборудования.

    отчет по практике , добавлен 26.10.2010

    Сушка пиломатериалов. Состав операций механической обработки чистовых заготовок: нарезание шипов и проушин; фрезерование кромок; компоновка "сухих" заготовочных блоков; сборка и запрессовка. Окончательная обработка и защита деревянных клееных конструкций.

    реферат , добавлен 19.11.2014

    Характеристика модели и материалов для изготовления женского платья. Определение площади комплекта лекал и экономичности их раскладки. Выбор методов обработки, оборудования и средств малой механизации. Построение графа технологического процесса выпуска.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    История становления и развития столярного дела, современные достижения и тенденции, оценка преимуществ и недостатков использования дерева как строительного материала. Способы и виды соединения деревянных конструкций, используемые для строительства ферм.

    реферат , добавлен 25.11.2013

    Механизация и автоматизация в химической промышленности. Автоматизация процесса абсорбции циклогексана и циклогексанона. Производство работ и монтаж объекта автоматизации. Монтаж элементов объекта, диагностика систем, эксплуатация, метрологический надзор.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Анализ нагружения и структура деталей, основные требования к ним. Выбор марки стали, разработка и обоснование выбора технологического процесса, описание его операций. Маршрутная технология изготовления деталей. Механизация и автоматизация производства.

Клеями называют жидкие или пастообразные многокомпонент­ные системы, основой (связующим) которых являются высоко­молекулярные вещества, обладающие высокой адгезией к твер­дым поверхностям.

В зависимости от природы связующего различают клеи органи­ческого происхождения (животного и растительного) и синтети­ческие.

Клеи первой группы (столярный, казеиновый и др.) практи­чески вышли из употребления при изготовлении и ремонте авто­мобилей. Применение синтетических клеев благодаря их универ­сальности и высоким качествам с каждым годом расширяется. До­статочно сказать, что клеевое соединение оказывается эффектив­ным по отношению не только к однородным, но и к разнородным материалам, причем по прочности и герметичности оно не хуже, а при склеивании тонкостенных деталей даже лучше неразъемных соединений других видов (например, заклепочного или полученно­го точечной сваркой). Процесс склеивания прост и, как правило,

не требует сложной оснастки. Однако многие из клеевых соедине­ний имеют низкую теплостойкость, а некоторые со временем те­ряют свои свойства вследствие старения клеевой прослойки.

В число основных операций, выполняемых при склеивании, входят: подготовка поверхностей; приведение клея в рабочее состояние; нане­сение клея на подготовленные поверхности, которые затем должны со­единиться под необходимым давлением; выдержка склеиваемых участ­ков деталей при определенной температуре для полного затвердевания клеевого слоя.

Подготовка поверхностей к склеиванию состоит из тех же опера­ций, которые выполняются перед окраской. Дополнительно будущие участки клеевого шва подгоняют друг к другу и в заключение делают шероховатыми.

Для приведения клея в рабочее состояние можно при необходимости снижать его вязкость с помощью растворителей или подогрева, а также вводить отвердители, наполнители и другие компоненты.

Для того чтобы выдавить из зазора между склеиваемыми поверхностя­ми воздух и избыток клея и создать сплошную клеевую пленку толщиной порядка 0,1 мм, шов опрессовывают. При такой толщине клеевой пленки прочность шва получается максимальной и к минимуму сводится опас­ность его разрушения вследствие неравенства коэффициентов линейного расширения склеиваемых материалов и затвердевшего клея.

Механизм отверждения различных клеев неодинаков: в одном случае жидкий клей становится твердым вследствие чисто физи­ческого процесса - испарения растворителя, в другом - вслед­ствие химических превращений (полимеризации и поликонденса­ции), а в третьем - является результатом и испарения и химиче­ских изменений связующего компонента.

Для ускорения отверждения и улучшения качества шва оконча­тельную сушку химически превращаемых клеев ведут при подо­греве (горячее отверждение).

В эпоксидные клеи наряду со связующим компонентом вводят отвердитель, в присутствии которого клеевые соединения высы­хают и без подогрева (холодное отверждение). Но при этом надо учитывать два обстоятельства:

скорость высыхания и прочность клеевого шва с холодным от­верждением будут меньше, чем с горячим (при прочих равных условиях);

в клеи холодного отверждения отвердитель необходимо вводить непосредственно перед их использованием с расчетом, что они будут израсходованы в течение допустимого срока хранения (в за­висимости от типа клея этот срок колеблется от 20 мин до не­скольких часов).

Переход любого клея из жидкого состояния в твердое сопро­вождается его усадкой, от которой неизбежно в клеевой прослой­ке появляются разрывы, ослабляющие прочность шва. Введение в состав клея наполнителя в значительной мере уменьшает усадку, а добавка пластификатора снижает хрупкость клеевого соединения.

Одним из показателей качества клеевого шва является его проч­ность (на разрыв или сдвиг). Она в равной мере зависит от сил сцепления внутри затвердевшего клея (когезии), которые умень­шаются с увеличением его толщины, и от сил адгезии. Очевидно, что прочность шва будет определяться той силой, которая в нем окажется слабее. Это обстоятельство следует учитывать при выборе марки клея и типа соединения.

Классификационным признаком клеев является вид связующе­го, т.е. различают клеи карбинольные, фенольные, эпоксидные, полиамидные, полиакриловые, полиуретановые, резиновые и др.

Рассмотрим для примера некоторые из них.

Широкое применение нашли клеи БФ-2, БФ-4, БФ-6 (бутваро­фенолоальдегидные) - спиртовые растворы термореактивной фе­нолоформальдегидной смолы, модифицированной (для повышения эластичности швов) бутваром. БФ-2 и БФ-4 служат для соединения твердых материалов, а БФ-6 - для склеивания тканей между собой и для крепления их к металлам, пластмассам и т.д. Все клеи сери БФ поставляются потребителю в готовом виде. Клеевое соединение из них сушат при температуре 90... 150 °С в течение 1... 3 ч.

К группе фенольных клеев относится также клей марки ВС-10Т, которым приклеивают фрикционные накладки тормозных колодок.

Очень прочное соединение однородных и разнородных твердых материалов обеспечивают выпускаемые промышленностью эпок­сидные клеи горячего и холодного отверждения. Они преимуще­ственно используются в виде пастообразных масс (композиций), причем не только для склеивания, но и для заделки трещин, вы­равнивания вмятин и других операций при ремонте автотрактор­ных деталей. Чтобы такого рода материалы (компаунды), постав­ляемые в готовом виде (без отвердителя) или приготовляемые ре­монтными предприятиями из отдельных компонентов, давали особо малую усадку при отверждении, в их состав вводится до 60 % на­полнителей (порошкообразных металлов, графита, сажи и др.).

Эпоксидные клеи при попадании на незащищенную кожу и их пары при вдыхании могут вызывать серьезные отравления. Соблю­дение необходимых мер предосторожности при работе с ними яв­ляется обязательным.

Ценным свойством цианакриловых клеев является их универ­сальность. Кроме того, благодаря малому времени отверждения, цианакриловые клеи позволяют значительно сократить и упростить технологические операции.

Цианакриловые клеи характеризуются:

высокой адгезией к любым металлам;

быстрым отверждением (время схватывания составляет от не­скольких секунд до нескольких минут);

Поделиться